Мужской бизнес-клуб успешных предпринимателей
Мужской бизнес-клуб предпринимателей
Вступить в клуб
Главная> Развитие бизнеса >Логическая цепь: звенья, организация, проблемы

Логическая цепь: звенья, организация, проблемы

24.07.2023
832
Время чтения: 14 минут
Сохранить статью:
Логическая цепь: звенья, организация, проблемы

Зачем нужна? Логистическая цепь играет важную роль в товарообороте. Ее основная задача – обеспечить необходимое количество нужного товара в нужное время в нужном месте.

Как создать? Логистическая цепь формируется в соответствии с потребностями и возможностями предприятия. Эффективность ее работы приводит к снижению издержек и повышению прибыли.

Смысл логистической цепи

Логистическая цепь включает в себя несколько взаимосвязанных и взаимовлияющих этапов. Это:

  1. Производство.
  2. Погрузка и разгрузка.
  3. Упаковка.
  4. Транспортировка.
  5. Хранение.
  6. Распределение.

Задача логистики в том, чтобы обеспечить своевременное производство нужного объема продукции по выгодной для всех участников процесса цене и ее доставку в оговоренные сроки и в сохранном состоянии до конечного потребителя. Аналитики в области логистики изучают, как те или иные факторы и их корректировка меняют логистические процессы.

Смысл логистической цепи

Специалисты в области логистики занимаются различными направлениями, так или иначе связанными с транспортировкой грузов. Это отрасли логистики, связанные с

  • производством;
  • поставкой;
  • распространением продукции.

Таким образом, к сфере логистики относятся стратегически ориентированные и операционные термины.

Логистику, связанную с товарооборотом, относят к области организации материально-технического снабжения и прогнозирования. Есть и другая точка зрения, согласно которой в логистике объединены несколько хозяйственно-экономических направлений: управление, производство, микроэкономика и т.д.


Иногда под логистикой подразумевают исключительно доставку товаров. Как бы ни рассматривалась логистическая цепь, ее основная задача остается неизменной и реализуется только при условии четкого согласования всех ее участников.

Логистическая цепь выполняет несколько основных функций:

  • обеспечение сырьем и его распределение;
  • производство товаров;
  • дистрибуция готовой продукции;
  • потребление товаров.

Структура логистической цепи может быть разной. Одному предприятию необходимы только услуги транспортировки и хранения, другому — полный спектр логистических операций. В отдельных случаях некоторые звенья логистической цепи управляются отдельно.

Понятие логистической цепи

Логистическая цепь — это комплекс последовательных и взаимосвязанных процессов, направленных на доставку грузового потока от точки производства до точки потребления.

Логистические цепи разбивают на части разными способами в зависимости от аспекта рассмотрения: процессного или объектного. Выбор подхода к логистическим цепям определяется спецификой поставленных задач.

При объектном рассмотрении в логистическую цепь входят конкретные участники процесса (отделы компаний или нанятые специалисты и фирмы, склады, терминалы и т.д.).

При процессном подходе логистическую цепь составляют отдельные этапы передвижения груза и процессы его обработки: погрузка, упаковка, хранение, перевозка и другие.

Понятие логистической цепи

Объектный подход оправдан при:

  1. Организации взаимодействия участников логистической цепи.
  2. Определении необходимых участников цепи и их количества.

Процессный подход к разбивке логистической цепи имеет следующие преимущества:

  • Составление списка отдельных операций дает возможность оценить материальные и временные затраты на каждую из них и в общем на всю цепь.
  • Выбор операций, которые компания доверит сторонним партнерам на аутсорсинг.
  • Определение задач, которые возьмет на себя тот или иной посредник в соответствии с его специализацией.

Независимо от аспекта рассмотрения логистических процессов, их неизменными участниками остаются работники складов, водители, грузчики, курьеры, менеджеры. То есть все, без кого невозможна транспортировка товара из пункта A в пункт B.

Классификация логистической цепи по признакам

Логистические цепи группируют по различным параметрам.

Логистика разделяется на:

  1. Внутреннюю и внешнюю.
  2. Локальную и глобальную.
  3. Разовую и постоянную.

Если продукцию перемещают из одного склада фирмы в другой, это внутренняя логистика. Если в процессе принимают участие контрагенты, то это уже внешняя логистика: например, доставка товаров со склада в магазин, занимающийся дистрибуцией.

Внешние логистические цепи делят по продолжительности на:

  • циклические (на основе долгосрочных деловых отношений);
  • длительные (действующие больше года);
  • краткосрочные (сроком меньше года);
  • однократные (единоразовые поставки).

Локальной логистической цепью предприятия является транспортировка грузов внутри одного населенного пункта (из одного склад в другой, с производства в магазин и т.д.) Пример международной логистической цепи — это служба доставки по всему миру. Организация процессов в этих двух случаях будет принципиально разной.

О постоянной логистической связке идет речь, если фирма на протяжении нескольких лет заказывает обеды с доставкой для своих сотрудников в одном и том же кафе. Если данное заведение общественного питания решило провести капитальную реконструкцию и временно не в состоянии выполнять свои обязательства, компания на этот срок будет сотрудничать с другим кафе. Так возникнет кратковременная логистическая цепь.

Смотря по тому, какой поток является определяющим, логистические цепи подразделяют на материальные, грузовые, транспортные, информационные и финансовые. Состав звеньев варьируется, определяясь типом главенствующего потока.

Классификация логистической цепи по признакам

Логистические цепи группируют также по количеству звеньев, входящих в их состав, на:

  1. Прямые (включают только производителя и потребителя).
  2. Эшелонированные (включают также посредников, розничных или оптовых).

По географии распространения деятельности логистические цепи разбивают на:

  1. Макроцепи (перевозка сырья или готовой продукции за границу).
  2. Микроцепи (все этапы логистической цепи осуществляются внутри предприятия).
  3. Метакомплексы, объединяющие различные звенья (например, перевозка опасных грузов с применением различных уровней безопасности).

По срокам действия выделяют следующие внешние логистические цепи:

  1. Циклические (продолжительные деловые отношения).
  2. Длительные (длящиеся 2 года и больше).
  3. Краткосрочные (длящиеся не дольше полутора лет).

Такая классификация помогает в прогнозировании необходимых этапов и материально-технической базы.

Исходя из степени сложности логистические последовательности бывают:

  1. Простыми.
  2. Средними.
  3. Сложными.
  4. Очень сложными.
  5. Суперсложными.

В простой логистической цепи задействованы несколько объектов (цеха предприятия и предприятия одного города) и используется транспорт, находящийся в собственности производителя (дистрибьютора) и покупателя.

О логистической цепи средней сложности говорят, если в ней принимают участие до трех посредников. Например, для погрузки крупногабаритного товара компания связывается с контрагентами: одному принадлежит подъемный кран, второй предоставляет грузчиков, третий обеспечивает грузовые вагоны для перевозки.

Если количество участников от 3 до 6, такие цепи называют сложными. Большое число звеньев в цепи объясняется непростой организацией транспортных процессов. Например, когда у покупателей товаров, которые перевозятся только железнодорожными вагонами, нет собственных железнодорожных путей для подъезда. Для доставки приходится привлекать экспертов, представителей железной дороги, арендодателей отдельных участков ж/д путей.

К очень сложным относятся логистические цепи, при которых используются не только железнодорожные, но и водные виды транспорта. Как правило, это касается международных перевозок.

Суперсложными цепи становятся, когда в них включены от 15 до 45 звеньев. Чаще всего они не линейны, а обладают разветвленной древовидной структурой.

Разница между логистической цепью и цепью поставок

Цепь поставок представляет собой синхронизацию всех бизнес-процессов, нацеленных на обеспечение потребителей конкретным товаром или предоставление услуги. Такая цепь начинается с закупки сырья и завершается доставкой товара покупателю.

Разница между логистической цепью и цепью поставок

Принципиальное различие между понятиями «логистическая цепь» и «цепь поставок» заключается в том, что последнее объединяет все бизнес-процессы, необходимые для реализации звеньев цепи. Синонимичное употребление этих понятий также нельзя считать ошибкой.

Понятие «логистика» может рассматриваться исключительно как хранение и доставка товаров внутри цепи поставок. Чаще всего это касается крупных компаний.

Внутренние и внешние логистические цепи поставок различаются по зонам своего распространения. Внутри одной организации мы говорим о внутренней цепи, за ее пределами — о внешней. При внешней цепи поставок чаще всего прибегают к найму транспорта и аренде складских помещений.

Звенья логистической цепи

Каждое звено логистической цепи решает свою конкретную задачу, выполняет конкретные функции и операции, направленные на достижение общей цели.

К звеньям логистической цепи относятся:

  1. Производители.
  2. Поставщики сырья.
  3. Склады хранения сырья и готовой продукции.
  4. Распределительные центры и транспортные компании.
  5. Конечные потребители.

В жизни некоторые участники цепи выполняют смежные функции, и состав логистической последовательности становится иным.

Логистические потоки

Под логистическими потоками подразумевается направленное и ограниченное во времени перемещение того или иного продукта. Данные потоки могут быть информационными, материальными и финансовыми.

Логистические потоки

Материальный поток — это движение товара или сырья. Финансовым потоком называют передвижение как материальных, так и нематериальных ценностей. Сюда же относят перемещение основных и оборотных средств.

Информационные потоки являются неотъемлемой частью первых двух. Это любые документы, устные заявления, электронная переписка и т.д., с помощью них осуществляется управление и контроль.

Принципы построения эффективной логистической цепи

Основываясь на опыте построения успешных логистических цепей, можно выделить следующие принципы их организации и оптимизации:

  1. Организация процессов производства, поставки сырья и дистрибуции готовых товаров должна быть включена в общую стратегию компании.
  2. Для обеспечения транспортировки и управления материально-технической базы в компании необходимо создать отдельное подразделение. В его зону ответственности будут входить не только вопросы управления запасами и складирования, но и транспорт и распределение сырья.
  3. Регулярная аналитика относительно качества оказываемых услуг и работ, выполняемых перевозчиками, работниками складов, торговыми точками, поставщиками сырья, другими контрагентами, а также касательно степени лояльности и удовлетворенности конечных потребителей.
  4. Оценка эффективности работы отделов компании по различным показателям (рост прибыли, качество сервиса, уменьшение расходов, повышение объемов продаж и производства).
  5. Установление максимально возможного уровня сервиса и его поддержание.
  6. Системный подход к управлению логистикой как единым процессом, а не отдельными его составляющими.
  7. Высокопрофессиональное управление всеми видами потоков логистической цепи (материальным, финансовым и информационным).
  8. Применение моделирования и участие в информационном партнерстве.
  9. Применение TQM (total quality management) — системы всеобщего управления качеством, направленной на поддержание высокого уровня работы каждого сотрудника, что непосредственно влияет на общую эффективность компании.
  10. Обеспечение стабильности и адаптивности логистической цепи, что позволит ей функционировать при предусмотренных изменениях во внешней среде или внутренней деятельности организации.

Возможные проблемы в логистической цепи

При организации логистических цепей важно учитывать все особенности производства и сбыта товара. Только так можно обеспечить бесперебойную работу предприятия. Какие ошибки допускаются и как их можно избежать?

Система поставок сырья

Ошибка, приводящая к сбоям в работе предприятия. Несвоевременная поставка сырья срывает темпы производства и сроки поставок в точки реализации. Как следствие, повышаются цены. Все процессы в логистической цепи претерпевают изменения.

Пример ситуации. Компания производит мягкую мебель и реализует ее в нескольких торговых точках. Сырье закупается большими партиями и хранится в собственных складских помещениях. В определенный момент количество заказов резко вырастает. Производство использовало все сырье, заказы были выполнены и доставлены потребителям.

Для следующих партий мебели необходимо было получить новое сырье в большом количестве. Поставщик не справился с задачей. Производство было временно остановлено. Фирма начала терять деньги и была вынуждена повысить цены на товар. Но торговых представителей не устраивают новые цены и несоблюдение сроков поставок. Они разрывают договоры с этой мебельной фабрикой.

Если компании негде сбывать товар, она не сможет производить новый, что заставит ее снова повысить цены. Такая политика сделает данную фабрику еще менее привлекательной для оптовых покупателей.

Возможное решение. Чтобы не оказаться в подобной ситуации, имеет смысл организовать поставки по принципу «точно в срок». Это позволит значительно сэкономить на складских помещениях. Сырье будет доставляться по мере необходимости и ровно в количестве, необходимом для конкретной партии мебели. Это значительно уменьшит расходы, даст возможность сформировать более конкурентоспособную цену на товар и поможет избежать простоев производства.

Недостаточность информации

Ошибка. Предоставление неполной информации формирует некорректную логистическую цепь.

Управление логистическими цепями невозможно без владения всеми данными. Важно, чтобы все участники процесса своевременно предоставляли друг другу актуальную информацию по изменению сроков, расценок, специфике товара, его объемах и т.д. Если на каком-то этапе не будут учтены те или иные детали, это повлияет на весь процесс в целом: компания будет терять доход, клиент дольше ждать продукцию и т.д. Это приведет к снижению продаж из-за потери лояльности покупателей.

Пример ситуации. Компания-производитель строительных материалов осуществляет доставку товара в несколько регионов. В зависимости от их удаленности используются автомобили, железнодорожный и другие виды транспорта. Это сказывается на себестоимости продукции и ее конечной цене. Зная это, производитель может вести гибкую ценовую политику, учитывающую стоимость доставки для каждого отдельно взятого клиента.

Но проблема в том, что транспортная компания рассчитывает не каждую доставку, а выставляет общий счет за все в течение месяца. Исходя из этих расходов компания-производитель рассчитывает себестоимость продукции, распределяя затраты на логистику по всем клиентам. Это ведет к повышению цен на 20-30 % от реальных, что неминуемо скажется на падении уровня продаж.

Решение проблемы. Прибыль клиентов, которые находятся в отдаленных регионах, не может быть высокой, так как расходы на доставку составляют значительную часть трат. В данном случае оптимизация логистической цепи может состоять в том, что продавец пересмотрит объемы поставок в разные регионы или обсудит с транспортной компанией более удобные маршруты.

Возможные проблемы в логистической цепи

Нередко бизнесмены выбирают поставщиков и только потом задумываются о стоимости доставки.

Например, небольшая фирма из Подмосковья занимается продажей сантехники. Руководитель решил сэкономить и попробовать торговать продукцией из Китая. Он самостоятельно или через посредников находит производителя, работающего с Россией, выбирает товар, заключает контракт, оплачивает оговоренную часть суммы и ждет доставку. Лишь на этом этапе ему приходит в голову задуматься о том, во сколько она ему обойдется.

В этом и заключается ключевая ошибка. Этот пункт расходов должен быть учтен еще при выборе поставщика. Расходы на логистику и оформление документации для товара из-за границы не только помешают получить прибыль, но могут обернуться для вас долгами. Речь будет идти уже не о прибыли, а о возвращении потраченных средств.

Решение проблемы. Если вы задумались о такой торговле, начните с расчета логистики. В стоимость доставки надо включать не только затраты на транспортировку, но и оплату загрузки и разгрузки, страховки, таможенных пошлин, хранение на СВХ (склады временного хранения) и т.д.

Разобраться со всеми тарифами и расценками, чтобы вы представляли не примерную, а точную сумму расходов, сможет только специалист по торговле с зарубежными странами. Также он сориентирует, есть ли необходимость в получении декларации соответствия или сертификата на тот или иной товар, проходит ли данная продукция по реестру интеллектуальной собственности.

В крупных организациях, сотрудничающих с иностранными поставщиками, в штате обязательно есть свои логисты, декларанты, юристы и т.д. Небольшой организации, закупающей пару раз в год товар из-за границы, нет смысла нанимать этих дорогостоящих специалистов на постоянной основе. Малый бизнес заказывает услуги по сопровождению и оформлению товара из других стран у консалтинговых компаний, специализирующихся на этом вопросе.

Между всеми звеньями логистической цепи необходимо установить прозрачную двустороннюю связь. Кроме того, каждый из участников процесса должен иметь доступ к любой информации, касающейся доставки, чтобы процесс был четко отлажен. Эту задачу в современном мире решают системы автоматизации ERP.

Это программное обеспечение позволяет управлять сразу несколькими направлениями: логистикой, финансовыми потоками, персоналом, производством и т.д. Расходы на установку и обучение персонала быстро возместятся за счет повышения эффективности работы. Сократятся трудозатраты и расходы на лишний персонал, а прибыль будет расти.

Конфликт интересов

Противоречия среди участников логистической цепи приводят к ее нарушению, основная функция не выполняется. Клиенты не получают вовремя товар по выгодной цене, а компания-производитель теряет прибыль. То, что у каждого из партнеров свои интересы, абсолютно нормально, но необходимо уметь их согласовывать, чтобы все остались в выигрыше.

Пример ситуации. Швейная фабрика на протяжении нескольких лет поставляет свою продукцию (женские костюмы) в один магазин женской одежды. Резкий скачок цен на ткани, нитки, фурнитуру вынудил производителя поднять цену на 10 %. Руководство торговой сети считает, что по таким ценам эта продукция не будет привлекательна для покупателей. Сформировался явный конфликт интересов.

Возможным выходом из сложившейся ситуации может стать не такое повышение цен, например, не на 10 %, а на 5 %. В качестве ответного шага магазин согласился закупать большую партию товара. Оба участника процесса поняли, что, разорвав эти отношения, они останутся в проигрыше. Магазину придется искать нового поставщика, и не факт, что его продукция будет пользоваться таким же спросом и отличаться столь же высоким качеством. Производителю тоже невыгодно терять канал сбыта и темпы производства во время поисков нового.

Логистическая цепь — это сложная система, в которой участвуют несколько специалистов, представляющих интересы своих компаний. Поставщик сырья следит за тем, чтобы расширять клиентскую базу и не терять постоянных клиентов. Транспортным компаниям важно, чтобы их услуги были востребованы. Представителям торговых сетей необходимо покупать товар по выгодным ценам, чтобы сделать максимально возможную наценку и при этом не потерять покупателей. Кроме того, эти задачи должны соотноситься с другими корпоративными целями компаний.

Возможные проблемы в логистической цепи

От того, насколько все партнеры надежны и профессиональны, от того, насколько оперативно они умеют решать вопросы и разрешать возникающие проблемы, зависит качество логистических процессов. При грамотной организации сырье в срок будет доставляться, товар производиться и доезжать до конечного потребителя.

В современном мире организация логистики стала довольно сложным процессом. Но при этом появилось гораздо больше возможностей автоматизации управления. Это стало доступно благодаря специальному программному обеспечению. Оно практически сводит к минимуму вероятные ошибки, повышает качество обслуживания и значительно сокращает затраты.

Понравилась статья? Поделитесь: