Это какая? Вертикально-интегрированная компания – это организация, решившая сделать ставку на развитие через поглощение и слияние с другими бизнесами. Такой путь позволяет снизить издержки и повысить эффективность деятельности, но у него есть и слабые стороны.
Как все организовать? К вертикальной интеграции прибегают обычно в тех случаях, когда деятельность ведется на несформировавшемся или высокорисковом рынке. Организовать такой подход можно разными способами в зависимости от условий работы.
В этой статье:
- Суть вертикальной интеграции
- Плюсы и минусы вертикально-интегрированных компаний
- Виды и формы вертикально-интегрированных компаний
- Когда стоит использовать вертикальную интеграцию
- Отличия вертикальной интеграции от горизонтальной
- Риски вертикально-интегрированных фирм
- Примеры вертикально-интегрированных компаний
- Отличия
Суть вертикальной интеграции
Вертикальной интеграцией называется та деятельность предприятия, которая нацелена на масштабирование бизнеса, расширение его рыночного влияния, победу в конкурентной гонке, оптимизацию издержек. Вертикально-интегрированная компания — это, к примеру, холдинговая структура, состоящая из мелких фирм и одной крупной, которой все прочие подконтрольны и которая влияет на все или отдельные бизнес-процессы в своей отрасли.
Вертикальная интеграция всегда имеет одну цель расширить масштаб бизнеса, укрепить рыночные позиции и извлечь ещё больше дохода. Сама процедура интеграции представляет собой покупку других фирм, входящих в единую технологическую цепочку.
Яркие примеры вертикально-интегрированных компаний можно найти в сельском хозяйстве и пищепроме. Одни предприятия выращивают, собирают и хранят продукты питания, другие занимаются их переработкой, третьи сфокусированы исключительно на логистике и доставке пищи конечным потребителям.
Если объединить фирмы всех трёх типов в одну структуру — бизнес полного цикла — то этот процесс и будет носить название вертикальной интеграции. Такие организации, охватывающие все этапы производственной цепочки, позволяют ускорить её работу, минимизировать затраты на посредников, усовершенствовать внутренние производственные процессы.
Вертикальная интеграция эффективна при решении следующих задач:
- повысить сбыт и прибыль;
- защититься от конкурентов;
- укрепить позиции фирмы на рынке, усилить её влияние;
- сделать производство более компактным;
- снизить расходы на транзакции;
- надежно контролировать каналы сбыта.
Вертикально-интегрированные компании намного лучше, по сравнению с обычными, защищены от банкротства, их экономические риски ниже, а производство эффективнее. Конкретные задачи, ради которых затевается интеграция, определяются стратегическими целями бизнеса, спецификой отрасли, сформированностью и стабильностью рынка. Сам по себе это весьма трудоёмкий и рискованный процесс.
Плюсы и минусы вертикально-интегрированных компаний
Каждое из нижеперечисленных преимуществ обеспечивает вертикально-интегрированной компании успех в конкуренции с другими игроками на рынке.
Вот эти ключевые преимущества:
- Во-первых, организации больше не надо рассчитывать на поставщиков и волноваться из-за перебоев в поставках — подобные неприятные инциденты становятся большой редкостью.
- Во-вторых, если поставщики обладают большим влиянием на рынке и диктуют свои условия остальным, то компании будет очень выгодно провести вертикальную интеграцию. Особенно если предприятие закупает сырьё, товары или материалы у монополиста. Обойдя таких сильных поставщиков, можно решить сразу много проблем: снизить внутренние цены, наладить поставки всех нужных деталей.
- В-третьих, вертикально-интегрированные компании — это более масштабные организации по сравнению с остальными. Это именно тот случай, когда большой размер предприятия помогает экономить на издержках.
- В-четвёртых, если в структуре вертикально-интегрированной компании есть ритейлер, то он отлично знает, какие товары продаются, а какие нет.
- В-пятых, для конечных клиентов можно устанавливать более привлекательные цены, экономя на ряде затрат.
У стратегии вертикальной интеграции есть ещё ряд преимуществ:
- исчезают транзакционные рыночные издержки, а значит, суммарные расходы будут меньше;
- качество поставок растёт;
- все звенья цепочки поставок работают более слаженно;
- компания расширяет своё присутствие на рынке.
Конечно, у крупных вертикально-интегрированных компаний есть и свои типичные минусы, и главный среди них — это необходимость инвестировать огромные средства в процесс интеграции. А когда структура выстроена, её нужно поддерживать, чтобы она работала продуктивно и приносила всё больше прибыли.
Вторым недостатком интеграции является уменьшение гибкости. Вертикально-интегрированная фирма становится неповоротливым гигантом, которому не угнаться за трендами потребительского поведения.
И, наконец, третья болезненная проблема подобных предприятий — это утрата фокуса. Чтобы успешно торговать в розницу, нужны совсем иные скиллы, чем для управления фабрикой.
На этом список недостатков вертикально-интегрированных компаний не кончается:
- если такой организации не удаётся грамотно управлять остальными видами деятельности, то её издержки будут выше;
- качество товара далеко не всегда на высоте;
- если новые компетенции противоречат старым, то это делает компанию уязвимой для конкурентов.
Виды и формы вертикально-интегрированных компаний
Кроме вертикально-интегрированных компаний, существуют и горизонтально-интегрированные. Между ними есть несколько различий, главное из которых — это то, какие бизнесы объединяются: те, которые просто работают в одной сфере, или же те, которые задействованы на разных стадиях производства одного продукта.
Вертикальная интеграция бывает трёх видов:
- «Вперёд»: компания стремится заполучить контроль над теми, кто поставляет ей ресурсы, необходимые к моменту старта продаж товаров или услуг.
- «Назад»: нужно обрести контроль над изготовителями основной части ресурсов. Для автопрома, например, это интеграция производителя машин с компаниями, выпускающими запчасти и детали. В результате себестоимость собранного автомобиля оказывается ниже, что само по себе является весомым конкурентным преимуществом, а поставки материалов и комплектующих становятся более предсказуемым по времени и качеству.
- Сбалансированная вертикальная интеграция: охват всей производственной цепочки — от материалов и сырья до служб доставки, которые транспортируют товар конечному клиенту. В России сегодня есть несколько таких вертикально-интегрированных компаний полного цикла, успешно подмявших под себя смежные отрасли. Однако в тех сферах, где господствуют монополисты, бизнесы идут по другому пути — формируют совокупный холдинг.
Конкретные форматы и способы осуществления вертикальной интеграции определяются спецификой компании. Интеграция может быть:
- Обратной. Это, например, покупка мебельного завода дизайнерской фирмой, оформляющей интерьеры. Теперь поставщик ресурсов в её полном распоряжении, что в перспективе означает повышение качества услуг и возможность расширения их ассортимента (а это уже ведёт к увеличению прибыли). И, кстати, дизайн-студия теперь может выполнять самые необычные индивидуальные заказы, что тоже выделяет её среди других аналогичных контор.
- Параллельной. Компания действует сразу в двух направлениях: скупает и поставщиков, и конечных пользователей продукта. Интеграцию этим способом обычно инициируют крупные производители, которые решили освоить более высокие уровни рынка либо выйти за пределы страны.
- Прямой, если изготовитель скупает бизнесы, потребляющие выпускаемую им продукцию. Этот способ интеграции позволяет забыть о посредниках, сделать бренд более узнаваемым, быстрее рассредоточить готовый товар. В конечном итоге это делает вертикально-интегрированную компанию более привлекательной для инвесторов.
Изучая степень контроля над приобретёнными фирмами, эксперты выявили два дополнительных типа вертикальной интеграции:
- Регрессивная интеграция, когда торговая сеть приобретает крупных изготовителей товаров.
- Прогрессивная интеграция, когда компания закупает продукцию крупной потребительской сети.
Когда стоит использовать вертикальную интеграцию
Только руководство предприятия решает, нужна ли ему вертикальная интеграция. Но в некоторых обстоятельствах эксперты настоятельно рекомендуют провести её. Это следующие ситуации:
- Компания действует на несостоятельном и чересчур рискованном рынке. Под эти критерии подпадают любые ненадёжные и новые рынки, на которых предприятие может провалиться. Вертикальный рынок для компании — это шанс укрепить завоёванные позиции, улучшить собственное положение на рынке.
- Две компании работают в смежных направлениях, но в одной производственной цепочке. Одна из этих фирм обладает намного большей властью, чем вторая, и второй выгодно слияние: тогда её собственный уровень власти вырастет почти до таких же показателей. Например, она получит возможность усложнять вход на свой рынок, будет определять ценовую политику в нескольких сегментах.
- Если фирма вступает на не вполне сформировавшийся рынок. Тут сработает метод «Вперёд». Стать вертикально-интегрированными полезно будет и тем бизнесам, которые работают на падающих рынках: благодаря интеграции конкуренция в смежных сферах ослабнет, поскольку оттуда уйдут участники.
Имейте в виду, что даже в этих случаях вертикальная интеграция не обязательна, это лишь вариант стратегии. Можно не прибегать к нему. Но если топ-менеджмент уже задаётся вопросом, не пора ли вертикально интегрироваться, то основной предпосылкой для этого решения является то, что вертикальный рынок, на котором действует фирма, несостоятелен.
Отличия вертикальной интеграции от горизонтальной
Вертикальная интеграция | Горизонтальная интеграция |
Скупается основная часть цепи поставок | Приобретаются родственные и конкурирующие фирмы |
Даёт возможность сократить издержки, добиться более контролируемой и бесперебойной работы | Позволяет ослабить конкуренцию, освоить новые рынки, разнообразить ассортимент |
Вертикально-интегрированная компания образуется, когда фирма приобретает один или несколько других бизнесов, играющих значительную роль в производственном процессе или цепи поставок, или развивает их. Яркий пример: Netflix, изначально занимавшийся только лицензированием фильмов и сериалов больших известных студий, стал создавать собственный оригинальный контент.
При горизонтальной интеграции приобретаются конкуренты либо фирмы из смежных отраслей. Цели этой стратегии — расширить собственную клиентскую базу и победить конкурентов таким оригинальным способом. Успешная горизонтально-ориентированная интеграция — это, например, покупка студии Pixar Animation Studios мировым гигантом «Диснеем».
Риски вертикально-интегрированных фирм
Любое предприятие, оперирующее какими-либо активами, неизбежно рискует. Как правило, слабыми местами, где сосредоточены эти риски, являются сбыт продукции, стабильность поставок (материалов, сырья, компонентов), перепрофилирование техники для дальнейшего использования в других целях.
При отсутствии рисков из-за асимметричных данных и неопределённости у вертикально-интегрированных компаний транзакционные расходы намного ниже, чем в среднем по рынку. В любом сегменте, где уровень конкуренции достаточен, и продавец, и покупатель вынуждены тратить много денег только для того, чтобы найти друг друга.
Поэтому покупатель может торговать товаром дальше, сбывая его конечному потребителю, и при этом издержки на реализацию, разумеется, растут. Если продавец и покупатель (дистрибьютор, розничная сеть, и т. п.) объединятся, то из транзакций у них останутся только те, которые касаются поиска и сопровождения договоров по отношению к покупателю готового товара.
Примеры вертикально-интегрированных компаний
Пример № 1. McDonald’s
Ещё один нашумевший пример от всемирно известной сети ресторанов фаст-фуда. Компанию McDonald’s без преувеличения можно назвать мастером вертикальной интеграции, у которого стоит поучиться её внедрению. Сегодня McDonald’s управляет огромной сетью точек общепита, охватывающей более сотни стран, и продаёт свою картошку фри, бургеры и напитки практически везде. А всё благодаря тому, что цепочка поставок продуктов питания была обратно интегрирована: McDonald’s открыла собственные заводы, производящие необходимое сырьё, и закупает его только у них.
Предприятие также производит собственную сельхозпродукцию, чтобы гарантировать качество блюд и доступность нужных компонентов по всему миру, где есть рестораны McDonald’s. Это тоже пример обратной интеграции. Сейчас этот успешный бренд, помимо популярности на всём земном шаре, славится ещё и тем, что соотношение «цена — качество» в нём идеально для лояльных потребителей.
Пример № 2. Avenue Supermarts Limited
Пример из Индии. В собственности и под управлением Avenue Supermarts находится сеть популярнейших магазинов DMART, но, кроме этого, Avenue Supermarts вполне эффективна и в пищепроме, и в некоторых других отраслях промышленности. И хотя бум электронной коммерции вызвал в этих сегментах значительное маржинальное давление, компания, блестяще осуществившая обратную и вертикальную интеграцию, продолжает показывать стабильные экономические результаты своим акционерам и прекрасное качество обслуживания своим клиентам.
Avenue Supermarts Limited принципиально торгует только в собственных точках продаж, чтобы экономить на аренде и оптимально настраивать магазины, дабы пространство использовалось грамотно и доход с каждого квадратного фута был максимальным. Этот показатель очень важен для организованной торговли в розницу. У этой вертикально-интегрированной компании есть несколько собственных торговых марок, в которых всё — от изготовления до продажи — делается своими силами. В итоге продукция становится дороже, прибыли растут.
На пути к победе над конкурентами, отстройке от них, повышению прибыльности и увеличению ценности продукта для клиентов вертикальная интеграция становится важным и судьбоносным шагом.