Мужской бизнес-клуб успешных предпринимателей
Мужской бизнес-клуб предпринимателей
Вступить в клуб
Главная> Менеджмент >Организационная структура компании: виды и особенности

Организационная структура компании: виды и особенности

13.09.2023
1 070
Время чтения: 14 минут
Сохранить статью:
Организационная структура компании: виды и особенности

Что это такое? Организационная структура компании – основа ее деятельности, выраженная в виде схемы. На ней видно, кто управляет подразделениями и бизнесом в целом, как принимаются решения и кто несет ответственность.

На что обратить внимание? Выделяют пять видов таких структур: линейную, дивизионную, функциональную, матричную и линейно-функциональную. На выбор подходящей схемы управления влияют тип компании, сфера деятельности, количество сотрудников.

Суть организационной структуры компании

Организационную структуру любого предприятия в самом упрощенном варианте можно представить в виде схемы, включающей в себя сотрудников фирмы, ответственных за выполнение определенных задач и функций.

С помощью нее можно легко и быстро описать, как компания осуществляет свою деятельность. То есть организационная структура показывает, как работает бизнес, кто принимает решения, а также кем и как он управляется.

Суть организационной структуры компании

Создание такой схемы полезно по нескольким причинам:

  • Она дает точное понимание того, какие цели и задачи стоят перед компанией, а также какими способами они будут достигаться, по какому алгоритму в организации принимаются решения и как устраняются возникающие разногласия.
  • Она формирует прочные взаимосвязи между персоналом. Работники, объединенные в функциональные группы, обладают общим набором отличительных черт.
  • Она есть у любой компании: предприятие, так или иначе, работает по определенной схеме.

Организационная структура фирмы зависит от того, какие сотрудники включаются в ее состав, с какой целью она формируется, а также насколько успело развиться предприятие за время своей деятельности.

Существует несколько типов организационной структуры компании. Однако все они имеют три базовых элемента:

  • Управление. Административный состав фирмы, принимающий управленческие решения и руководящий рабочими группами.
  • Свод правил, которым подчиняется предприятие. Независимо от того, базовые они или скрытые, выполнять их должен каждый сотрудник фирмы.
  • Распределение обязанностей. Каждая компания выбирает для себя подходящий вариант распределения труда: формальный, неформальный, постоянный, временный и пр.

Виды организационных структур компании

Линейная организационная структура фирмы

Самый простой вариант, предполагающий наличие главного административного аппарата в виде генерального директора, у которого находятся в подчинении рядовые начальники отделов с группами сотрудников в них.

Такой способ работы обычно характерен для некрупных компаний без филиалов и представительств с достаточно узкой специализацией. Например, для юридических фирм, небольших местных производителей продукции, кондитерских и т. д.

При такой организационной структуре в штате обычно всего один бухгалтер, который полностью ведет учет на предприятии, то есть занимается бухгалтерской и налоговой отчетностью, решает кадровые вопросы, оформляет заработную плату персоналу, а также в курсе юридических нюансов.

Виды организационных структур компании

Иногда в подобных компаниях нет собственного специалиста, а привлечена аутсорсинговая фирма. Данные организации одновременно ведут бухгалтерию у нескольких предприятий.

Прекрасный сервис, который позволяет работать с большим количеством клиентов – «Контур.Экстерн»: на одной странице отображены все отчеты, которые необходимо сдать в установленные сроки, налоговые уведомления приходят напрямую в систему, сверка с бюджетом может осуществляться в автоматическом режиме сразу по всем компаниям. Кроме того, для пользователей доступна мультизагрузка большого числа бухгалтерских отчетов за раз.

Функциональная организационная структура фирмы

Еще один базовый вариант. Однако здесь, в отличие от предыдущего, структура основывается не на вертикальном управлении, а на горизонтальном. То есть компания делится на функциональные подразделения в соответствии с выполняемыми ими функциями: производство, продажи, маркетинг, финансы, логистика и т. д.

Такая схема хорошо сочетается с предприятиями, осуществляющими выпуск большого объема самой разной продукции или услуг, а также для фирм, которые занимаются одновременно несколькими видами предпринимательской деятельности.

Линейно-функциональная организационная структура

Данная схема организационной структуры компании сочетает в себе особенности линейной и функциональной. При таком варианте есть управленец (он же директор), а также начальники взаимодействующих между собой отделов и подразделений, которые руководят подчиняющимися им сотрудниками. Управляющие менеджеры отделов ставят задачи линейным работникам, перенаправляющим их на прямых исполнителей.

Отличительной чертой данной структуры является то, что у руководителя отдела в подчинении находится несколько топ-менеджеров. Например, финансовый отдел предприятия может состоять из нескольких подразделений, каждое из которых управляется отдельным линейным руководителем: экономического, кадрового, бухгалтерского и т. д.

Если говорить простыми словами, то в зоне ответственности таких топ-менеджеров находятся ежедневные, рутинные и операционные вопросы, а функциональные управленцы отвечают за стратегическое развитие компании в целом.

Виды организационных структур компании

Подобный вариант осуществления деятельности на предприятии обычно выбирают бизнесы, нуждающиеся в большом количестве разносторонних процессов.

Дивизионная организационная структура фирмы

Главная отличительная характеристика этой организационной структуры компании заключается в том, что внутри предприятия выделены отдельные дивизионы, каждый из которых управляется своим руководителем, в свою очередь подчиняющимся генеральному директору. Такие подразделения отвечают за определенный круг операционных задач.

Дивизионы внутри компании могут быть выделены по нескольким признакам:

  • по типам производимых товаров или услуг;
  • по клиентам;
  • по занимаемой локации.

Организационная структура, предполагающая формирование дивизионов по географии их расположения, называется рыночной.

Каждое такое отдельное подразделение абсолютно автономно в своей работе. Оно отвечает за четко поставленный круг задач, но при этом подчиняется главному административному аппарату. Такой вариант организационной структуры обычно выбирают предприятия с большим числом филиалов, которые имеют несколько разноплановых видов деятельности, а конечные потребители их продукции поделены на определенные кластеры.

Матричная организационная структура фирмы

Описание этой организационной структуры компании определяет ее как одну из самых сложных. Это адаптивная схема, сочетающая в себе одновременно признаки функциональной и дивизионной. Главной отличительной характеристикой такого подхода является множественное подчинение: сотрудники рабочих групп находятся в подчинении не только у начальников своих отделов, но и у руководителей проектов.

Подобный метод организации деятельности на предприятии подходит крупному бизнесу, который нуждается в выделении дополнительных управленцев, отвечающих за ведение отдельных проектов или создание новых продуктов. Эту схему чаще всего выбирают компании, работающие в сферах высоких технологий, авиастроения и производства электронных приборов.

Фирмы, осуществляющие свою деятельность в инновационных отраслях, нередко формируют для себя проектную организационную структуру. Она предполагает создание временных проектных групп, состоящих из самых разных сотрудников, необходимых для выполнения функциональных задач для реализации поставленной цели, после достижения которой команда распускается.

Критерии выбора организационной структуры предприятия

При выборе эффективной модели организационной структуры для своего предприятия необходимо учитывать тот факт, что большое число управленческих уровней увеличивает время, затрачиваемое на принятие решений. Кроме того, важно разграничивать не только должностные обязанности между работниками, но и степени их ответственности.

Критерии выбора организационной структуры предприятия

При определении оптимальной организационной структуры нужно проанализировать следующие параметры:

  • скорость реакции на решение вопросов производственного отдела, а также на внутренние и внешние внештатные ситуации;
  • поддерживаемый управленческий стиль и степень взаимодействия отделов предприятия между собой;
  • уровень профессиональной квалификации работников организации;
  • степень контроля над персоналом за счет отлаженных коммуникативных связей;
  • сфера деятельности компании, масштабы производства, организация сбыта продукции и логистики;
  • география присутствия фирмы, наличие развитой дилерской сети, филиалов и территориальных подразделений;
  • применение автоматизации для оптимизации текущих бизнес-процессов.

Этапы разработки организационной структуры компании

Проработка организационной структуры фирмы проходит в несколько этапов, на каждом из которых решается свой круг задач. Остановимся подробнее на каждом из них.

Этап 1. Выбор стратегии компании.

Чтобы построить оптимальную организационную структуру предприятия, необходимо четко задать направление для его развития, а именно:

  • определить цели и задачи;
  • провести анализ конкурирующих фирм, рынка и целевой аудитории;
  • выявить сильные и слабые стороны компании;
  • разработать маркетинговую стратегию продвижения производимых товаров и услуг.

Стратегия предприятия устанавливается на пять лет. Под нее подбираются методы и инструменты ее реализации.

Этап 2. Идентификация основных бизнес-процессов.

Следует тщательно изучить все текущие бизнес-процессы на предприятии, а затем выявить те, в которых есть острая потребность. Здесь важно учитывать стоящие цели и задачи – именно под них будут формироваться недостающие операции. Необходимо обозначить желаемый результат в конкретных показателях, тогда будет гораздо проще просчитать нужное для этого количество ресурсов.

Этапы разработки организационной структуры компании

Этап 3. Разграничение зон ответственности.

На данном этапе устанавливаются лица, ответственные за принятие решений. Если организация крупная, одного генерального директора будет недостаточно для эффективного управления ею. Поэтому необходимо создавать дополнительные подразделения, среди которых могут быть следующие:

  • управленческий совет;
  • отдел по работе с персоналом;
  • производственное подразделение;
  • отдел продаж;
  • маркетинг и связи с общественностью;
  • бухгалтерия;
  • финансовая служба.

Этап 4. Распределение должностных функций между отделами.

После формирования подразделений компании необходимо выделить набор выполняемых функций для каждого из них. Чтобы сделать это оптимально и безошибочно, важно понимать следующие моменты:

  • какие товары или услуги будет производить фирма, а также как будет организован их сбыт;
  • какая деятельность в компании относится к основной;
  • местоположение центрального офиса и локальных филиалов;
  • основные характеристики потенциальных потребителей, а также способы и каналы взаимодействия с ними.

Этап 5. Установка методов взаимодействия между отделами и подразделениями.

Важно заранее продумать то, как будет осуществляться обмен информацией между различными рабочими группами на предприятии. Если какое-то направление будет изолировано от остальных, это отразится на деятельности всей организации.

Этап 6. Утверждение организационной структуры.

На данном этапе осуществляется анализ подготовленной организационной структуры компании, согласование ее с ответственным за проработку и введение персоналом и документальное закрепление.

Часто задаваемые вопросы об организационной структуре компании

  • Какие требования выдвигаются к организационной структуре предприятия?

Любой пример организационной структуры компании должен соответствовать следующим унифицированным параметрам:

  1. эффективность;
  2. оперативность;
  3. надежность;
  4. доступность;
  5. адаптивность;
  6. устойчивость.
  • Какой инструментарий можно задействовать для разработки и совершенствования организационной структуры компании?

Чаще всего применяются следующие базовые программные инструменты:

  1. PowerPoint. Эту программу можно использовать не только для проработки презентаций, но и для создания организационных диаграмм.
  2. Microsoft Word. Может показаться не самым стандартным программным продуктом, однако и он позволяет строить простые диаграммы, способные описать модель функционирования бизнеса.
  3. Visio. Самое функциональное приложение для разработки организационных схем и диаграмм, которое позволяет не только создавать их с нуля, но и подтягивать данные из внешних источников, в том числе Microsoft Excel. В этой программе у пользователей есть возможность визуализировать самые сложные варианты диаграмм даже для крупных предприятий.
  • Чем отличается организационная структура от управленческой?

Организационная структура определяет механизмы взаимодействия персонала компании для более эффективной работы и оперативного достижения поставленных перед бизнесом задач. Модель управления в свою очередь показывает текущее разделение должностных обязанностей между отделами и сотрудниками.

Стоит уделить внимание разработке организационной структуры до начала запуска компании. При ее формировании важно учитывать стратегические и тактические цели предпринимательской деятельности, а также желаемые направления для будущего роста и развития.

Организационная структура должна быть нацелена на помощь в решении поставленных перед бизнесом задач. Оптимизированная модель может существенно снизить расходы на оплату труда сотрудникам, повысить оперативность принятия управленческих решений и укрепить конкурентоспособность предприятия на рынке.

Понравилась статья? Поделитесь: