Мужской бизнес-клуб успешных предпринимателей
Мужской бизнес-клуб предпринимателей
Вступить в клуб
Главная> Развитие бизнеса >ROI как показатель окупаемости бизнеса

ROI как показатель окупаемости бизнеса

03.10.2022
3 236
Время чтения: 15 минут
Сохранить статью:
roi

Кому нужен? ROI в качестве инструмента анализа востребован как среди владельцев бизнеса, так и профессиональных инвесторов. Его грамотный и своевременный расчет позволяет уберечься от ошибок, которые приведут к пустой трате средств.

На что обратить внимание? Существуют разные формулы определения коэффициента возврата инвестиций, как и способы произвести вычисления. В каждом конкретном случае нужно выбирать наиболее оптимальные варианты, чтобы в итоге получить точный результат.

Разница между ROI, ROMI, ROAS и ДРР

В бизнес-аналитике немалую роль играет оценка финансовых значений. Каждый из перечисленных в заголовке показателей может использоваться для этой цели, однако, все они друг от друга отличаются.

ROI (Return on Investment) является параметром окупаемости производства. Его применяют для того, чтобы определить коэффициент возврата или дохода от инвестиций. Сюда входят все капиталовложения, в том числе аренда помещений, покупка аппаратуры и материалов, зарплата работников. Если кратко, то учитываются все финансовые операции, относящиеся к расходам компании.

Return on Marketing Investment (ROMI) — практически то же самое, что и ROI, но его используют исключительно в маркетинге. Им обозначают коэффициент возврата инвестиций в рекламную компанию.


Стоит также знать о формулах ROAS (Return On Ad Spend) – прибыльность вложений для раскрутки и ДРР – доля затрат на маркетинг. К ним относятся только суммы чистых капиталовложений в рекламу.

Однако, ROI является наиболее полным показателем окупаемости и используется для всех сфер проекта.

Цели определения ROI

Заниматься подсчётом возврата вложений необходимо для того, чтобы предупредить ошибки, способные стать причиной нерационального растрачивания денежных средств компании. Другими словами, решать, нужно ли дальше закупать материалы, сократить или нет каналы для раскрутки, остановить проект.

В результате с помощью показателя ROI вы сможете понять, насколько прибыльным является ваш проект и есть ли смысл продолжать его инвестирование. Способ подсчёта практически всегда один и тот же (вне зависимости от того, какая цель):

  • Если вкладываться в проект будут с расчётом на долгосрочный доход, то ROI поможет узнать, какая окупаемость может быть в итоге.
  • Если капиталовложение происходит для получения дивидендов с акций или дохода с их продажи, то, используя ROI, можно сравнить коэффициенты разных организаций. Благодаря этому вы получите наиболее стабильный портфель вложений, который сможет противостоять перепадам на рынке.
  • Если речь идёт о рекламе, то ROI покажет коэффициент дохода за счёт вложений в маркетинговую компанию.

От размера компании зависит, какое количество расчётов прибыли необходимо будет произвести. Эти значения потом сводятся к одному и представляют собой средний показатель ROI для всей организации.

Формулы расчета ROI

Ещё раз повторим, что ROI указывает на то, насколько инвестиции в проект являются рентабельными.

Формулы расчета ROI

По этой причине в расчёт берутся все расходы на проект (маркетинговая сфера, в том числе) и прибыль, полученная в результате его воплощения. Формула такая:

ROI = (Доходы от вложений – размер вложений)/размер вложений * 100%, где:

  • доход – общая прибыль, полученная за указанный временной период;
  • вложения – общая сумма всех вкладов.

Для примера возьмём отдел продаж. Менеджеры, которые отвечают на звонки, сделали в течение месяца 100 заявок. Цена одной составила 500 рублей. Прибыль выходит 50 000 рублей. Затраты на оплату труда менеджеров и необходимое оснащение «вылилось» в 26 000 рублей.

ROI = (50 000 — 26 000) / 26 000 * 100% = 92%

Полученные в результате подсчёта 92% говорят о том, что доходы не в полной мере покрывают инвестиции.

Есть ещё одна формула, в которой добавлен временной промежуток, взятый для расчёта:

ROI = (Доход от вложений за период — размер вложений за период) / размер вложений за период

Данный вариант помогает посчитать прибыль от владения облигациями или другими ценными бумагами.

Значения показателя

Есть три варианта развития событий:

  • ROI < 0% – вложения оказались не прибыльными, проект не приносит доход. Чтобы спасти ситуацию, необходимо либо повысить прибыль, либо уменьшить расходы.
  • ROI = 0% – проект «вышел в ноль». Это значит, что вложенные деньги полностью возвращаются, но прибыли нет. В такой ситуации организация не имеет дохода, который можно было бы потратить на развитие и увеличение бизнеса.
  • ROI > 0% – прибыль больше затрат. Проект, в который были вложены деньги, оказался рентабельным, прибыль увеличивается, благодаря чему организация имеет возможность развивать и масштабировать бизнес.

Оптимальный момент определения ROI

Не стоит забывать, что ROI — это показатель эффективности, с помощью которого можно принимать дальнейшие решения. Подобные метрики имеют название actionable metrics. Есть такие показатели, которые просто дают информацию о том, хорошо или плохо идут ваши дела, и совершенно не помогают понять, что именно не так, и в каком направлении надо двигаться (например, churn rate или количество подписчиков). Actionable метрики указывают на определенные проблемы, требующие решения.

ROI нужен не для преобразования, а чтобы руководителю было легче принять непростые решения в развитии своей компании. К примеру, в тех случаях, когда надо определиться, продолжать ли закупать материалы, что делать с рекламным каналом, убрать или оставить программу лояльности. Таким образом, этот показатель помогает в сложных управленческих ситуациях.

Для подсчёта лучше выбрать временной промежуток, когда не было каких-либо серьёзных перемен в маркетинге кампании, методе продаж или изготовления.

Методы расчета коэффициента

Формула для расчёта рентабельности вложений может подсчитываться различными способами:

  • Самостоятельно ввести данные можно тогда, когда необходимо в полной мере изучить проект и узнать, откуда взялось какое-либо значение. В других ситуациях это не самый лучший метод, потому что он занимает много времени и сил. К тому же при подсчёте можно сделать ошибку и тогда итоговое значение будет неверным.
  • Есть способ автоматического подсчёта. Самым менее автоматизированным вариантом считается перенос информации из CRM в Excel таблицу. Многим он покажется древним, однако, так очень удобно рассмотреть весь инвестиционный проект целиком.
  • Самый простой метод – использование онлайн-калькулятора. Можно выбрать наиболее подходящий из тех, что есть в интернете. Узнать, какой показатель ROI у вашей организации вы сможете за несколько секунд.

Лучший метод подсчёта – тот, где будут собраны одновременно все сведения. Системы аналитики не могут брать в расчёт офлайн продажи, а CRM-система не получает информацию о телефонной продаже, если она не объединена с коллтрекингом.

Для того чтобы все необходимые данные были в одном месте, учитывались при подсчёте и предоставлялись в виде доступного отчёта, есть специальные сервисы. Как бы там ни было, каждый из описанных методов имеет место быть, а каким из них воспользоваться решает руководитель, учитывая специфику своей деятельности.

Возможные ошибки при вычислении ROI

  • Специалист не взял в расчёт дополнительные траты. Может он не внёс данные о комиссиях, налогах, оплате подрядчиков, эксплуатационные затраты. Без этих значений конечный результат будет неточным и риски инвестиций получатся выше реальных.
  • Возможные ошибки при вычислении ROI

  • При расчёте учли не все источники дохода. К примеру, прибыль от розничных продаж внесли, а про оптовую забыли, либо не указали доход от субаренды помещения. Специалист может случайно упустить любую важную деталь.
  • Для подсчёта были взяты не все данные. В анализ ROI должны быть включены абсолютно все затраты и вся прибыль за указанный временной период. Поэтому не получится сделать качественный расчёт, если не будет хватать отчётов по доходам, тратам на рекламную компанию, операционную деятельность, изготовление, уплату налогов. Без учёта хотя бы одного значения получится ложный итоговый результат.

Специфика ROI в разных направлениях бизнеса

Необходимо осознавать, что не всегда можно сделать расчёт ROI идеально достоверным. Как мы знаем, для него нужны все данные о тратах, но далеко не все бухгалтеры смогут вам их дать. При этом, чем сложнее сфера деятельности организации, тем больше вероятность упустить некоторые расходы и капиталовложения. Лучше всего ROI подходит для:

  • Продажи продукции через магазины, каталоги или рассылки на почту.
  • Программы лояльности. В этом случае ROI рассчитывает окупаемость для каждого покупателя.
  • Увеличение продаж через значения возврата вложений в рекламную компанию. В других ситуациях одним ROI не обойтись. Данный показатель не подходит абсолютно для всего. Вот случаи, при которых ROI неэффективен.
  • Длинный цикл продаж. Транспорт, крупные бытовые приборы, люксовые товары имеют длинный цикл продаж, потому что человек дольше принимает решение об их приобретении. Первым делом потенциальный покупатель будет сравнивать цены, узнает положительные и отрицательные стороны продукта, спросит совета у профессионалов. Пользователя может заинтересовать ваша реклама в интернете, но решение приобрести товар может прийти к нему нескоро. Поэтому здесь ROI будет зависеть от выбранного промежутка времени.
  • Специфика ROI в разных направлениях бизнеса

  • Большая стоимость. Сделать анализ ROI для дорогостоящих товаров очень непросто. Для примера возьмём недвижимость. Она не только дорогая, но, к тому же, имеет длинный цикл продаж. Очень часто клиенты узнают стоимость и условия сделки, но покупку не совершают.
  • Продукты с абсолютно разной стоимостью. Если в списке ваших товаров есть крупная и дорогая бытовая техника, а рядом с ней недорогие принадлежности и аксессуары, то вы точно знаете, как непросто узнать эффективность вашей деятельности. В этой ситуации необходимо разделить клиентов по сумме их покупок. Конечно же каждый покупатель важен, но цена за получения контактных данных человека, купившего поварешку, и того, кто заинтересовался покупкой холодильника должна быть разной.

Способы увеличения ROI

Ознакомимся с четырьмя способами, как повысить показатель, у каждого из которых есть свои особенности:

  1. Уменьшение расходов на инвестиции, которые не дают прибыли. Необходимо проанализировать продажи и решить, во что можно вкладывать меньше денег. Но подойти к этому вопросу нужно тщательно, чтобы не урезать вложения в те вещи, которые приносят прибыль. Для увеличения показателя ROI нужно подходить ко всему комплексно: анализировать производство и рекламу, операционные расходы и налоги.
  2. Повышение прибыли. Для этого можно добавить новые товары или услуги, а также поискать дополнительные пути сбыта. Рассматривать нужно разные варианты, главное, чтобы они подходили конкретно вашей организации. Помимо этого, необходимо увеличить наиболее прибыльные каналы. Чтобы это сделать, заблаговременно рассчитайте эффективность отдельных капиталовложений, источников, товаров.
  3. Поменять стратегию разделения затрат на конкретный проект. Нужно узнать, насколько точный экономический прогноз сделали ваши специалисты. Если есть возможность, то расходы на проекты и товары необходимо перераспределить.
  4. Способы увеличения ROI
    Если говорить о рекламе, то будет иметься в виду закрытие неэффективных вложений, затраты на которые пойдут для расширения более прибыльных проектов.

  5. Для того чтобы сделать вышеперечисленные действия, нужно максимально качественно заниматься аналитикой и учитывать абсолютно все затраты и рентабельность. Таким образом, вы сможете понять, от чего следует отказаться, а на развитие каких проектов нужно направить средства, время и силы.

С помощью показателя ROI не получится абсолютно точно оценить работу организации. Для корректного расчёта рентабельности капиталовложений берутся все возможные значения. К тому же надо знать, как правильно использовать данные, полученные благодаря анализу, основываясь на ROI. Имеется в виду, что, опираясь на результат расчёта, необходимо грамотно менять стратегии бизнеса, вложений, маркетинга и другие сферы деятельности вашей компании.

Понравилась статья? Поделитесь: