Мужской бизнес-клуб успешных предпринимателей
Мужской бизнес-клуб предпринимателей
Вступить в клуб
Главная> Развитие бизнеса >Условия максимизации прибыли: особенности и подводные камни

Условия максимизации прибыли: особенности и подводные камни

22.06.2023
1 317
Время чтения: 14 минут
Сохранить статью:
Условия максимизации прибыли

О чем речь? Условия максимизации прибыли – это обстоятельства, влияющие на поведение компании на рынке. Действия в долгосрочной и краткосрочной перспективе при монопольном положении и в условиях конкуренции будут отличаться.

На что обратить внимание? Также стоит разобраться, чем является максимизация прибыли в принципе, как она проходит и с какими проблемами чаще всего сталкиваются предприниматели на отечественном рынке.

Суть максимизации прибыли

Максимизация прибыли — это стратегия предприятия, направленная на увеличение чистого дохода от коммерческой деятельности.

Исследование поведения организаций в тех или иных экономических обстоятельствах представляется достаточно сложным процессом. Это связано с тем, что предприятия реализуют разную продукцию, имеют индивидуальные производственные мощности и количество сотрудников. Основа любых исследований — опора на ключевые принципы. Один из них: все основные решения в организации принимаются с учетом условий максимизации прибыли.

Суть максимизации прибыли

В общепринятом понимании прибыль организации — это положительная разница между суммой доходов и затрат.

Экономическая прибыль — это разница между полученной выручкой и всеми расходами предприятия (явными и неявными). В качестве основы для расчетов берутся показатели нормальной и экономической прибыли.

Максимизация прибыли базируется на стремлении создать условия для получения высокого дохода. Осуществить это возможно, проработав внешние и внутренние аспекты функционирования предприятия. Необходимо сделать так, чтобы каждая единица продукции приносила максимальный доход. Условия максимизации общей прибыли тесно связаны с понятием предельного (MR), среднего (AR) и общего (TR) доходов.

Предельный доход (MR) — это прирост выручки при выпуске дополнительной единицы продукции.

Средний доход (AR) — это доход, получаемый от продажи одной единицы продукции в среднем.

Когда организация выпускает одну дополнительную единицу продукции, то увеличивается объем производства и добавочные издержки. Также растет предельная выручка. Если она выше добавочных издержек, то максимизация прибыли не достигнута. Когда добавочные издержки выше предельной выручки, то организация терпит убытки. Условие максимизации прибыли считается достигнутым, если предельная выручка и добавочные издержки равны.

Суть максимизации прибыли

Максимизация прибыли стимулирует дальнейшее функционирование организации. Если расходы превышают доходы, то речь идет об отрицательной экономической прибыли и предприятие несет убытки. Положительная экономическая прибыль означает, что ресурсы предприятия используются эффективно. Таким образом, об успешности предприятия говорит не бухгалтерская прибыль. В этом смысле гораздо показательнее экономическая прибыль.

Этапы максимизации прибыли

Прибыль считается максимальной, когда наблюдается равенство предельного дохода и издержек. Организации нужно набирать обороты в выпуске продукции и одновременно снижать производственные затраты. Это делается до тех пор, пока равенство не будет достигнуто.

Доход организации определяют экономические, производственные и управленческие факторы. На предприятии должна быть разработана сбытовая стратегия, которая включает ценообразование и ниши для инвестиций.

Условия максимизации прибыли для фирмы разрабатываются по следующему алгоритму. Необходимо:

  • Проанализировать успешность коммерческой деятельности предприятия на данный момент. Лучше, если этим займется приглашенный специалист. Это позволит обнаружить уязвимые зоны на предприятии.
  • Вычислить проблемные зоны, которые тормозят реализацию продукции или мешают снижению затрат. Это может быть высокий процент возврата товаров из-за его низкого качества или сложности в заказе востребованной позиции.
  • Определить стратегию получения прибыли. В случае большого количества возвратов продукции необходимо улучшить ее качество. Это позволит увеличить количество лояльных покупателей. Внедрение новых технологий производства и обучение персонала позволят уменьшить процент бракованной продукции.
  • Обозначить финансовую цель. Далее нужно декомпозировать ее на совокупность последовательных бизнес-шагов для достижения обозначенной прибыли. Вероятно, необходимо внести коррективы в товарную матрицу, исключить неходовые позиции, расширить ассортимент и провести обучение менеджеров по продажам.
  • Организовать эффективную систему внутреннего контроля на предприятии. Создание условий для максимизации прибыли предполагает проверку не только финансовых результатов, но и процесса реализации продукции.

Когда руководитель определенного проекта осуществляет контроль всех этапов деятельности, ошибки персонала будут замечены вовремя. Это позволит принять корректировочные меры и приблизить промежуточные результаты к плановым показателям.

Разрабатывая стратегию получения прибыли, нужно учитывать индивидуальную специфику организации. В этом поможет SWOT-анализ, который позволяет комплексно оценить все факторы, прямо или косвенно влияющие на бизнес. Благодаря ему можно определить сильные и слабые стороны предприятия.

Этапы максимизации прибыли

Большую роль играет имидж бренда на рынке, влияющий на поведение потребителя. Сформированный положительный образ компании в глазах потенциальных клиентов означает, что уровень их лояльности и доверия высокий. Для формирования имиджа организации требуется провести мониторинг ситуации на данный момент времени. Это комплексная оценка упоминаний бренда в Интернете и проведение опросов.

В итоге выявятся слабые и сильные стороны бренда. После этого разрабатывается план формирования положительного имиджа и соответствующих мероприятий.

Условия максимизации прибыли

В условиях несовершенной конкуренции

При таком типе конкуренции на рынке производитель может контролировать цены. При этом прослеживается тенденция к снижению потребительского спроса. Это меняет условия максимизации прибыли на рынке. Предприятия вынуждены снижать стоимость или выпускать меньший объем продукции.

На таком рынке при росте продаж происходит снижение цены продукции, а значит, реализация каждой дополнительной единицы товара происходит по низкой стоимости. Получается, что ключевой фактор продажи — снижение цены.

Итак, возрастают объемы продаж, но предприятие теряет часть выручки из-за того, что покупатели платят меньшую стоимость. Результатом такого относительного убытка является снижение предельного дохода (МР). Он разнится с ценой реализации.

Правило максимизации прибыли в условиях любого типа конкуренции на рынке одинаковое: МР = МС. Однако есть ряд специфических характеристик для каждого конкретного случая. Для этого нужно детально ознакомиться с типами рынка несовершенной конкуренции.

При монополии на рынке

Монополия — это такая рыночная ситуация, когда одна компания реализует товар, у которого нет аналогов. Ключевой признак монополии заключается в том, что нет конкурентной среды.

На данный момент это достаточно редкая рыночная модель, особенно на мировом и национальном уровне. Монополия может присутствовать на местном рынке. Естественно, что компанию-монополиста не волнует максимизация прибыли конкурентом в условиях данной рыночной модели.

У покупателя нет выбора, и он вынужден приобретать продукцию по цене производителя или не покупать вовсе. Если цена на продукцию завышена, то будет низкий спрос. Таким образом, условия максимизации прибыли на рынке монополии — это правильный выбор производственного объема и ценообразования. Стоимость товара должна быть такой, чтобы вся произведенная продукция была реализована.

Условия максимизации прибыли

Условие максимизации общей прибыли для рынка монополии: Р > МР = МС. Предприятие-монополист определяет оптимальный объем выпуска товаров, ориентируясь на равенство МР = МС, а потом сравнивает предельный доход с ценой и выставляет стоимость на основании неравенства Р > МР.

При олигополии на рынке

Олигополия представляет собой рыночную ситуацию, когда господствуют несколько крупных фирм, конкурирующих друг с другом. Данные организации связаны между собой. Это влияет на ценообразование. Устанавливаемая цена на продукцию и определяемый объем производства зависит от конкурентной стратегии.

На рынке олигополии оптимальный объем выпуска продукции и получение высокой прибыли не связаны с равенством МР = МС.

Условия максимизации прибыли на рынке олигополии:

  • сегментация товарного ассортимента;
  • работа над качеством продукции;
  • создание уникального дизайна;
  • повышение уровня качества сервиса.

Максимизация прибыли в долгосрочной перспективе

Ранее мы рассматривали условия максимизации прибыли в краткосрочном периоде. Если говорить о долгосрочной перспективе, то доход нужно увеличивать, учитывая следующие факторы:

  • временной промежуток;
  • перспективы появления конкурентов на рынке или, наоборот, закрытия имеющихся компаний;
  • изменение стоимости.

В случае если стоимость товара выше средних валовых издержек (АТС), есть большая вероятность, что в отрасли появятся новые производители. Это влечет за собой увеличение объема продукции на рынке, а значит, его цена снизится до АТС. Часть организаций уйдет из отрасли из-за вероятной убыточности. Складывается обратная тенденция.

Снижение стоимости приводит к тому, что валовый доход становится равен уровню валовых издержек. Чистая прибыль снижается. При этом бухгалтерская сохраняется такой же, как и раньше. Получается, что предприятие способно функционировать в долгосрочной перспективе, не меняя объем выпуска до того момента, когда спрос пойдет вверх. Это приведет к увеличению стоимости.

В итоге формируются условия для максимизации прибыли фирмы: Р > АТС.

Максимизация прибыли в долгосрочной перспективе

Если в отрасли растущие издержки, новые компании не рискуют осваивать рынок при убыточной цене. Иная ситуация, когда устанавливается цена выше величины средних валовых издержек и на рынке есть стабильный спрос на продукцию. Тогда условия максимизации прибыли возможны.

Запрещенные методы максимизации прибыли

Случается, что в стремлении увеличить доход бизнесмены предпринимают шаги, которые идут вразрез с моральными и юридическими нормами поведения.

Экономия на заработной плате

В стремлении производить больше продукции предприниматели пытаются сэкономить на заработной плате сотрудников и выплате премий. Работники производства вынуждены трудиться в несколько смен для достойного дохода. Такая стратегия руководства дает результат в краткосрочной перспективе. Прибыль растет из-за высокой производительности при прежних расходах на ФОТ. Однако в долгосрочной перспективе эта стратегия чревата следующими проблемами:

  • возникновение трудовых споров и штрафов;
  • увольнение работников;
  • дефицит квалифицированных кадров и спад производительности.

Избыточная максимизация прибыли

По мнению экспертов, длительный рост экономики в регионе приводит к оттоку населения. Крупные предприятия с набирающими обороты объемами производства оказывают влияние на обстановку в населенном пункте в самых разных аспектах: от ухудшения экологии до притока желающих заработать из других регионов.

Проблемы максимизации прибыли на отечественном рынке

Один из важнейших вопросов, что важнее для функционирования предприятия: получение максимальной прибыли или рост финансового благосостояния акционеров? Согласно теории экономики, каждая коммерческая деятельность имеет ключевую цель — получение высокой прибыли в долгосрочной перспективе. В теории основ менеджмента, напротив, подчеркивается, что цель бизнеса — максимизация благосостояния акционеров.

Если бизнес малый, то большинство решений руководитель принимает с целью создания условий максимизации прибыли в краткосрочной перспективе. Это приводит к тому, что у фирмы нет ресурса для дальнейшего роста.

В крупных компаниях акционеры не контролируют каждое решение руководителя. При дальновидном подходе многие топ-менеджеры не преследуют цель получить доход в моменте. Они стремятся к созданию условий для максимизации прибыли и развития бизнеса или к высоким дивидендам для акционеров. Цели руководства и акционеров различны. Руководитель может выбрать максимальную прибыль в моменте, стремиться, например, к карьерному росту. А акционерам важно стабильное получение дохода в долгосрочной перспективе.

Нужно отметить, что руководство компании ограничено в достижении целей, помимо получения максимальной прибыли в длительной перспективе. Это связано с тем, что их могут снять с должности акционеры или совет директоров.

Проблемы максимизации прибыли на отечественном рынке

Еще один немаловажный момент: владелец бизнеса не всегда стремится к его развитию. В этом случае большая часть прибыли идет в виде щедрых дивидендов акционерам. Для того чтобы развивать бизнес, владелец вынужден брать кредитные средства. Топ-менеджерам неинтересна работа в такой системе. Этот вариант часто встречается в России. Бизнес, не заинтересованный в максимальных заработках, теряет долю рынка. Самые успешные компании уделяют много внимания максимизации прибыли в имеющихся рыночных условиях.

Понравилась статья? Поделитесь: