Мужской бизнес-клуб успешных предпринимателей
Мужской бизнес-клуб предпринимателей
Вступить в клуб
Главная> Развитие бизнеса >Окупаемость бизнеса: правила и методы расчета

Окупаемость бизнеса: правила и методы расчета

13.06.2023
995
Время чтения: 14 минут
Сохранить статью:
Окупаемость бизнеса: правила и методы расчета

О чем речь? Окупаемость бизнеса – это период, за который вернутся вложенные деньги. Иногда под этим термином понимают момент чистой прибыли от компании. В любом случае каждый владелец заинтересован в как можно более быстром возврате инвестиций.

На что обратить внимание? Для оценки срока окупаемости используют два подхода. Первый рассчитывается легко, однако полученные данные не всегда точно отображают реальность. Второй способ сложнее, но и результат будет более точным.

Понятие срока окупаемости бизнеса

Срок окупаемости бизнеса – это тот отрезок времени, в течение которого все финансовые вложения будут возвращены. Есть и другое значение термина: это нулевая точка, после которой начинается поступление дохода. Иногда финансовые вложения начинают возвращаться почти сразу после инвестирования, например, когда приобретенную недвижимость, коммерческую или жилую, собственник сразу же начинает сдавать в аренду. Но такие ситуации возникают довольно редко.

Понятие срока окупаемости бизнеса

Чаще при размещении ресурсов требуется потратить время на подготовку и запуск производства, начать выпускать продукцию, чтобы быстрее получать доход. Из этого следует, что для возврата вложенного капитала и получения прибыли должно пройти какое-то время.

В процессе выполнения необходимых действий следует учитывать, что реализация бизнес-проекта может потребовать дополнительного финансирования. Отсюда вывод, что данное время зависит от длительности периода подготовки до начала выпуска товаров или оказания услуг и того наименьшего отрезка времени, который потребуется для полного возврата вложенных денег.


Понимание и изучение этого процесса дает определение понятию срока окупаемости бизнес-проекта как протяженности периода от момента всех финансовых вложений до той точки, когда они вернутся в полном объеме.

Понятие срока окупаемости бизнеса

Иногда этим термином называют упрощенный вариант расчета, который показывает отрезок времени, необходимый для возврата первоначальных инвестиций при условии достижения планируемой цели бизнес-проекта.

Однако это определение требует трех допущений: достижения требуемого показателя рентабельности, игнорирования роста инфляции и ее текущего уровня, а также без учета дополнительных вложений. Планирование данного типа – обязательный, хотя и очень непростой, процесс, но без этого невозможно добиться финансирования от инвесторов.

Факторы, влияющие на срок окупаемости

Во-первых, следует учитывать, что для организаций с годовым доходом до 1 млн рублей показатель рассчитывается в месяцах, а для крупных корпораций – в годах.

Во-вторых, ИП выгоднее применять простые уравнения, в которых используются только основные показатели эффективности:

Фактор Описание
Доход Деньги, которые предполагается получать после запуска бизнес-проекта (товара или услуги). Если организация действующая, то в расчет берется сумма всех средств, поступивших на расчетный счет за определенный период.
Издержки Расходы, связанные с обслуживанием производства или оплатой поставщикам. В них входят сырье, налоги, зарплата работникам, лизинг и другие выплаты. Чтобы получить итоговую сумму затрат, надо сложить все отчисления, сделанные в течение месяца.
Прибыль Для расчета окупаемости вложений в бизнес этот критерий рекомендуется вычислять как разницу между доходом и издержками.
Сумма стартового капитала От этой суммы зависит то, как быстро проект выйдет на планируемый уровень продаж. Для запуска производства необходимо:

· Оборудование и инструмент.

· Получение лицензии или разрешений от надзорных органов.

· Аренда помещения.

· Мебель и техника.

· Государственная регистрация ИП или ООО.

· Наем специалистов.

· Отличие от ежемесячных расходов состоит в том, что эти затраты возникают еще до того, как организация начнет что-то производить.

Путаница в издержках может возникнуть при составлении общей сметы, поскольку часть затрат можно отнести к одноразовым или периодическим тратам, например платежи за аренду офиса или выплаты работникам.

Простой способ расчета окупаемости

В простом методе не учитываются такие параметры, как рост инфляции и дополнительные вложения.

Простой способ расчета окупаемости

Зато рассчитать срок окупаемости бизнеса по нему проще. Формула сработает, если:

  • для сравнения берутся два проекта с одинаковым сроком жизни;
  • инвестиции поступают более-менее равными суммами;
  • вложение происходит только на старте, никаких дополнительных затрат не предполагается.

Простой метод обычно используется, когда нужно без особой точности сравнить время возврата финансовых вложений для разных проектов.

Формула простого метода выглядит так:

простой срок окупаемости = суммарный объем начальных вложений / ожидаемая средняя чистая прибыль за период

Рассмотрим пример расчета простым методом. Михаил решил открыть собственный магазин, где будет продавать брендовую обувь, и выделил для запуска 1 000 000 рублей.

Он предположил, что ежемесячная прибыль составит 100 000 рублей.

Подставляем значения в формулу: 1 000 000 / 100 000 = 10 месяцев. В результате инвестиции окупятся через 10 месяцев, и только потом магазин станет прибыльным.

Такие же расчеты можно производить, исходя из средней прибыли за год. Этот вариант больше подходит для бизнеса с минимальной окупаемостью, когда большие вложения возвращаются не так быстро, как хотелось бы. К примеру, если в предприятие вложили 3 000 000, а его среднегодовая прибыль составляет 500 000, то полностью этот проект окупится только через 3 000 000 / 500 000 = 6 лет.

С учетом издержек формула расчета будет выглядеть немного иначе:

простой срок окупаемости = суммарный объем начальных вложений / (ожидаемая средняя чистая прибыль за период – издержки)

Используем исходные данные первого примера и добавим к ним издержки в размере 50 000 рублей. Тогда расчет примет следующий вид: 1 000 000 / (100 000 – 50 000) = 20 месяцев.

Дисконтированный метод расчета окупаемости бизнеса

В реальности доход поступает неравномерно: в этом месяце – больше, в следующем – меньше. Никто не отменял инфляцию, поэтому 1000 рублей сегодня – совсем не те 1000 рублей, которые будут у вас через 5 лет. В простой метод расчета срока окупаемости бизнеса фактор времени не входит. Изменение стоимости денег с течением времени учитывается при дисконтированном способе.

Дисконтированный метод расчета окупаемости бизнеса

Вот как выглядит формула для расчета дисконтированного срока окупаемости:

DPP = ∑ni=1 CFi / (1+r)i > IC ,

Где

  • DPP (Discounted Pay-Back Period) – дисконтированный срок окупаемости, выраженный в годах / месяцах;
  • CF (Cash Flow) – ожидаемые поступления денег в конкретный период;
  • IC (Invest Capital) – сумма первоначальных вложений;
  • r – процентная ставка;
  • n – количество лет (месяцев) окупаемости.

В дисконтированном методе расчета стоимость будущих доходов переводится в «сегодняшние деньги». Такая интерпретация помогает снизить неопределенность в отношении будущих поступлений. Ведь стоимость денег через несколько лет может сильно измениться, поэтому проще вычислить будущие доходы с помощью уже известных факторов.

Рассмотрим дисконтированный способ расчета окупаемости инвестиций. Ставка дисконтирования будет равна 10%.

Период (год) 0 1 2 3 4 5
Инвестиции, тыс. руб. -900
Денежный поток, тыс. руб. 300 300 300 300 300
Дисконт (1+0,1)=1,1 (1+0,1)2=1,21 (1+0,1)3=1,33 (1+0,1)4=1,46 (1+0,1)5=1,61
Дисконтированный денежный поток 272,73 247,93 225,39 204,9 186,28
Дисконтированный денежный поток нарастающим итогом, тыс. руб. -900 -627,27 -379,34 -153,94 50,96 237,24

Влияние времени на величину дохода как раз и учитывает коэффициент дисконтирования (k).

k = 1 / (1+r)n,

где

  • r — процентная ставка,
  • n — порядковый номер года с момента запуска проекта.

Дисконтированный срок окупаемости магазина составит 4 года, а сумма всех поступлений за 4 года 950,96 тыс. руб. Как раз столько времени понадобится, чтобы сумма дисконтированных доходов покрыла сумму первоначальных вложений.

Следует отметить, что дисконтированный срок окупаемости малого бизнеса всегда превышает простой. Это связано с тем, что ценность денег со временем падает, а срок окупаемости соответственно растет. По этой причине дисконтированный расчет ближе к реальности.

Расчет срока окупаемости инвестиций в оборудование для бизнеса

Проект работает и приносит прибыль. Владелец решил его расширить, чтобы предложить клиентам новый товар или услугу. Для выполнения задуманного он вкладывает деньги в приобретение нового оборудования. Как рассчитать срок окупаемости этих вложений?

Для этого потребуется общая сумма капвложений и валовая прибыль, которую планируется получить от введения в эксплуатацию нового оборудования.

Срок окупаемости оборудования = Капвложения / Ожидаемая средняя валовая прибыль за период.

Капвложения – это затраты предпринимателя, которые он понес в процессе запуска нового оборудования. В них могут входить: стоимость самого оборудования, оплата доставки, монтажа, затраты на его установку, отладку, на обучение и подготовку персонала.

Ожидаемая средняя валовая прибыль за период = (Цена продукции – Себестоимость продукции) × Среднее количество продукции за период.

Например, владелец кафе заказывал готовый хлеб у поставщиков. Чтобы повысить привлекательность заведения и расширить клиентскую базу, он решил выпекать хлеб своими силами. Для этого бизнесмен запланировал купить хлебопекарную печь. Капвложения составят 250 тысяч рублей. По плану печь должна выпекать в среднем 1 000 булок в месяц по цене 30 рублей за штуку. На изготовление одной булки будет истрачено продуктов на сумму 5 рублей.

Расчет срока окупаемости инвестиций в оборудование для бизнеса

Срок окупаемости оборудования = 250 000 рублей / (30 рублей – 5 рублей) × 1 000 штук = 10 месяцев.

Снижение срока окупаемости бизнеса

Окупаемость проекта обязательно включается в бизнес-план. Вполне понятно, что каждый предприниматель пытается сократить период возмещения затрат, используя для этого один из известных способов:

  • Вложить вырученные средства в развитие предприятия, а не на приобретение еще одной квартиры, машины и других предметов роскоши. Правильный шаг – направить первую прибыль на рекламу своей компании, покупку оборудования, поиск квалифицированных кадров. Предприятие будет приносить хороший доход, если в него грамотно вкладывать средства.
  • Сэкономить в самом начале развития компании. Но здесь важно не ошибиться. Например, не стоит покупать дешевые материалы, которые могут снизить качество готовой продукции. А вот без шикарных машин и офиса в центре города с дорогой мебелью и охраной можно первое время обойтись, сэкономив на этом приличную сумму. Довольно часто экономия на начальном этапе позволяет выстроить надежный и прибыльный бизнес с быстрой окупаемостью.
  • Воспользоваться услугами аутсорсинговых компаний. Другими словами, передать специализированным компаниям функции, не затрагивающие основной бизнес, или часть конкретных бизнес-процессов. Это поможет сэкономить на наборе персонала, исключив из списка вакансий должности бухгалтеров, менеджеров, экономистов и еще целого ряда специалистов.
  • Увеличить выпуск товаров, пользующихся повышенным спросом. Это повысит уровень ежемесячного дохода за счет быстрой реализации.
  • Увеличить количество лояльных клиентов за счет грамотной рекламной кампании, проведения акций, системы бонусов и скидок. Подобные мероприятия всегда повышают степень доверия населения и привлекают людей к продукции предприятия, что заметно расширяет клиентскую базу.

Эти рекомендации помогут сократить период окупаемости и выведут бизнес-проект на более прибыльный уровень, что, в свою очередь, позволит расширить предприятие, открыть новые филиалы.

Благодаря этим несложным расчетам вы сможете сравнить окупаемость двух разных бизнес-проектов и узнаете, когда ваши вложения полностью окупятся, и предприятие начнет приносить прибыль.

Понравилась статья? Поделитесь: