Мужской бизнес-клуб успешных предпринимателей
Мужской бизнес-клуб предпринимателей
Вступить в клуб
Главная> Развитие бизнеса >Методы ТРИЗ и их эффективное использование в бизнесе

Методы ТРИЗ и их эффективное использование в бизнесе

11.09.2023
1 168
Время чтения: 13 минут
Сохранить статью:
Методы ТРИЗ

Что это? Методы ТРИЗ — отличный способ решения сложных задач. Творческий подход способствует развитию воображения и разностороннего мышления. Считается, что эта теория наиболее эффективна при оттачивании изобретательского мастерства, поскольку не опирается на суждения и не имеет единственно верного ответа.

Когда применяются? Методы ТРИЗ используются при решении проблем, c которыми нельзя справиться очевидными или привычными способами. Другими словами, для достижения успеха без каких-либо недостатков требуется изобретательность.

Понятие ТРИЗ

ТРИЗ расшифровывается как «теория решения изобретательских задач», которая в настоящее время сформулирована в виде методологии, используемой во всем мире. Автором теории является советский писатель-фантаст, инженер и изобретатель Генрих Альтшуллер (псевдоним Генрих Альтов). Он изучил более 200 000 патентов, чтобы понять, как происходит процесс изобретения изнутри. Результаты этого исследования легли в основу концепций, изложенных в данной публикации.

Теория, которая начала разрабатываться в середине 1940-х годов прошлого века и материализовалась к концу 1970-х годов, является анализом того, как эффективно определить оптимальное решение, используя при этом минимум ресурсов. ТРИЗ предоставляет структурированный подход к мышлению. Также методы и приемы ТРИЗ дают возможность изобретать новое и находить нестандартные решения.

Понятие ТРИЗ

Суть ТРИЗ заключается в оптимизации творческих процессов. При этом, в сравнении с системами оптимизации конкретных процессов (такими как ERD, Entity Relationship Diagrams, диаграммы сущность-связь; CRUD, Create, Read, Update, and Delete, создание, чтение, модификация и удаление — стандартная классификация функций по манипуляции данными и прочие), методология Альтшуллера не содержит готовых решений, она показывает, где их можно найти.

Технология ТРИЗ, ее методы и приемы имеют научное обоснование, и потому их используют крупные компании (в основном в сфере IT, дизайне, маркетинге). В качестве примера часто приводится корейский технологический гигант Samsung, который внедрил методику ТРИЗ в 1998 году и к 2004 году заработал на ее использовании около 65 миллионов долларов США. Среди других компаний, применявших метод в бизнес-целях, — LG, Gillette, HP, Intel, Горьковский автомобильный завод, «Северсталь», «Русал», «Росатом», «Ростех».

Принципы ТРИЗ

При разработке теории Альтшуллером технические задачи чаще всего решались методом проб и ошибок или перебором вариантов. На это уходило много времени и ресурсов. По мнению учёного, правильные решения можно находить быстрее, если следовать принципам ТРИЗ:

  • Принцип объективности законов развития системы.

Ни одна система не развивается беспорядочно, она идёт по заранее заданному пути. Сильные решения обусловлены объективными явлениями, закономерностями и эффектами.

  • Принцип противоречия.

Системы развиваются за счет преодоления противоречий. Сильные решения устраняют их.

  • Принцип идеальности.

Решая проблему, необходимо стремиться к достижению максимальных результатов при минимуме затраченных усилий. Эффективные решения используют внутренние ресурсы, уже имеющиеся в системе.

  • Принцип конкретности.

Любая система имеет особенности, которые делают изменения легкими или трудными. Сильными решениями эти особенности учитываются.

Противоречия ТРИЗ

Рассмотрим второй принцип ТРИЗ: важность противоречий.

Что представляет собой противоречие? Это несоответствие между стремлениями и возможностями или между двумя характеристиками в одной проблеме («нам нужно сделать легкий, но прочный продукт»).

Противоречие — это то, что делает проблему уникальной, сложной или оригинальной, так как для ее решения необходимы инновации. Помимо прочего, понимание антагонизмов помогает проанализировать имеющиеся ресурсы.

Это связано с тем, что в основе противоречий часто лежит что-то недостающее («нам нужно повысить зарплату, но у нас нет на это денег», «нам нужно реструктурировать бизнес, но рынок меняется так быстро, что мы не успеваем»).

Противоречия ТРИЗ

В ТРИЗ существует три типа противоречий. Они перечислены от простейших к наиболее сложным:

  • Административное противоречие появляется тогда, когда «систему нужно улучшить, но я не знаю, как это сделать, или у меня нет на это полномочий».

Данную несовместимость можно нейтрализовать путем изучения дополнительной информации или принятием административных решений. Таким образом вы ищите ресурсы, за счет которых антагонизм разрешается.

  • Техническое противоречие появляется при улучшении одного параметра системы за счет ухудшения другого.

К примеру, крылья самолета должны отличаться прочностью, что увеличивает объем затраченного материала. Однако при этом они должны быть еще и легкими. А в таком случае прочными они уже не будут.

  • Физическое противоречие: «Чтобы улучшить систему, ее части должны одновременно находиться в разных физических состояниях, что является невозможным».

Это самое сложное для поиска расхождение, поскольку оно основано на физических законах природы.

Что поможет в поиске противоречия?

  • Выберите параметры, которые необходимо улучшить.
  • Выясните, какой параметр необходимо изменить, чтобы достичь поставленной цели.
  • Подумайте, какие ухудшения произойдут.
  • Найдите противоположное свойство данного элемента.
  • Измените параметр во втором пункте на противоположный, создав при этом обратное противоречие.

Приёмы решений по ТРИЗ

В качестве принципов теории решения изобретательских задач Альтшуллер называет 40 приемов. Часть из них, такие как принцип динамизма и использование механических колебаний, пригодны только для преодоления технических и физических противоречий. Однако некоторые методы решения задач ТРИЗ могут применяться во всех сферах жизни, в частности — в бизнесе.

Приёмы решений по ТРИЗ

Принцип дробления (сегментации)

Для устранения противоречий нужно поделить цель на части. Принцип сегментации применяется для того, чтобы определить потенциального покупателя продукта или блога и разработки рекламы. К примеру, интернет-магазин нижнего белья имеет как минимум две целевые аудитории: женщины, покупающие для себя; мужчины, покупающие для подарка. Соответственно, и реклама для аудиторий будет отличаться.

Принцип объединения

Для устранения противоречий необходимо объединять однородные объекты и операции. Простым примером применения принципа унификации в технике является швейцарский армейский нож. Так, инструмент, размер которого легко позволяет положить его в карман, сочетает в себе множество функций: нож, вилка, ложка, отвертка, открывалка и так далее. И таких функций может быть больше двадцати.

В бизнесе принцип унификации ТРИЗ используется для оптимизации трудовых затрат. Например, в небольшой компании копирайтер дублирует SMM-специалиста для решения следующих задач: планирование и размещение контента, настройка рекламных объявлений, общение с подписчиками.

Принцип вынесения

Для устранения противоречий необходимо либо убрать из объекта «мешающие» свойства, либо выделить единственную «нужную» часть объекта с целью его оптимизации. Этот принцип принятия решений был использован в 1950-х годах в США при создании в аэропортах устройства для отпугивания птиц. Чтобы предупредить столкновение пернатых с самолетами, специалисты записывали тревожные птичьи крики и воспроизводили их через громкоговорители.

В бизнесе принцип устранения «мешающего фактора» используется в теории решения изобретательских задач для построения грамотного тайм-менеджмента. К примеру, начинающий предприниматель лично занимается поиском поставщиков и клиентов, доставкой товаров и ведением бухгалтерской отчетности. В последнем вопросе он не очень силен, и эта задача требует большого количества времени. Решить это противоречие можно путем передачи ведения бухгалтерского учета подрядчику.

Принцип местного качества

Для устранения противоречий и решения проблемы продукт необходимо модифицировать в соответствии с контекстом его использования. В качестве примера приведем копирайтера, который составил один вариант сопроводительного письма к резюме и отправляет его на все подходящие вакансии. Вместе с тем он не учитывает, что в вакансиях компаний содержатся разные требования.

В результате сопроводительное письмо остается незамеченным, а резюме даже не открывается. И как следствие, соискатель не будет приглашен на собеседование. Если следовать принципу локального качества, то для каждой вакансии необходимо составлять индивидуальное резюме, ориентированное на требования конкретной компании.

Принцип копирования

Для устранения противоречий необходимо заменить дорогостоящие, неудобные и недоступные объекты на их копии. К примеру, невозможно установить посты дорожно-патрульной службы на всех опасных участках дорог. Так, для снижения количества дорожно-транспортных происшествий была придумана установка картонных муляжей, напоминающих автомобили полиции.

Креативные методы для решения задач

Для изобретения инноваций подходите к вопросам творчески, используя следующие приёмы, позаимствованные у ТРИЗ:

  • Метод ТРИЗ «мозговой штурм» — это техника коллективного принятия решений несколькими участниками. Все выдвигают свои идеи. Руководитель их записывает, команда выбирает лучшее и развивает их дальше.
  • Метод аналогии — часто используется в сочетании с предыдущей техникой. Основан на сравнении, поиске сходств и различий.
  • Морфологический анализ — поиск всех решений, возможных в теории.
  • Метод Робинзона — в основу легла способность Робинзона Крузо использовать предметы из окружения необычным образом.
  • Системный оператор — при наличии у объектов каких-либо общих черт или связей, их необходимо объединить в общую систему.

Результат ТРИЗ

Идеальный конечный результат в ТРИЗ — это разработка, при которой желаемая цель достигается в отсутствие дополнительных затрат, использования внешних ресурсов, увеличения сложности системы или неприятных последствий.

Иначе говоря, самыми эффективными будут те решения, которые не требуют платы. Таким образом, будут задействованы уже существующие ресурсы, использование которых произойдет в любом случае.

Результат ТРИЗ

О каких факторах идет речь?

В теории выделено несколько типов ресурсов, которые обычно полезны для успешного решения проблем. К ним относятся следующие:

  • Материальные (деньги, расходные материалы, оборудование и так далее).
  • Информационные (методические материалы, социальные каналы, специальная литература).
  • Временные (время).
  • Пространственные (например, объем, площадь).
  • Человеческие (слуховые, тактильные, зрительные, обонятельные).
  • Энергетические (электричество, свет, тепло, звук, атомная энергия).
  • Другие (культура, образы, исторические события).

Сложности внедрения методов ТРИЗ в бизнес

Основные трудности при внедрении ТРИЗ в бизнес:

  • Длительность обучения: для трех уровней потребуется от 9 до 12 месяцев.
  • Для правильного усвоения учебного материала необходимы занятия с преподавателем. Теорию можно освоить, прочитав литературу, но при применении возникает много вопросов.
  • Малое количество преподавателей. Часто обучение проходит внутри компаний, но настоящих специалистов, которые преподают ТРИЗ публично, мало.
  • Результаты, полученные компаниями, держатся в секрете, поэтому нет общедоступных примеров для их анализа. Если бы такие разработки были обнародованы без разрешения, компании потеряли бы клиентов и подали судебный иск за разглашение коммерческой тайны.
  • Главы компаний зачастую выступают против подобного подхода. Перед аудиторией они говорят, что намерены использовать новую технологию, но на практике отказываются от нее, считая ее слишком рискованной. Если управленцы правильно понимают методы ТРИЗ, то эта теория может объединить всю управленческую команду для решения организационных проблем и уменьшить риск нововведений.
  • Специалисты по управлению персоналом только начинают осваивать методологию Альтшуллера. Поэтому они предпочитают недорогие услуги, не различая уровень квалификации преподавателей и не анализируя их качество. Результат такого обучения — неглубокие знания и не очень эффективные решения, прийти к которым можно и в отсутствие ТРИЗ.

Если внедрение этой методологии инициируется руководителями компании, то будут выбраны наиболее компетентные преподаватели. В этом случае устраняются трудные проблемы, находятся сильные примеры и повышается доверие к методологии. Впоследствии интеграция с бизнес-процессами осуществляется постоянно. Происходит постепенное решение указанных задач.

Все большее число крупных компаний в России также приобщается к этой теории. В частности, это организации, которые уже применяют проверенные мировые практики ведения бизнеса и рассматривают возможность дальнейшего обучения своих сотрудников решению инновационных задач.

Часто задаваемые вопросы о методах ТРИЗ

  • Чем помогает ТРИЗ?

Методология способствует развитию творческого, нестандартного мышления, а также созданию нового — процессов, продуктов, подходов.

Бизнес использует методы и приемы ТРИЗ для решения технических, управленческих и маркетинговых задач. Основы данной теории помогает мыслить творчески и находить нестандартные решения в технической, маркетинговой и управленческой областях.

  • Как применяют ТРИЗ в бизнесе?

В настоящее время работу с ТРИЗ в сфере бизнеса можно разделить на три уровня. Первый характеризуется правильной постановкой задачи, определением противоречий и указанием оптимального результата. На втором уровне оцениваются бизнес-системы и ресурсные возможности. Для третьего характерен детальный анализ прогнозов и разработка стратегии развития на будущее.

  • Что такое идеальный конечный результат?

В ТРИЗ идеальный конечный результат — это ситуация, при которой система сама осуществляет желаемое поведение и избегает нежелательных последствий. В упрощенном виде это бесплатное или бюджетное решение проблемы с использованием имеющихся ресурсов, без необходимости привлечения новых.

Часто задаваемые вопросы о методах ТРИЗ

Изначально предназначение методики упиралось в решение технических задач. Тем не менее ее широко применяют и в других областях: ТРИЗ можно использовать для поиска нестандартных решений стандартных задач. На самом деле все люди ежедневно применяют методы и приемы ТРИЗ на практике, только они этого не знают.

Понравилась статья? Поделитесь: