О чем речь? Существуют различные виды прибыли компании, хотя многие начинающие предприниматели полагают, что достаточно только расчета чистого показателя. Это не так, ведь анализ разных величин лучше покажет, в каком состоянии находится бизнес.
На что обратить внимание? Различают экономическую и бухгалтерскую прибыли, инвестиционную и ряд других. Все они отображают тот или иной доход, поэтому руководителю необходимо регулярно совершать подсчеты.
В этой статье:
Понятие прибыли
Рассмотрим понятие прибыли на конкретных показателях. Компания с дневной выручкой 15 000 ₽ имеет среднемесячную выручку 450 000 ₽. Если затраты (амортизация оборудования, оплата труда работников, налоги, коммунальные платежи и т. д.) составляют 200 000 ₽ в месяц, то прибыль – 250 000 ₽.
Для определения суммы выгоды компании из общего заработка надо вычесть все расходы.
Для многопрофильной деятельности следует рассчитывать виды прибыли компании по каждому направлению деятельности. Это дает возможность оценить рентабельность составных частей бизнеса и его эффективность в целом.
Понятия выручки, прибыли существенно отличаются. Не все собственники бизнеса понимают это.
Сумма средств, полученных компанией за проданные товары и оказанные услуги, является выручкой. Фактически это заработок компании до вычета платежей. В вышеописанном примере сумма в 10 000 ₽ является дневной выручкой, сумма в 300 000 ₽ – месячной. При расчете этих показателей необходимо учитывать следующую особенность. Сумма предоплаты включается в объем вырученных средств только после получения товаров клиентами и оформления первичной бухгалтерской документации, а не по факту поступления денежных средств на счет продавца.
Таким образом, выручка – сумма, полученная от продаж и оказания услуг, прибыль – оставшаяся от нее после вычитания расходов часть.
Задачи и функции прибыли компании
Прибыль компании необходимо считать для понимания перспектив развития бизнеса и для определения направлений его совершенствования. Компания может иметь значительный ее показатель, но средств на расширение бизнеса у нее может не хватать.
Существуют три вида анализа рентабельности компании:
- Горизонтальный (временной). Даёт информацию о развитии бизнеса, способствует предотвращению снижения показателей выручки. Это сравнение прибыли в разные периоды времени, например, данные за второе полугодие 2022 г. соотносятся с цифрой за тот же период 2021 г.
- Вертикальный (структурный) анализ дает понимание состава расходов, т. е. на какие платежи и в каких объемах тратится полученная выручка.
- Конкурентное исследование проводится для понимания положения компании в бизнес-среде. Сравнение с соперниками возможно при наличии информации о них. Существует проблема получения достоверных сведений о конкурентах. Возможно использование инсайдерской информации. Следует поработать с бизнес-консультантами и получить у них сведения о ситуации на рынке. Можно использовать официальные статистические данные.
Если маржинальная прибыль падает при нормальном показателе валовой, следует уменьшить косвенные расходы. Расчёт поможет понять, где теряет компания и на чём она зарабатывает. Например, если валовая прибыль в норме, но падает маржинальная, значит нужно пересмотреть косвенные расходы. Бизнес надо полностью реструктурировать или закрыть во избежание банкротства, если нет положительных показателей.
Основной функцией прибыли является отражение экономической деятельности компании в денежном эквиваленте. У этой экономической категории есть другие характеристики:
- Оценочная функция определяет работу предприятия в комплексе и дает понимание уровня, на котором компания находится в настоящий момент.
- Стимулирующая позволяет уточнить показатели эффективности работы фирмы и побуждает к увеличению выручки.
- Воспроизводительная функция способствует пониманию соотношения доходов/расходов.
- Контрольная дает возможность оптимизировать критерии оценки деятельности компании.
- Фискальная функция заключается в отчислении прибыли в государственный бюджет.
Таким образом, эта экономическая категория является показателем качества работы и успешности компании. Полученную прибыль следует направлять на развитие бизнеса, улучшение условий труда, выплату премий работникам, доходов по акциям и т. д.
Основные виды прибыли
Видами прибыли компании являются:
Маржинальная
Для определения показателя из выручки вычитаются переменные расходы. Они включают затраты на закупку сырья, расходные материалы, другие выплаты. Выручка — это денежные средства, которые компания получила от покупателей за товары и услуги.
Анализ маржинальной прибыли проводят в течение длительного времени. Значительный ее рост означает, что компания грамотно работает над ценообразованием и правильно планирует расходы. Если повышения маржинальной прибыли нет, следует установить причины такой ситуации, устранить их и принять меры для улучшения показателей. Например, продовольственный магазин «Великан» получил месячную выручку 300 000 ₽. Переменные расходы составили 100 000 ₽. Маржинальная прибыль получилась 200 000 ₽. Она рассчитывается по формуле:
Маржинальная прибыль = Выручка — Переменные расходы.
Исходя из маржи, руководитель магазина может рассчитать соответствующие данные:
Маржинальная рентабельность = (Маржинальная прибыль ÷ Выручка) х 100.
Показатель маржинальной рентабельности характеризует положение дел в компании. При увеличении переменных расходов сумма этого вида прибыли уменьшается. Это означает, что при неизменной выручке маржинальная рентабельность будет ниже.
Операционная прибыль
Ее по-другому называют прибылью от реализации. Она показывает итоги деятельности бизнеса. Под операционной прибылью понимают разницу между выручкой и суммарными расходами (переменными и постоянными). В предыдущем разделе рассмотрено содержание первых. К постоянным относятся деньги за аренду, коммунальные услуги, расходы на оплату труда и другое. В некоторых компаниях к ним причисляют затраты на обучение персонала, регистрацию бренда, товарных знаков.
Маржинальная прибыль всегда больше операционной. Последняя рассчитывается по одной из двух формул:
Операционная прибыль = Выручка — Переменные расходы — Постоянные расходы.
Операционная прибыль = Маржинальная прибыль — Постоянные расходы на ведение бизнеса.
К примеру, выручка компании «Волга» составила 300 000 ₽ в месяц. Если на расходные материалы потрачено 50 000 ₽, на аренду помещения и заработную плату — 100 000 ₽, то операционная прибыль составляет 150 000 ₽. Для расчета рентабельности эту сумму делят на выручку и умножают на 100 %.
На основе данных компании «Волга» операционную прибыль 150 000 ₽ делим на 300 000 ₽ и умножаем на 100 %. Получаем показатель рентабельности 50 %. При отрицательной цифре необходимо выявить причины и принять меры к ее повышению. Как вариант, можно снизить фиксированные расходы. Возможно, надо изменить политику ценообразования на основе закупочных цен или стоимости услуг.
Валовая прибыль
Расчет показателя делают по компании в целом и по группам конкретных товаров или услуг. Этот параметр показывает объем остающихся денежных средств, если из выручки от продажи вычесть средства на закупку сырья, оплату труда работников, амортизацию или аренду оборудования. Таким образом, для расчета валовой прибыли из выручки вычитается полная себестоимость товара.
Валовая прибыль = Выручка от продаж товара/услуги — Себестоимость их.
Так, при стоимости бизнес-ланча в кафе «Сказка» в 150 ₽ и себестоимости его, равной 100 ₽, валовая прибыль от продажи составляет 50 ₽.
Анализ ассортимента компании на основе данного показателя проводится на основе комплексного АВС-отчета, который классифицирует ресурсы по уровню их важности.
Чистая прибыль
Чистая прибыль является конечным и главным итогом работы компании за определенный период. Этот показатель получается из общей выручки за вычетом всех расходов, налогов, оплаты труда работников, затрат на обслуживание займов и кредитов.
Чистая прибыль = Выручка компании — Все ее расходы.
Например, месячная выручка магазина канцтоваров «Авторучка» составила 350 000 ₽. Постоянные расходы на аренду помещения, коммунальные услуги, оплату труда работников – 180 000 ₽. Переменные расходы на материалы (чековая лента, клейкие этикетки, упаковка) — 10 000 ₽. Налог по патенту в пересчете на месяц — 2 000 ₽. Амортизация оборудования — 6 000 ₽. Автоматизированная система продаж с кассовой программой и ОФД в пересчете на месяц — 2 000 ₽.
Рассчитываем чистую прибыль: 350 000 ₽ – (180 000 ₽ + 10 000 ₽ + 2 000 ₽ + 6 000 ₽ + 2 000 ₽). Результат: 150 000 ₽.
Чистая прибыль — то, что заработала компания. Эту сумму можно использовать для расширения бизнеса, замены устаревшего оборудования, создания новых производственных и торговых объектов, на премирование работников, формирование денежного резерва предприятия.
Для повышения рентабельности бизнеса надо провести анализ расходов компании и пересмотреть ценовую политику.
Бухгалтерская и экономическая прибыль компании
Для оценки выгодности бизнеса инвесторами или покупателями рассчитывают и анализируют бухгалтерские и экономические показатели:
- Бухгалтерская прибыль – разница между доходами и расходами по всем видам деятельности.
- Экономическая – такой же расчет, но вычитают и все неявные издержки.
В расчете бухгалтерской прибыли учитывают все явные затраты. Это оплата труда, коммунальные расходы, затраты на оборудование и материалы, банковские и налоговые перечисления.
Неявные расходы вычитаются при расчете экономической прибыли. Но здесь возникает вопрос правильного их определения. Например, деревообрабатывающий цех принадлежит компании. Его можно сдавать в лизинг. Имеется (возможно) недополученная прибыль от аренды цеха, т. е. неявные денежные потери.
Для оценки эффективности основной деятельности компании рассчитывают экономическую прибыль. Расчет производится по формуле:
Экономическая прибыль = Бухгалтерская прибыль – Внутренние (неявные) затраты.
Бухгалтерски рассчитанная цифра используется для учета и определяется по стандартному алгоритму. Эта характеристика применяется при сравнении компании с другими. Например, стоит вопрос покупки бизнеса. Зная показатели аналогичного дела, рассчитанные по стандартному алгоритму, инвестор может понять, насколько они соответствуют данным приобретаемой фирмы. При подготовке и принятии управленческих решений используется экономическая прибыль.
Виды инвестиционной прибыли компании
Для оценки деятельности предприятия, в которое планируются инвестиции, могут рассчитываться другие виды прибыли. Для этого применяют данные, сформированные по международному стандарту финансовой отчетности (МСФО). МСФО регламентирует правила получения итоговых показателей и составления документов, необходимых инвесторам для принятия решений в отношении компании.
В МСФО дается следующая классификация прибыли: операционная; до вычета налога на прибыль; чистая. Дополнительно для оценки используются показатели EBIT и EBITDA, которые в бухгалтерскую отчетность не включаются и рассчитываются отдельно.
Операционная прибыль
Операционная прибыль = Валовая прибыль + Операционные доходы – Операционные расходы.
Доходы от сдачи активов в аренду и от реализации оборотных фондов (сырья, материалов, товарно-материальных ценностей) включаются в операционные. Налоги и выплаты по кредитам, займам в операционном доходе не учитываются.
В операционные расходы включаются затраты на управление и обслуживание предприятия, расходы на упаковку, транспортировку, хранение и другие, связанные со сбытом готовой продукции.
Прибыль до налога и чистая прибыль
Прибыль до вычета налога на прибыль = Операционная прибыль +/– Результат от инвестиционной деятельности +/– Результат от финансовой работы +/– Другие разовые прибыли (убытки) +/– Прибыли (убытки) от чрезвычайных событий.
Инвестиционной деятельностью здесь являются все поступления и расходы денежных средств, связанные с вложениями в строительство, реконструкцию, техническое перевооружение производства и пр. Финансовая – это поступления денежных средств и расходы, которые приводят к изменению капитала компании: получение кредитов и выплаты по ним, работа по купонам, дивидендам, обратный выкуп акций, погашение облигаций и пр.
Учитываются другие разовые прибыли (убытки): выручка от продажи основных фондов, переоценка активов и пр. Также считаются прибыль (убытки) от чрезвычайных событий: стихийные бедствия, пожары, наводнения, аварии, расходы по их предупреждению, получение страховых выплат и пр.
Чистую прибыль рассчитывают путем вычитания налога на прибыль.
EBIT и EBITDA
Эти показатели в отчетность компании не включаются, но инвесторы, особенно зарубежные, используют их часто.
EBIT – это прибыль с учетом налогов, процентов, которые необходимо перечислить за пользование заемными и кредитными средствами. Дает возможность сравнивать компании, работающие по разным системам обложения обязательными платежами/взносами и имеющие различные объемы заемных и кредитных средств.
EBITDA представляет собой сумму EBIT и амортизации основных производственных фондов и нематериальных активов. Формула для расчета показателя:
EBITDA = EBIT + Амортизация основных фондов и нематериальных активов.
По показателям EBITDA и EBIT возможна оценка объемов заработанных компанией денег и возможностей обслуживания своих активов, возврата займов и кредитов, выплаты налогов. Расчеты этих цифр можно провести самостоятельно по финансовой отчетности или использовать готовые формулы на сайтах-агрегаторах (например, smart-lab, blackterminal, conomy и др.).
Таким образом, основой развития бизнеса является своевременное принятие правильных управленческих решений. Необходим расчет различных видов прибыли. При небольшой фирме это можно сделать самостоятельно. Для крупного многопрофильного бизнеса такой расчет достаточно сложен, его должны делать специалисты.