Мужской бизнес-клуб успешных предпринимателей
Мужской бизнес-клуб предпринимателей
Вступить в клуб
Главная> Развитие бизнеса >Активы компании: виды, методы анализа

Активы компании: виды, методы анализа

21.02.2024
1 580
Время чтения: 14 минут
Сохранить статью:
Активы компании: виды, методы анализа

Что это такое? Активы компании – ее имущество, ресурсы, благодаря которым предприятие осуществляет операционную деятельностью. Классифицируются на оборотные и необоротные, ликвидные и неликвидные.

Зачем знать? Умение анализировать активы позволят правильно выстраивать долгосрочные стратегии, планировать товарные и складские запасы, вовремя избавляться от залежавшейся продукции. Здесь немаловажен грамотный бухгалтерский учет имущества.

Что такое активы и пассивы компании

Активы компании представляют собой ресурсы, имеющиеся у предприятия. К примеру, это могут быть товары и материалы, мебель, станки, оборудование, дебиторская задолженность, деньги на счетах, имущество. То есть все, что помогает бизнесу зарабатывать.

Необходимо осознавать, что часто активы компании – это не только предметы, которые можно потрогать, а еще и деньги, являющиеся долгами подрядчиков или клиентов, или невещественные объекты, к примеру, авторские права или право на торговый знак.

Что такое активы и пассивы компании

Важно понимать: активы компании представляют собой имущество (собственный капитал компании), а пассивы – источники финансирования активов. Если представить, что полиграфический станок – это актив, тогда оформленный в банке кредит на данный станок и будет пассивом.

Пассивы делятся на две группы:

  1. Собственный капитал – это деньги компании. Капитал увеличивается, когда владелец вкладывает в компанию личные средства, организация получает прибыль и оставляет ее в бизнесе. И наоборот, капитал уменьшается, если собственник выводит дивиденды.
  2. Обязательствами называют займы, взятые компанией для приобретения активов. К ним относятся кредиты, лизинги, отсрочки поставщиков. Обязательства бывают долгосрочными и краткосрочными.

Виды активов компании

Активы как крупных, так и небольших компаний отображаются в управленческом и бухгалтерском учете и применяются для расчета экономических показателей в финансовом анализе. С этой целью активы делят на четыре группы:

По форме

Активы компании делятся на материальные, нематериальные и финансовые.

Материальными активами называют физическое имущество организации (собственные активы компании), используемое для целей бизнеса (здания и сооружения, оборудование, товары на складе, компьютеры, мебель, топливо и т. д.) С помощью транспорта компания доставляет товары, в здании располагает офис, на складе хранит запасы продукции, а на оборудовании производит мебель.

Нематериальные активы представляют собой имущество, у которого нет физической, осязаемой формы. Сюда относятся товарные знаки, лицензии, патенты, разрешения, программные продукты. Все нематериальные активы компании имеют свою стоимость, принимают участие в бизнес-процессе.

Финансовые активы компании представлены деньгами и денежными эквивалентами. К примеру, это дебиторская задолженность, акции, облигации других предприятий и банковские вклады.

По скорости оборота

Активы предприятия делятся на оборотные и внеоборотные.

Виды активов компании

Оборотные активы – это активы со сроком оборота менее одного года. К оборотным активам компании, которые имеют разную структуру, относятся:

  • Запасы. К примеру, резервы сырья и материалов либо готовой продукции хранят на складе.
  • Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям. Остаток налога, неучтенный в вычете.
  • Дебиторская задолженность, которую нужно возвратить организации в течение одного календарного года (долгосрочный актив компании).
  • Краткосрочные финансовые вложения.
  • Деньги на расчетном счете и в кассе.

Внеоборотные активы компании представляют собой имущество со сроком полезного использования более года. Срок полезного использования указан в специальной классификации основных средств. Примечательно, что нематериальными активами можно пользоваться бессрочно, или же сроки устанавливает сама организация.

Внеоборотными активами называют:

  • Нематериальные активы.
  • Основные средства.
  • Прибыльные вклады в материальные ценности. К примеру, недвижимое имущество организация может сдавать в аренду или лизинг.
  • Долгосрочные денежные вложения.

Внеоборотные активы перемещают свою стоимость на расходы постепенно. Процесс, при котором их стоимость включают в себестоимость товара, работы или услуги, называется амортизацией.

По участию в бизнес-процессах

Активы организации бывают операционными и инвестиционными.

Операционные активы представляют собой активы, уже принимающие участие в создании товара или услуги. Например, транспорт, материалы, инструменты, деньги.

Инвестиционные активы – это ценное имущество, в которое вложили финансовые средства, но которое еще не включили в работу. В качестве примеров можно привести линию оборудования, еще не введенную в эксплуатацию, недостроенный объект.

По ликвидности

Ликвидность показывает темп продажи активов компании самой организацией с целью возмещения долгов.

Методы анализа активов компании

Общие активы компании анализируют с помощью горизонтального и вертикального методов. Специалисту приходится сопоставлять итоги работы за несколько аналогичных периодов.

Методы анализа активов компании

На основе горизонтального анализа делаются выводы по динамике изменения баланса за аналогичные периоды.

К примеру, начальник сверяет два квартала одного и того же года.

Активы I квартал II квартал Изменение (в рублях) Изменение (%)
Оборотные 2600,0 2270,0 -330,0 -13 %
В том числе:
Денежные средства 2000,0 1500,0 -500,0 -25 %
Запасы 500,0 700,0 200,0 28 %
Дебиторская задолженность 100,0 70,0 -30,0 -30 %
Внеоборотные 700,0 200,0 -500,0 -71 %
В том числе:
Оборудование 200,0 200,0 0 0 %
Автомобиль 500,0 0 -500,0 -100 %

По данным в таблице заметно, что за трехмесячный срок организация увеличила запас продукции на складе и добилась продажи автомобиля, а покупатели оплатили долг в 30 тысяч рублей.

Вертикальный анализ показывает долю статьи баланса в общем имуществе компании.

Рассмотрим еще раз этот пример.

Активы I квартал Доля (%) II квартал Доля (%)
Оборотные 2600,0 79 % 2270,0 92 %
В том числе:
Денежные средства 2000,0 61 % 1500,0 61 %
Запасы 500,0 15 % 700,0 28 %
Дебиторская задолженность 100,0 3 % 70,0 -3 %
Внеоборотные 700,0 21 % 200,0 8 %
В том числе:
Оборудование 200,0 6 % 200,0 8 %
Автомобиль 500,0 15 % 0 -100 %
Итого: 3300,0 100 % 2470,0 100 %

За трехмесячный срок удельный вес финансов и дебиторской задолженности не изменился. Количества запасов стало больше, а доля оборудования уменьшилась на 13 %.

Анализируя приведенный пример, приходим к выводу, что предприятие смогло собрать большое количество финансовых средств, есть возможность использовать их для развития компании или приобретения нового транспорта. Во втором квартале запасы увеличились с 15 до 28 %, из-за этого необходимо поднять объём продаж и избавиться от затоваривания.

Увеличение доли оборотных активов до 92 % во втором квартале доказывает, что произошли изменения тактики управления. Не исключен факт, что владелец желает закрыть бизнес либо вложить денежные средства в развитие компании за счёт продажи оборудования.

Оптимизация активов компании

Оптимизация состава и структуры активов компании нацелена на обеспечение полного полезного использования отдельных видов активов и на повышение прибыли. Она предполагает учёт таких особенностей деятельности, как:

  • отраслевая принадлежность предприятия;
  • средняя продолжительность операционного цикла;
  • оценка различных видов активов.

Оптимизация активов компании

Процесс оптимизации включает:

  • учёт перспектив развития производственной деятельности предприятия и её региональной диверсификации;
  • обеспечение соответствия состава активов структуре производства и сбыта продукции;
  • выбор наиболее перспективных видов активов с позиций их способности генерирования прибыли и обеспечения повышения рыночной стоимости предприятия;
  • обеспечение оптимальности состава активов с точки зрения их совокупной оборачиваемости;
  • достижение оптимальности состава активов с позиций достаточной ликвидности;
  • обеспечение оптимальности состава активов с позиций минимизации риска их потерь в процессе использования.

Бухгалтерский учет активов компании

Бухгалтерский учет таких активов представляет собой значимый аспект финансовой деятельности организации, так как создает возможность осуществлять контроль за материальными и финансовыми ресурсами, а также анализировать их продуктивность. К важнейшим принципам бухгалтерского учета активов предприятия относятся:

  1. Двойная запись. Простыми словами, каждый актив и обязательство отражаются на двух счетах: дебетовом и кредитовом. Благодаря этому ведутся контроль и учет всех операций, имеющих отношение к активам и обязательствам компании.
  2. Документальное оформление. Каждая операция с активами должна быть правильно задокументирована. Для этого составляются счета-фактуры, накладные, акты приема-передачи и другие официальные бумаги.
  3. Оценка активов. Для бухгалтерского учета активы компании оцениваются в финансовом выражении на основе их рыночной стоимости или других общепринятых методов оценки. Величина активов компании играет важную роль.
  4. Учет амортизации. Активы со временем устаревают, из-за этого их стоимость снижается. Для учета данного процесса используется амортизация, другими словами, систематическое распределение стоимости актива на выделенный период времени.
  5. Инвентаризация, то есть регулярная проверка наличия и состояния активов с целью определения вероятных ошибок или злоупотреблений.

Бухгалтерский учет активов компании

Бухгалтерский учет активов создает возможность предприятию отслеживать процессы и анализировать свое финансовое состояние, принимать решения по управлению ресурсами, а также добиваться прозрачности финансовой отчетности.

Для бухгалтерского учёта текущих активов компании, а также операций, совершаемых с их помощью, используют такие счета: с 01 по 26; 29, 40, 41, 44, 45, с 50 по 58; 60, 62, с 68 по 73; 75, 76, 97.

Управление активами состоит из оценки, учета, контроля за применением и оптимизации. Оценка активов компании совершается с целью установления их стоимости и определения эффективности использования. Учет активов производится для контроля за их движением и анализа прибыли или убытков от их применения. Контроль за реализацией активов компании совершается для достижения рентабельности их использования и недопущения неприятных ситуаций.

Часто задаваемые вопросы об активах компании

Есть ли необходимость знать свои активы и пассивы?

Знать активы и пассивы нужно для того, чтобы владелец бизнеса мог их проанализировать. В таком случае собственник будет способен принимать целесообразные, выгодные для него решения.

Предположим, что предприниматель стал свидетелем того, что финансовые средства не работают, то есть накопилось много запасов. Тогда он может либо реализовать товары со скидкой – потерять в доходе, но разморозить эти деньги и затем употребить их для вложения во что-то для достижения прибыли в будущем. Либо бизнесмен может заметить, что у него большая дебиторская задолженность.

Другими словами, он часто предоставляет поставщикам отсрочку, отгружает товар или оказывает услуги без оплаты. Предприниматель должен осознавать, что такой подход способен привести к кассовому разрыву.

Бывает, что продажа активов компании неизбежна.

Как можно работать с активами?

Работа с ценными активами компании требует индивидуального подхода. Например, организации могут снизить количество низколиквидных активов, продав никому не нужный старый гараж. Также активы можно обменивать на другие активы, поделить между владельцами компании и применять для достижения прибыли.

Есть ли необходимость вести баланс для работы с активами компании?

Баланс представляет собой важный отчет для предпринимателя. Он отражает, где находятся деньги, может ли компания в скором времени расплатиться по обязательствам, не слишком ли она закредитована, как деньги владельца работают в бизнесе.

С помощью балансовой стоимости активов компании можно понять, что бизнес приносит меньше прибыли, чем депозит в банке.

Как рассчитать стоимость чистых активов компании?

Для определения размера чистых активов, или NA, применяют такую формулу:

NA = (Активы − Дебиторская задолженность учредителей по вкладам в уставной капитал) − (Обязательства − Доходы будущих периодов от государственной помощи и подарков).

Например, если из 10 миллионов рублей активов мы минусуем 1 миллион рублей дебиторской задолженности учредителей, получится 9 миллионов рублей. Затем из этой суммы активов компании необходимо вычесть обязательства и доходы будущих периодов, возникшие из-за получения государственной помощи и подарков, допустим, 2 миллиона рублей. Таким образом, чистые активы компании составят 7 миллионов рублей.

Имущество компании нужно часто подвергать строгому учету и тщательному анализу. От результативности применения активов напрямую зависит доходность предприятия, следовательно, и инвестора. Для компаний, которые ведут деятельность в различных сферах, структура активов будет разной.

Во время анализа внимание акцентируется и на росте деятельности фирмы. К примеру, повышение дебиторской задолженности для кредитной организации будет хорошим показателем, ведь это докажет факт выдачи кредитов в большем количестве, чем в предыдущем периоде. Но в зависимости от качества этих кредитов результат может быть разным.

Однако для организаций сферы производства увеличение дебиторской задолженности является отрицательным фактором, так как это говорит о реализации товара в долг и плохой работе по взысканию долгов с покупателей.

Понравилась статья? Поделитесь: