Мужской бизнес-клуб успешных предпринимателей
Мужской бизнес-клуб предпринимателей
Вступить в клуб
Главная> Менеджмент >Лояльность сотрудников: виды, способы оценки и способы повышения

Лояльность сотрудников: виды, способы оценки и способы повышения

22.09.2023
1 114
Время чтения: 12 минут
Сохранить статью:
Лояльность сотрудников: виды, способы оценки и способы повышения

Что это? Лояльность сотрудников – это преданность тому месту, где они трудятся, и стремление выйти за рамки обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией. Такие работники не только эффективно выполняют свои функции, но и гордятся тем, что являются частью бизнеса.

Как проявляется? Эти люди демонстрируют глубокую потребность внести свой вклад в развитие компании, искреннее желание обеспечить прежде всего ее успех. Порой они ставят потребности фирмы выше собственных.

Понятие лояльности

Под лояльностью сотрудников подразумевается хорошее отношение персонала к установленным в компании целям, нормам, требованиям, условиям. Сюда также входит доброжелательное отношение работников к организации, начальству, корпоративной культуре, выпускаемому товару. Если сравнивать лояльных и нелояльных сотрудников, то первые работают более эффективно. Они прикладывают много усилий для того, чтобы привести компанию к успеху и самим к нему прийти.
Понятие лояльности
Лояльные работники верны фирме. Они не сбегут, если начнутся сложные времена: даже в кризис останутся преданными. Все успешные организации в наше время занимаются повышением лояльности подчинённых. Грамотные руководители понимают, что невозможно добиться успеха без сплочённого коллектива. Новички не станут лояльными сотрудниками просто так. На это влияет хорошая репутация компании или совпадение стремлений человека и целей руководителя.

По данным исследований, лояльность работников включает в себя три компонента: эмоциональность, вынужденность, нормативность.

  • Эмоциональная лояльность – это искренняя вера в успех компании: человек работает по зову сердца, потому что ему это нравится, он рад находиться в фирме, коллективе и т.д.
  • Вынужденная лояльность. Человек вынужден работать в определённой компании из-за отсутствия других вариантов (по разным причинам).
  • Нормативная лояльность. В её основе лежат привычки и ценности человека, его принципы. Такая лояльность подкреплена поведенческими стереотипами, которые нам прививают с детства. К примеру, человека с раннего возраста учили оставаться верным своему делу, коллективу, месту работы и так далее.

Виды лояльности

Лояльность сотрудников к компании непостоянна. Она повышается в зависимости от истинного отношения подчинённых к организации. Существуют такие виды лояльности работников:

  • Низшая. Сотрудники не прикладывают усилий для карьерного роста и улучшения своей эффективности. Они работают только ради зарплаты.
  • Низкая лояльность сотрудников. В данном случае работники также выполняют свои обязанности исключительно ради зарплаты. Правила воспринимаются как принудительная формальность. Сотрудники не заинтересованы в успехе компании.
  • Средняя. Когда у персонала такой уровень лояльности, он отличается добросовестностью, исполнительностью, вежливостью и доброжелательностью в отношении коллег и начальства, участвует в мероприятиях. Наблюдается низкая эмоциональная заинтересованность в успехе фирмы.
  • Высокая. Сотрудники признают власть руководителей. Они разделяют цели и задачи компании. Персонал с таким уровнем лояльности повышает репутацию предприятия и стремится к общему с ним развитию.
  • Высшая. Чаще всего наблюдается у начальства. Такой уровень может появиться у тех работников, которые начинали свою карьеру в компании с низкой должности, но за счёт обучения и инвестиций от организации смогли достичь высот. Для высшей лояльности характерна преданность своему делу. Эти сотрудники не покинут фирму даже в самые тяжёлые для неё времена.

Характеристики поведения лояльного сотрудника

Лояльность сотрудников к работе – это самое высокое проявление их заинтересованности. Люди полностью доверяют компании и гордятся тем, что работают в ней. Лояльные подчинённые не обращают внимания на предложения о трудоустройстве от конкурентов. Они демонстрируют своё хорошее отношение окружающим людям. К примеру, лояльные сотрудники точно будут защищать честь компании, если кто-то выскажет негативное мнение о ней.

Характеристики поведения лояльного сотрудника

Эти работники имеют следующие отличия:

  • Уважение к начальству, коллегам.
  • Желание участвовать в развитии компании.
  • Повышение эффективности труда. Такие люди осознают, что от них зависят производственные показатели.
  • Одинаковые цели сотрудников и компании.
  • Готовность отодвинуть на задний план личные интересы ради успеха организации.
  • Помощь коллективу. Сотрудники помогают и поддерживают друг друга.

Оценка лояльности сотрудников

Как оценить лояльность сотрудников? Для этого есть множество инструментов, среди которых и метод eNPS (Employee Net Promoter Score). К примеру, можно использовать опросы, которые покажут, насколько работники соотносятся с факторами, лежащими в основе лояльности. В их числе:

  • Гордость. Данное чувство говорит об эмоциональной заинтересованности персонала. Как правило, выстраивается такая лояльность в министерствах и ведомствах, государственных корпорациях, фирмах, которые являются лидерами в своём направлении и отличаются высокой репутацией.
  • Нежелание прерывать сотрудничество. Человек не захочет уходить с работы, если его будут устраивать условия труда, зарплата, объём социального пакета. Он хорошо справляется со своими обязанностями, видит возможность карьерного роста.
  • Желание предлагать другим людям трудоустройство в данной компании. Например, индекс eNPS анализирует факторы, влияющие на возникновение или отсутствие данного желания. Это позволяет выявить плюсы и минусы трудоустройства в организации по мнению работников.
  • Готовность брать на себя дополнительные обязанности. Работники с такой особенностью проявляют инициативу, придумывают новые проекты, которые принесут компании успех.

Факторы, повышающие лояльность сотрудников

Какие факторы могут повысить лояльность сотрудников?

  • Доступная, конкретная и прозрачная система управления. Грамотное распределение обязанностей и зон ответственности.
  • Высокая конкурентоспособность фирмы и гордость за компанию.
  • Уважительное отношение начальства и хорошие отношения с коллегами.
  • Право голоса. Каждый работник может высказывать своё мнение и вносить вклад в развитие компании.
  • Высокое вознаграждение, хорошая зарплата.
  • Доверие и полномочия на самостоятельное принятие решений, относящихся к деятельности сотрудника. Данный фактор особенно важен для экспертов в своей сфере.

Факторы, повышающие лояльность сотрудников

Как повысить лояльность сотрудников?

  • Создавать дружескую атмосферу в коллективе.
  • Вовремя оплачивать работу и давать социальные гарантии: официальное трудоустройство, отпуски, больничные.
  • Проявлять заботу о подчиненных. К примеру, оплачивать обед или давать скидку на него. Очень подкупает, когда фирма компенсирует расходы на проезд и связь. Такие меры не пробьют брешь в финансах организации, зато значительно повысят лояльность работников. Если нет возможности полностью возмещать затраты, оплачивайте хотя бы половину. Если у сотрудников и так много разных бонусов, то можно предоставить им скидки или бесплатный абонемент на фитнес, йогу или кружок по рукоделию.
  • Устраивать корпоративные выезды. Конечно, не каждая компания может снять номера в хорошем отделе у моря для работников, но организовать шашлык на природе по карману любой фирме.

Часто задаваемые вопросы о лояльности сотрудников

  • В чём ценность вовлечённости и лояльности сотрудников?

Преданные организации работники являются одним из главных преимуществ перед конкурентами. Степень важности данного фактора такая же высокая, как и качество товара, услуг и обслуживания. Когда сотрудники лояльно относятся к своей компании, их работа отличается большей эффективностью, чем у тех, кто не любит фирму.

К тому же преданный персонал не станет выносить сор из избы или распространять информацию, которая снизит репутацию организации. Благодаря высокой лояльности уменьшается текучесть кадров, а работники готовы трудиться ради успеха компании.

  • Необходим ли предпринимателям лояльный персонал?

Как ни странно, но однозначного ответа не существует. На данный момент в бизнесе есть две модели лояльности сотрудников организации, которые полностью отличаются друг от друга. Некоторые руководители считают, что нет нужды в поиске лояльных подчинённых и повышении преданности у других работников.

Больше внимания уделяется топ-менеджерам и главным сотрудникам, заинтересованным в повышении дохода, потому что их увольнение негативно скажется на работе компании. Другая часть работодателей уверена, что без лояльных сотрудников предприятие не сможет добиться успеха.

Считается, что в данной ситуации работники всё своё время и силы тратят на выполнение обязанностей. За решение самых рискованных и сложных задач зачастую берутся сотрудники с высоким уровнем лояльности.

  • Всегда ли хорошо быть лояльным сотрудником?

Излишне лояльный, долго работающий на одном месте сотрудник должен быть готов столкнуться с несколькими возможными проблемами.

Во-первых, когда деловые отношения плавно переходят в дружеские, неприятным сюрпризом становятся различного рода манипуляции. Бывает очень трудно отказать руководителю в просьбе, если он вам до этого не раз давал послабления и проявлял понимание в личных ситуациях. А работодатель может воспользоваться вашей лояльностью в корыстных целях.

Во-вторых, если вы работаете на одном месте 5-10 лет, то в будущем гарантируете себе при смене работы серьезные трудности. Если вы лояльны к компании, трудиться в ней, конечно, комфортно, но в профессиональном плане однообразие рабочего процесса приводит к сужению профиля деятельности, применение которому в другой организации можно и не найти.

В таком случае придется пройти курсы переподготовки и соглашаться на работу с меньшей оплатой, чем человек привык получать. В психологическом плане отсутствие навыка поиска работы чревато потерей большого количество времени, высоким числом неудач и, как следствие, стрессом.

Часто задаваемые вопросы о лояльности сотрудников

Повысить корпоративную лояльность сотрудников можно разными методами. Взрастить преданность в людях нелегко, но приложенные к этому усилия точно окупятся. Важно, чтобы руководитель уважительно относился к своим подчинённым, к их точке зрения, интересовался их проблемами и нуждами, поддерживал желание развиваться.

Понравилась статья? Поделитесь: