В чем суть? Принцип Парето, известный также как закон «80 на 20», был придуман итальянским социологом и экономистом Вильфредо Парето. Именно он доказал, что 80 % богатств Италии контролировались 20 % её населения. Развивая эту теорию, ученый смог распространить принцип ее действия и на другие сферы.
Где используется? Сегодня данный закон нашел активное применение не только в повседневной жизни рефлексирующих людей, склонных к самоанализу и развитию, но и в бизнесе. Таким образом, принцип Парето подходит не только для анализа ресурсов, а вообще всех социально-экономических процессов: от частных до глобальных.
В этой статье:
История появления принципа Парето
Сегодня мало кто знает, что понятие «принцип Парето» впервые было использовано намного позже, чем был придуман «Закон 20/80», и сделал это не его автор, а бизнес-консультант из США Джозеф Джуран.
Свое эмпирическое правило итальянский социолог, экономист и инженер Вильфредо Парето начал формировать еще в докторской диссертации «Основополагающие принципы равновесия в твёрдых телах» (1869 г.). В дальнейшем автор не оставлял попытки анализа равновесных состояний в социальных и экономических системах.
Впервые развернутое описание своего правила 20/80 Парето представил уже 1887 году. Его выводы были представлены в опубликованных научных работах, посвященных новым направлениям исследований в социологии. Автору так и не удалось привлечь внимание научного мира к своим выводам. Его идеи были восприняты современниками, но принципом Парето заинтересовались лишь немногие теоретики.
Уже в 1949 году Джордж Зипф (лингвист из США) в научных трудах повторил выводы Парето. Он заметил, что 80 % возможного результата обеспечивается за счет 20 % трудозатрат. Таким образом Зипф, несколько перефразировав, еще раз сформулировал принцип Парето.
Еще через два года бизнес-консультант Джозеф Джуран, занимавшийся проблемами управления качеством, в научных работах открыл для себя правило 80/20. Он проанализировал теорию Парето в контексте своих наработок и пришел к интересным выводам о ее обоснованности, а затем назвал широко известное сегодня правило в честь его первооткрывателя.
Джуран в научных работах кратко и понятно объяснил: принцип Парето – это правило, которое работает в разных областях нашей жизни, включая бизнес. Применяя его в производственной сфере, бизнес-консультант создал систему, позволяющую снижать брак при изготовлении продукции. И это была далеко не единственная область, в которой Джуран пытался использовать принцип Парето.
Интересно, что его исследованиями заинтересовались не в США, а в Стране восходящего солнца. Принцип Парето успешно использовали японские корпорации, начиная с 1953 года. Только через 20 лет после этого Джуран вернулся в Америку, а местные производственные гиганты решили изучить зарубежный опыт.
Другое название теории Парето («20/80») получило широкое распространение благодаря работе Ричарда Коха «Принцип 20/80: секреты достижения больших результатов при затрате меньших усилий». Эта книга была переведена на многие языки мира.
Суть принципа Парето
Рассмотрим подробнее: что это такое – принцип Парето? Его второе название – правило 20/80. Если изложить принцип Парето простыми словами, то он заключается в том, что 20 % всех прилагаемых усилий обеспечивают 80 % результата. При этом справедливо и обратное утверждение. Здесь подразумеваются не только приложенные старания, а любые факторы, обеспечивающие конечный результат. Такое же соотношение наблюдается в любых системах и даже в живой природе. В процессах, которые кажутся самодостаточными и автономными, можно найти пропорции близкие к 80/20.
Конечно, соотношение может несколько варьироваться, но главный вывод из принципа Парето заключается в том, что бо́льшая доля полученного эффекта определяется меньшей частью исходных факторов.
Результаты различных исследований говорят о том, что во многих странах примерно 20 % населения владеют 80 % всех благ. Здесь могут быть небольшие отклонения, но в целом принцип Парето подтверждается. При этом ни численность населения, ни ВВП или другие весомые факторы не оказывают влияния на данное соотношение.
20 % от всего объема информации, которую мы получили, в нашем развитии будут полезны на 80 %. Получается, что 80 % остальных книг и других источников данных – это неэффективное использование своего времени.
Приведем еще несколько примеров из социальной сферы: 20 % правонарушителей всего мира совершают примерно 80 % преступлений; на пятую часть всех водителей автотранспорта приходятся 80 % ДТП.
Если рассматривать принцип Парето с точки зрения предпринимательства, то здесь 20 % всех клиентов могут приносить 80 % дохода, а 1/5 позиций ассортиментного перечня обеспечивает 80 % всего объема продаж.
Теория 80/20 сегодня широко применяется для анализа эффективности бизнес-процессов и их оптимизации. Точно такая же ситуация наблюдается и в других сферах.
Принцип Парето в бизнесе
Рассмотрим Принцип Парето с позиции бизнеса:
- Бо́льшая часть средств предприятия расходуется на обеспечение мало результативных процессов и оплату труда специалистов с низкой производительностью. В связи с этим следует выявлять и сокращать лишние элементы производственных цепочек, а также сотрудников, которые не могут или не ходят работать эффективно. Такие действия позволяют высвобождать ресурсы для развития бизнеса.
- Основной процент доходов компании приносят постоянные клиенты. Именно этому сегменту покупателей стоит уделять максимальное внимание. Необходимо направить усилия на разработку стратегий, включающие бонусы, акции и другие кампании, которые позволят удерживать клиентов и превращать их в постоянных. С точки зрения бизнеса это направление выглядит более перспективным, чем увеличение затрат на привлечение новых покупателей.
- Так как лишь небольшая часть сотрудников обеспечивает большинство важных бизнес-процессов, нужно определить критически важные для компании должности. Возможно, им следует добавить дополнительные, менее важные функции, и увеличить заработную плату. Затем сократите работников с освободившихся должностей.
Используя принцип Парето в тайм-менеджменте, можно реорганизовать внутренние рабочие процессы любого предприятия. Такие изменения позволяют повысить результативность деятельности, обеспечить более эффективное использование ресурсов и расширить бизнес путем выхода на новые рынки.
Принцип Парето применяется в различных направлениях бизнеса для:
- увеличения объемов реализации и доходов компании;
- повышения производительности труда специалистов;
- оптимизации использования маркетинговых бюджетов.
Данное правило продемонстрировало свою эффективность в менеджменте и маркетинге. Далее мы расскажем о наиболее актуальных вариантах его применения.
Способы применения принципа Парето в бизнесе
Способ 1: Изучение целевой аудитории
Согласно закону Парето, 20% клиентов приносят онлайн-магазинам 80 % выручки. Проверьте эту статистику для своей площадки. Если это реально происходит, стоит глубже изучить таких покупателей и сделать все необходимое для их удержания.
Нужно разработать опросник для получения подробной информации о постоянных клиентах, часто совершающих приобретения на большие суммы:
- кто является вашими покупателями: сколько им лет, откуда они, каковы их увлечения, хобби и психологический тип;
- какие покупки совершают данные персоны: что приобретают постоянно и дополнительно;
- какие суммы они готовы потратить на свои заказы: средний чек;
- как попадают на сайт магазина: через социальные сети, по рекламе, запросам в поиске или по другим каналам;
- какая информация привлекает внимание этих людей: советы блогеров, PR-материалы, статьи или обзоры.
Изучайте подробнее наиболее популярные для своих покупателей каналы и контент, чтобы делать на это основную ставку. Зачем расходовать силы и время на привлечение целевой аудитории, которая покупает редко и на маленькие суммы.
Способ 2: Изучение ассортиментного перечня
Следуя принципу Парето, можно сделать вывод, что 20 % товаров из всего ассортимента способно принести 80 % дохода. Если это справедливо для вашего бизнеса, надо уделять больше внимания тем позициям, которые приносят наибольшую прибыль. Определить такие товары можно, используя ПО для автоматизации учета и аналитические системы.
Дополнительную информацию можно получить из:
- рейтингов баннерных и тизерных сетей;
- специальных сервисов, анализирующие спрос и рекламные кампании;
- социальных сетей;
- анализаторов ключевых слов в сервисах Гугл и Яндекс.
Стоит заказывать именно те изделия, которые пользуются спросом у клиентов, и обеспечить их постоянное наличие. Нужно проводить работы над следующими моментами: постоянная проверка ассортимента и его улучшение, продвижение товара посредством наиболее эффективных рекламных каналов. Конечно, это не значит, что других товарных позиций не должно быть совсем. Они должны присутствовать, но в меньшем объеме.
Способ 3: SEO
Такая оптимизация является довольно продуктивным методом продвижения. Важно правильно подобрать ключевые слова, сформировав лучшую семантику сайта. Принцип Парето для сеошников выглядит следующим образом: 20 % примененных ключевиков привлекают 80 % потенциальных клиентов.
Проверить это правило можно с помощью ресурсов SEMRush и Гугл Аналитик. Бывают случаи, когда всего пара ключевиков способна поднять трафик посещения сайта на максимум.
Стоит использовать правильные поисковые фразы для вашего бизнеса, а еще:
- позаботиться о том, чтобы контент был действительно интересным и полезным;
- повысить качество материалов;
- публиковать релевантные сведения.
Способ 4: Рекламные кампании
Нередки случаи, когда подаваемая интернет-магазинами реклама не приносит желаемого результата. Возможно, это те самые 80 % PR-бюджета. Тогда как оставшиеся 20 % рекламы обеспечивают результат. В самом начале предпринимательской деятельности многие пробуют все и сразу, так как не имеют понимания, что именно сработает: баннеры, контекстный PR, инфлюэнс-маркетинг, таргетинг в социальных сетях.
Нужно изучить целевую аудиторию, ее потребности, запросы и социальный статус. Важно анализировать все используемые каналы и выявлять, откуда приходит больше всего клиентов. Рекламу, которая не приносит результата, применять не стоит. Нужно использовать каналы, которые приносят максимальный трафик. Основной принцип отзывчивого маркетинга: надо отправить сигнал, и работать с теми, кто на него отреагировал.
Способ 5: Работа с возражениями
Обычно от 20 % потребителей поступают почти все жалобы на сервис или продукт. В их число входят и те лица, которые сами никогда и ничего на данном сайте не покупали. Даже самые лучшие магазины получают возражения от клиентов. Поэтому данный момент должен учитываться при организации работы техподдержки.
Стоит осуществлять рассмотрение всех жалоб и критических комментариев, предпринимая все возможные меры по сокращению их количества и решению выявленных проблем. Здесь принцип Парето работает так: 20 % аудитории может требовать максимального количества внимания. При своевременном рассмотрении жалоб негативных последствий для компании быть не должно.
Способ 6: Работа с сотрудниками
Лишь 20 % специалистов компании будут выкладываться на 100 %. Остальная часть работает, как получится. И всего 20 % от всех стараний лучших сотрудников реально принесут высокие результаты. Работает ли это правило в вашем интернет-магазине? Согласно принципу Парето, большая часть штата компании пассивно выполняет свои задачи.
Допустим, вы распустили всех сотрудников и наняли новых. Но лишь 20 % вновь принятых работников будут действительно активны. Из этого следует сделать вывод: как ни крути, такие поступки бессмысленны.
Чтобы изменить ситуацию, мы советуем:
- Продумать и составить эффективные методы повышения мотивации работников.
- Соблюдать требования тайм-менеджмента.
- Избавиться от бесполезных специалистов.
Рабочий день не резиновый, поэтому если пытаться все сделать сразу, то достичь желаемых результатов будет очень непросто. Не все, на что вы тратите внимание и ресурсы, будет приносить пользу. Необходимо проанализировать все задачи и разделить по приоритетности, с учетом профессиональных навыков, должностных обязанностей, интересов и т. д.
Нужно определить те самые 20 % проблем и направить на их решение основные ресурсы. Начинаем с наиболее ответственных процессов, а затем дорабатываем результат. Более полезным будет полностью решить хотя бы одно дело, чем почти закончить несколько задач.
Вы сможете при минимальных затратах и усилиях обеспечивать высокую результативность. Деятельность будет более осознанной и направленной на достижения. Руководствуясь принципом Парето, можно увеличить прибыльность бизнеса и личную производительность, разработать эффективную стратегию продвижения, высвободить дополнительные ресурсы. В то же время, не следует рассматривать данное правило, как универсальный рецепт для любых ситуаций. В некоторых случаях принцип Парето может и не работать.