О чем речь? HADI-цикл – это метод тестирования гипотез, который позволяет быстро понять перспективность той или иной идеи. С его помощью можно исследовать несколько предположений, главное, чтобы они не затрагивали одну и ту же метрику.
Что учесть? В целом гипотезы могут быть любыми, важно только одно – они должны соответствовать ряду критериев. Ошибочно выбранные идеи сведут на нет всю методику, и бизнес не сможет получить адекватное понимание их эффективности.
В этой статье:
Понятие HADI-цикла
Возможно, вы еще не слышали о методике HADI, но наверняка уже использовали её.
HADI-циклы являются цепочкой последовательных простых действий, которые помогают точно и понятно формулировать идеи по росту и развитию продута, его дальнейшей проверке при минимальных условиях:
Hypothesis (Гипотеза) → Action (Действие) → Data (Анализ данных) → Insights (Выводы).
Гипотеза составляется на основе определенного принципа: «Выдвигаем предположение, тестируем при минимальных условиях за отведенное время и проводим проверку».
Основная ценность HADI – это скорость проведения процесса исследования предположений для их последующего использования в работе продукта.
Перед командой стоит задача – понять потенциал и общую работоспособность идеи без ее реализации. Дальнейшие действия по усилению и развитию проводятся после подтверждения выдвинутой гипотезы.
Структура HADI-цикла
Предлагаем вам рассмотреть пример HADI-цикла по пунктам его структуры:
- Гипотеза.
- Действия.
- Аналитика.
- Выводы.
Это предположение, которое имеет четкую цель. То есть мы предлагаем действие для достижения определенного результата. Например, если изменить дизайн главной страницы сайта, то можно привлечь на 20 % больше клиентов. Когда желаемый результат получен или превышен (число потребителей выросло на 20 и более процентов), то утверждение можно считать верным. Если нет – проверяем следующую гипотезу.
Выдвигать можно любую идею. Главное, чтобы была возможность объективно оценить ее по количественному признаку. Не бойтесь неудачных попыток. Задача HADI-циклов состоит в их отсеивании, экономии времени и денег для работы с успешными гипотезами.
Возьмем идею из предыдущего пункта: «Если изменить дизайн главной страницы сайта, то можно привлечь на 20 % больше клиентов». Для совершения действий устанавливается определенный срок, например 10 дней. Задачей первого цикла становится разработка дизайна.
На этом этапе ценится скорость и качество. Если внесенные изменения будут соответствовать ожиданиям, то потребуется провести их доработку и масштабирование в целях получения наибольшего эффекта.
Важно помнить, что осуществлять необходимо только те действия, которые предусматривает выдвинутая гипотеза. Другие, даже самые незначительные изменения, могут оказать существенное влияние, нарушающее объективность оценки.
После внесения корректировок в наполнение сайта, ждем отклика и собираем данные статистики. Для этого подойдут системы аналитики, такие как Яндекс.Метрика и Google Analytics. Получение более конкретных данных зависит от работы триггеров, например, установленной привязки к кнопке «Купить» на обновленной странице сайта.
Завершив третий этап, собираем с него данные и делаем на их основе выводы. Например, проведем оценку результатов со старым дизайном страницы: среднее число кликов на кнопку «Купить» в день составляет 5–7. Затем проанализируем тот же показатель, но уже после обновления в рамках гипотезы: число кликов выросло до 9–10. Разница между показателями больше 20 %, следовательно, гипотеза подтверждена.
Принципы применения HADI-цикла
Маркетинг – это целенаправленный процесс. Он помогает выявлять проблемы потребителей и регулировать рыночную деятельность. Маркетинг является отдельной наукой, которая решает вопросы выбора целевого рынка, привлечения и наращивания числа потребителей, сохранения текущей аудитории.
HADI-циклы составляют лишь малую теоретическую часть всего этого, но также используются на практике. Как и многие другие, этот инструмент имеет свои достоинства и недостатки. Для того, чтобы повысить его эффективность, потребуется следовать определенным правилам:
- При использовании HADI-циклов при анализе бизнеса требуется соблюдать четкую последовательность действий: выявление гипотез, проверка, анализ результатов, составление выводов по проведенной работе.
- Идеи подлежат обработке с получением любого конечного результата. Если нельзя предсказать даже минимальный положительный эффект, то не стоит тратить на это время.
- Требуется следовать принципам измеримости, достижения цели и конкретности.
- При получении положительного результата оценки гипотезы стоит приготовиться к масштабному развитию данной идеи.
- HADI-циклы подходят для малого, среднего и крупного бизнеса. Также они используются в стартапах и среди широко известных предприятий.
- Не возбраняется заимствование идеи конкурентов для постановки собственной гипотезы.
- Анализ предположения должен проводиться быстро в целях получения точных, реальных результатов.
Помимо этого, в процессе исследования рекомендуется выдвигать идеи и искать пути их осуществления, прогнозировать успех и рассчитывать процент вероятности реализации гипотезы.
Важность использования HADI-циклов
Цикл HADI часто используется в стартапах. Этот вид несколько отличается от обычного нового бизнеса. Стартап – это уникальная идея на рынке, инновация, еще один вариант использования существующего концепта. А вот обычный новый бизнес (недавно прошедший регистрацию) является традиционной деятельностью, цель которой – получение прибыли.
Инструмент, о котором идет речь, позволяет подтвердить или опровергнуть гипотезу, быстро внести правки в процесс на основе полученных результатов. Скорость – это необходимый элемент для стартапов, но HADI-циклы могут использоваться крупными компаниями. Например, если необходимо протестировать новый продукт до его выхода на рынок.
Метод дает ответ практически на любой вопрос о потребителе: как грамотно организовать маркетинговые мероприятия или проверить актуальность товара для покупателей, какие показатели требуют доработки и др. Успешное применение циклов зависит от формулировки гипотезы: она должна быть построена так, чтобы получить краткий ответ «да» или «нет».
Методика используется также в целях развития фирмы и разработки самой эффективной стратегии роста. HADI применяют для офлайн- и онлайн-бизнеса, то есть практически во всех жизненных процессах компании.
Наиболее часто HADI-циклы встречаются в интернет-сфере маркетинга. Они позволяют проверить SEO сайтов, эффективность рассылок по электронной почте, контекстную рекламу и т. д. Данные аналитики в данном случае выступают в качестве показателей эффективности.
Требования к гипотезам в HADI-цикле
Гипотеза (в широком смысле) – это наиболее близкое к истине предположение, которое выдвигается для объяснения какого-либо события или явления. Доказать утверждение нельзя, но его можно проверить. Это правило требует проведения анализа с помощью HADI-циклов.
Маркетинг предлагает несколько принципов, которые помогают оценить стартап при постановке гипотезы:
- Конкретность.
- Измеримость.
- Достижимость цели.
- Временны́е ограничения.
- Последовательная проверка.
Для использования этого принципа требуется выдвинуть четкую идею, которая бы описывала реальную ситуацию. Например, если обязательное требование о прохождении регистрации по номеру для связи будет исключено, то количество пользователей возрастет. Данный пример содержит конкретное предположение об отсутствии необходимости подтверждения данных телефона.
Любая гипотеза может быть проверена и выражена в числовом формате. К примеру, если обязательное требование о прохождении регистрации по номеру телефона будет исключено, то количество пользователей возрастет на 30 %. Применение принципа заключается в выявлении определенного показателя – увеличения числа пользователей на данный процент.
Каждое предположение, выдвинутое маркетологом во время анализа, требует проверки. Вариант гипотезы: если разместить на основной странице сайта отзывы клиентов, то продажи возрастут на 10 %. Если у компании есть возможность корректировки разделов веб-ресурса, то цель можно считать достижимой, если нет – гипотезу нельзя проверить.
Время, затраченное на одно предположение, не должно превышать два дня, иначе происходит снижение эффективности метода.
Выдвигаемые гипотезы тестируются по отдельности. Предположим, несколько идей одновременно прошли проверку, что привело к получению положительного результата. Одна из них действительно сработала, но какая именно – определить уже невозможно.
Применяя HADI-циклы во время анализа, не забывайте ставить четкую, измеряемую и осуществимую цель, а также соблюдать при проверке установленные сроки и придерживаться определенной последовательности действий.
Пример HADI-цикла
Рассмотрим несколько HADI-циклов на примерах из реальной жизни. Предположим, интернет-магазин хочет внести изменения в две метрики:
- Увеличить показатель внесения товаров в место сбора заказа. Гипотеза: это можно реализовать, если сделать крупнее кнопку «Добавить в корзину».
- Получать больше заказов, но снизить затраты на привлечение клиента. Гипотеза: это можно реализовать, если запустить корректировку ставок в рекламной компании.
Поскольку в утверждениях осуществляется проверка разных метрик, то можно тестировать обе идеи в одном HADI-цикле. Такой результат в итоге получился у маркетолога:
- Гипотеза подтвердилась: пользователи стали пополнять корзину в 1,5 раза чаще.
- Предположение было опровергнуто: после активации корректировки ставок количество заказов уменьшилось, а затраты на привлечение клиента выросли в 2 раза.
При составлении гипотезы сразу выявляйте метрики, которые будут применены для оценки ее эффективности. Так при использовании HADI-цикла вы получите более достоверные результаты. Сначала рассмотрите простые в тестировании гипотезы, в которых ваша команда более уверена.
Поскольку HADI-цикл позволяет проверить сразу несколько идей, показатели которых имеют разные метрики для оценки, то этот метод прекрасно подойдет для развития продукта и увеличения объема продаж любой компании.
Рассмотрим второй пример. При помощи нового лендинга нужно получить 100 заявок от клиентов за две недели.
Цикл HADI:
- H: Если создать продающую посадочную страницу и запустить на нее трафик с двух других источников, то привлечем новых клиентов.
- A: Для проверки закажем разработку дизайна и верстку сайта, опубликуем изменения, проведем настройку контекстной рекламы через Яндекс.Директ и Google Ads и запустим ее, включим отслеживание заявок в Яндекс.Метрика и Google Analytics.
- D: Всю вторую неделю тестируем источники трафика, проводим подсчет обращений.
- I: Если количество заявок за выбранный период стало больше 100, то гипотеза подтверждена. В противном случае потребуется регулировка потока из источников или конверсии лендинга для роста их числа. После успешного подтверждения гипотезы увеличиваем трафик на сайт, закрепляем и масштабируем полученный результат.
Ошибки при работе с HADI-циклом
На какие типичные ошибки стоит обращать внимание при работе с HADI-циклами:
- Не предлагать очевидные идеи. Например, если мы откроем дверь, то окажемся в другой комнате.
- Факт — это не гипотеза. Если конверсия при отлаженном процессе в компании понятна, то выдвижение предположения «Если этот процесс продолжить, то конверсия не изменится» неуместно. Факт уже состоялся – нет смыла его проверять. Гипотеза – это предположение того, что корректировка процесса приведет к изменению метрики. Его разумно тестировать.
- Выявите четкий показатель, на который будет влиять идея. Это позволит объективно просчитать полученные изменения.
- Заранее подготовьте схему сбора и оценки результатов. После запуска теста будет уже поздно, так как вы не сможете точно установить, как определять изменения, потратив на это немало времени.
- Распределяйте задачи. Когда проводите тест нескольких гипотез одновременно, делегируйте сбор и анализ данных между другими сотрудниками компании.
Циклы HADI могут использоваться во всех сферах предпринимательства, если правильно выдвигать гипотезу и определять показатели. Это позволит выявить главные ценности бизнеса для потребителя и предложить их в лучшем виде.