Мужской бизнес-клуб успешных предпринимателей
Мужской бизнес-клуб предпринимателей
Вступить в клуб
Главная> Менеджмент >Технологии управления бизнесом: виды и особенности

Технологии управления бизнесом: виды и особенности

16.10.2023
1 193
Время чтения: 14 минут
Сохранить статью:
Технологии управления бизнесом: виды и особенности

Что это такое? Технологии управления бизнесом – набор методов и инструментов, влияющих на процессы внутри компании. Их применение способствует росту организации или, наоборот, снижению ее эффективности.

На что обратить внимание? Технологии управления затрагивают все уровни: от линейного персонала до высшего менеджмента. Они формируют модель взаимодействия продавца с клиентом и то, какую стратегию выберет владелец компании.

Суть технологии управления бизнесом

Это набор методов, процедур и стандартов, которые определяют порядок и способы осуществления коммерческих процессов. Они включают в себя разнообразные операции, такие как сбор и обработка информации, проведение вычислений, организация трудовой деятельности и так далее.

Их выполняют как высший менеджмент, так и сотрудники на всех уровнях иерархии компании, следуя заранее установленным инструкциям и используя как ручной, так и программный подход к реализации задач.

Суть технологии управления бизнесом

Существует несколько видов технологий, остановимся на них подробнее. Это может быть управление:

  • Линейное. Этот метод характеризуется использованием заранее составленных планов, которые включают в себя несколько фаз управления с четкой и жесткой последовательностью.
  • По ситуации. Этот подход предполагает принятие решений на основе текущего положения и его особенностей, но требует умения адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам.
  • По отклонениям. В данной технологии соблюдается общий план действий, но рядовым сотрудникам предоставляется свобода в решении мелких проблем и отхода от плана, делая менеджмент более гибким и оперативным.
  • По результатам: действия разбиваются на этапы, и план разрабатывается сначала для первой стадии. После её завершения производится анализ сделанного, и на основе этой информации корректируется последующий менеджмент.
  • Целевое. В данном методе предварительно прогнозируются возможные результаты, и затем руководство разрабатывает планы и стратегии для достижения этих задач.

Все эти виды имеют свои отличительные особенности. Во-первых, технологии — это интеллектуальный продукт, который непросто ограничить какими-либо стандартами или нормами. Также сложно определить, по каким критериям оценивать эффективность менеджмента. Одним из показателей, который позволяет примерно оценить успешность выбора технологии управления бизнесом, является объем базы накопленных знаний, позволяющий организовать бесперебойное производство и сбыт.

Во-вторых, технологии напрямую связаны с научно-техническим прогрессом, достижения которого компания использует в своей работе. В отдельных случаях организация создает новые продукты самостоятельно. К примеру, разработанная внутри компании программа для отчетности избавляет от необходимости приобретать стороннее обеспечение. Таким образом предприятие перестает зависеть от чужого софта.

В-третьих, технологии невозможно израсходовать. Знания, которыми обладают сотрудники, а также компьютеры или программы используются на протяжении долгого времени, обновляются и совершенствуются.

Суть технологии управления бизнесом

Поскольку технологии являются нематериальными активами, их можно легко передавать, продавать и развивать. Прогресс в области телекоммуникаций и интернета позволяет связывать в единую систему разные филиалы и отделы компаний.

Технологии управления в зависимости от менталитета

Некоторые ученые связывают особенности моделей менеджмента с региональной спецификой мышления и мировосприятия. Александр Пирогов и Николай Свечников из научно-исследовательского института «МИЭТ» выделили четыре основных системы:

Японская

В основе этой системы лежит коллективизм, как в принятии решений, так и в разделении ответственности за результаты работы. В организации с такой моделью управления сотрудники работают как часть единой команды. Использование этой системы требует тщательной проработки корпоративной культуры.

Главной задачей эйчара (менеджер по подбору персонала) в данной модели станет создание такой атмосферы, где каждый сотрудник понимает, что он трудится для общественного блага, а финансовая мотивация отходит на второй план.

Еще одной отличительной чертой японской системы является непрерывное обучение. Все сотрудники регулярно повышают свой потенциал, включая менеджеров среднего и высшего звена, которые должны подавать пример остальным. Для внедрения этой модели необходимо развитие методов мотивации, к примеру — оплата дорогостоящего обучения специалистов, которые показывают хорошие результаты в работе.

Для японской системы характерно использование политики пожизненного найма. Сотрудники приходят в компании сразу после окончания учебы и работают до выхода на пенсию. Достижение такого уровня требует наличия прозрачной системы продвижения по службе, чтобы каждый понимал перспективы своего развития в организации.

Выстраивание бизнес-процессов в компаниях с японской системой связано с принципом «кайдзен», суть которого состоит в постоянных ежедневных достижениях. В этой модели вместо аврального режима используются марафоны — регулярное выполнение задач разной степени сложности ведет к достижению результатов.

Таким образом бизнес-процессы постоянно улучшаются и оптимизируются. Важна также автоматизация, облегчающая выполнение рутинных задач. Именно поэтому в этой системе так ценят эффективных менеджеров.

Американская

Эта модель построена на основе индивидуализма. Принятие решений лежит на менеджерах высшего звена. Коллектив, как правило, не участвует в процессе и выполняет задачи, поставленные руководством. Основным приоритетом для сотрудников является финансовая составляющая и продвижение по службе.

Эта модель предполагает также особое отношение к рискам — принимая решения, топ-менеджер должен быть готов полностью взять ответственность за последствия. Для этого руководителю необходимо обладать достаточным потенциалом и аналитическими способностями, чтобы максимально точно просчитать вероятности успеха или провала.

Технологии управления в зависимости от менталитета

Выстраивание работы по этой модели требует авторитарного стиля управления и жесткой иерархии, но менеджеры свободны в принятии решений. Бюрократия в такой системе неприемлема.

Европейская

Эта модель отличается жесткой структурой управления, наличием алгоритмов действий и четким распределением ответственности. При этом важным условием в такой системе являются добровольные решения сотрудников принимать участие в работе. Мотивация в этом случае основана в большей степени на социальных, а не материальных благах. Карьерный рост и творческая реализация сотрудников имеют важное значение.

Особое внимание обращено на выстраивание кадровой политики, стиля коммуникаций, системы документооборота. Главные требования к сотрудникам — высокий уровень профессионализма и внимание к деталям. Обучение в этой системе рассматривается как возможность сокращения расходов за счет повышения эффективности работников.

Эта модель имеет несколько вариантов, которые используются в разных странах:

  • Британский — индивидуальное принятие важных решений, приоритет на краткосрочные инвестиции. Преобладает формализм в отношениях между сотрудниками, низкий уровень лояльности к работодателям.
  • Шведский — демократический подход к управлению, отношения выстраиваются неформально, коллектив принимает участие в принятии решений.
  • Французский — есть дистанция между руководством и сотрудниками, личные связи играют важную роль в деловых отношениях, преимущественно письменные коммуникации. Решения принимаются индивидуально.

Для европейских систем также характерно ведение семейного бизнеса.

Арабская

Эта модель сильно отличается от других. Фокус этой системы строится вокруг личностных характеристик каждого сотрудника, а не на том, каких показателей в работе он достигает. Мотивацией становится стремление персонала получить дополнительные полномочия.

Личные связи и коммуникации в этой системе играют очень важную роль. Для нее характерна клановость — подбор менеджеров часто связан с их принадлежностью к какой-либо социальной группе или семье.

Эта модель имеет жесткую иерархию, где сотрудники нижнего уровня подотчетны вышестоящим. Кроме того, в системе имеют важное значение религиозные нормы.

Рассматривая разделение технологий управления бизнесом по этим типам, важно понимать, что речь идет не о географических характеристиках, а о поведенческих. К примеру, и японская, и арабская модель может успешно работать в европейских странах и наоборот.

Технологии управления в зависимости от менталитета

Выбирая вариант управления, не стоит заострять внимание на его классической форме. Анализируйте и используйте наиболее эффективные и подходящие вам практики.

Технологии управления бизнесом на тактическом уровне

Применение той или иной методики является частью политики компании по улучшению показателей эффективности. К таким решениям относятся:

  • Внедрение Big Data и алгоритмов их обработки.

Использование новых технологий при сборе и анализе данных позволяет упростить многие процессы. Аналитические системы помогают повысить качество отчетов, выводить наглядные графики и диаграммы. Такой углубленный разбор помогает понимать особенности рынка, настроиться на нужды потребителей, взвесить, оценить и снизить риски при принятии решений. Соответственно повышается уровень продаж. Постоянный доступ к аналитике и ее совершенствование помогает компании достигать высоких показателей.

  • Автоматизация маркетинга

Помогает сократить не только время настройки индивидуальной рекламы, но и бюджетные траты. Таким образом при минимальных затратах достигается максимальная результативность.

  • Продажи и коммуникации онлайн.

Благодаря развитию цифровых технологий, потребители имеют возможность получать услуги круглосуточно, не подбирая время для визита в магазин или офис. Работая в режиме онлайн, компании значительно повышают продажи.

  • Омниканальность.

Постоянное поддержание диалога с потребителем через разные каналы и устройства позволяет значительно сократить время обслуживания клиентов. Потребитель уже идентифицирован, и сотрудникам компании не нужно начинать диалог с нуля, если ранее запрос на товар или услугу уже был. Таким образом персонал может охватить больше клиентов, удовлетворенность которых возрастет.

Роль информационных технологий в управлении бизнесом

Цель любого коммерческого начинания — извлечение максимальной прибыли, а оптимизация деловых процессов помогает снизить издержки. Бизнес-аналитика не только помогает правильно прогнозировать риски и ставить задачи для достижения успехов, но и увидеть процессы, которые нужно упростить или автоматизировать. Это касается не только рутинных задач. Иногда необходимо отказаться от услуг дорогостоящих специалистов в пользу программного обеспечения или техники.

Еще несколько лет назад единственно возможным вариантом документооборота внутри компании был обмен бумагами. Сейчас предпочтение отдается электронному формату. В процессе оптимизации бизнес-процессов компания рано или поздно вынуждена будет перейти к цифровым решениям. В этом случае придется приобретать готовые программные продукты или разрабатывать их внутри компании под собственные нужды и потребности.

Информационные технологии, упрощающие процесс управления бизнесом, — это надежный способ достичь успеха в современном мире. Они позволяют автоматизировать большинство текущих дел.

Роль информационных технологий в управлении бизнесом

Наиболее эффективным вариантом будет создание в компании собственного IT-подразделения, которое будет отвечать за оптимизацию процессов. При этом важно обеспечивать устойчивые коммуникации между руководством и специалистами этого отдела. Отсутствие взаимодействия будет затруднять даже самые незначительные изменения.

Часто задаваемые вопросы о технологиях управления бизнесом

  • Какие тренды влияют на технологии управления?

Современные компании стремятся развивать дистанционную работу, отказываясь от традиционных офисов. На рынке пока представлено не так много вариантов обеспечения удаленного доступа, однако и большие успешные компании, и маленькие предприятия используют их.

  • Как внедрять технологии управления?

Главное правило — использовать тактики, которые уже показали свою эффективность. Не стоит тратить время и ресурсы на поиск инновационных решений — большинство методов уже кем-то реализовано.

  • Есть ли какая-то главная технология менеджмента?

Основа любой технологии управления бизнесом — люди и их подготовка. Если сотрудники не показывают достаточной результативности, стоит задуматься о методах, которые вы используете в менеджменте. Главное для предприятия — получение максимального возможного результата, от этого и должен зависеть выбор.

Подводя итоги, необходимо подчеркнуть, что и для маленьких компаний, и для огромных корпораций важно двигаться вперед и достигать запланированных показателей. Успешное развитие организации зависит от живости предпринимательского духа внутри неё, а также от умения руководителей эффективно выбирать стратегии увеличения доходов, определять целевые рынки сбыта, устанавливать эффективные связи с потенциальными клиентами и успешно продавать товары и услуги.

Понравилась статья? Поделитесь: