Мужской бизнес-клуб успешных предпринимателей
Мужской бизнес-клуб предпринимателей
Вступить в клуб
Главная> Менеджмент >Система менеджмента качества: основные принципы, этапы внедрения, частые ошибки

Система менеджмента качества: основные принципы, этапы внедрения, частые ошибки

27.07.2023
132
Время чтения: 13 минут
Сохранить статью:
Система менеджмента качества

Что это? Система менеджмента качества – ряд стандартов, описанных в документах. Их принятие на предприятии способствует значительному улучшению качества выпускаемой продукции/оказываемых услуг, повышению конкурентоспособности на внутреннем и международном рынке.

Как внедрить? Для внедрения СМК необходимо сначала спроектировать все требующиеся изменения. Немаловажными этапами являются обучение персонала, контроль нововведений.

Суть системы менеджмента качества

Система менеджмента качества (сокращенно СМК) – это важный элемент всей концепции управления компанией. При наличии СМК предприятие повышает гарантии на выпуск высококачественного товара или услуги.

Система менеджмента качества – это регламентированный процесс, который содержит нормативные документы для операций и разработок, а также обеспечения ресурсами, необходимыми для производства и контроля качественного продукта.

Такая система нужна для достижения компанией высокой конкурентоспособности и сильных позиций на внутреннем и внешнем рынках.

Суть системы менеджмента качества

Эксперты выделяют два вида СМК предприятия: универсальные и отраслевые. Первая система предназначена для любой организации независимо от ее величины, вида деятельности или локации. Вторая СМК разрабатывается под конкретный вид деятельности. Например, для сталепромышленных предприятий, для компаний, оказывающих медицинские услуги.


Система менеджмента качества организации работает по следующей схеме:

  • Бизнес-процессы описываются, подвергаются анализу и доработке. Главный акцент делается на потребителя и его удовлетворенность, или, наоборот, неудовлетворенность.
  • Все сотрудники предприятия вовлечены в процесс улучшения СМК.
  • Под главную стратегию настраивается система управления, координация которой максимально затрагивает все подразделения.
  • Повышение качества продукта влечет за собой изменения самой СМК и всех основных бизнес-процессов.
  • Компания регулярно сверяется со стратегией и успешностью ее реализации, заказывает внешний аудит системы менеджмента качества и проводит внутренний.

Что включает в себя СМК?

  • бизнес-процессы;
  • стратегию и цели предприятия, возможно, отдельных подразделений, их соответствие ожиданиям клиентов и других участников бизнеса;
  • ресурсы и их распределение между ответственными руководителями направлений;
  • разработка KPI и внедрение методик измерения эффективности работы.

Необходимость и преимущества внедрения системы менеджмента качества

Компании, которые внедряют и работают по системе менеджмента качества, получают сертификат. Это является обязательным условием для работы ряда предприятий на отечественном рынке. Например, он нужен, если организация участвует в тендерах, госзакупках или конкурсах по качеству. Бывает, что такой документ запрашивают некоторые клиенты или частные покупатели.

Сертификация обязательна для отраслей производства военной техники, вооружения, средств связи и другой стратегической продукции.

Наличие сертификата и внедренная СМК необходимы при государственном регулировании. Таким образом можно преодолеть нетарифные барьеры, объявленные некоторыми государствами.

Необходимость и преимущества внедрения системы менеджмента качества

В других ситуациях сертификация системы менеджмента качества необязательна для работы, но ее наличие дает компании преимущество перед конкурентами в сотрудничестве с клиентами и поставщиками.

Например, предприятия, которые прошли сертификацию, могут сотрудничать с большим количеством других компаний. Тенденции таковы, что успешный старт организации на рынке во многом зависит от наличия данного документа. Многие фирмы изначально заключают партнерство только с теми контрагентами, у кого есть сертификат ISO 9001.

С какой целью появились такие требования? Есть компании, у которых сертификация является частью собственного управления, и их политика подразумевает сотрудничество только с такими же партнерами. Другие организации хотят получить надежного партнера, а подобный документ является неким гарантом в подобных случаях. Еще сертификат может частично заменить выездную проверку контрагента перед заключением договора. Это оптимизирует финансовые и трудовые ресурсы предприятия.

Инвесторам также важен этот документ, он говорит о том, что компания способна обеспечивать стабильную работу.

Особенно, если сертификат будет выдан авторизованным учреждением. Репутация компании-получателя от этого возрастает, а значит в будущем возрастет и прибыль.

Таким образом сертифицированная компания подтверждает свою надежность и платежеспособность. Это обеспечивает снижение ставок по кредитам и страхованию бизнеса, возможность работать с крупными федеральными финансово-страховыми организациями.

Факт сертификации можно использовать в рекламе, что вызовет больше доверия среди потенциальных клиентов.

Наличие подтверждающего документа в офисе организации, в кабинете руководителя или на сайте будет демонстрировать компетентность и прогрессивные методы управления предприятием.

Процесс сертификации также выгоден руководству компании, так как во время ее прохождения можно обнаружить слабые места в бизнес-процессах и вовремя выявить проблемы на предприятии.

7 главных принципов системы менеджмента качества

Работа современной системы менеджмента качества базируется на семи принципах, которые кратко сформулированы. Однако более подробное описание можно прочитать в требованиях стандарта ИСО 9001:

Ориентация на потребителя

Вся деятельность предприятия направлена на удовлетворение потребностей клиента, которые нужно выявить и проанализировать.

7 главных принципов системы менеджмента качества

Соблюдая данный принцип, компания получает следующие выгоды:

  • достигает увеличения доли рынка и выручки, вовремя реагируя на рыночные изменения и поведение потребителя;
  • повышает эффективность использования собственных ресурсов;
  • поддерживает лояльность клиентов и увеличивает долю повторных покупок.

Лидерство – формулировка общей цели внутри компании

Для достижения стратегической цели создаются рабочие условия, в которых сотрудники нацелены на единый результат. Они должны не только к нему стремиться, но и быть лидерами в своей деятельности, подавать положительный пример.

Это несет определенные плюсы для компании:

  • разделение целей по рабочим направлениям и мотивация на успех каждого их них;
  • использование общих корпоративных принципов для всех бизнес-процессов, выполнения задач и оценки результата;
  • полное исключение или снижение недопонимания между подразделениями.

Взаимодействие сотрудников

Достижение плановых показателей по качеству продукции во многом заключается в максимальной заинтересованности всей команды. Увеличить вовлечение сотрудников в процесс возможно с помощью повышения эффективности управления персоналом.

Преимущества соблюдения данного принципа:

  • повышение эффективности работы всех подразделений как результат работы с мотивацией и вовлеченностью в бизнес-процессы предприятия;
  • активность и инициативы персонала в усовершенствовании процессов, которые приводят к более быстрому достижению общей цели компании.

Процессный подход

Принцип подразумевает, что бизнес-процессы и ресурсы для их реализации являются единой системой. Все действия, точки соприкосновения подразделений и ресурсы связаны логичной схемой. Это помогает сократить производственный цикл и снизить издержки.

Совершенствование

Совершенствование – это постоянное развитие организации, расширение ее возможностей, своевременное реагирование на изменения рынка, ситуацию в мире и внутренние события.

Принятие стратегических решений

Принятие стратегических решений, основанных на глубоком анализе, когда факты, а не субъективное мнение отдельных руководителей являются главным приоритетом. Эффективность таких решений выше, если регулярно собираются объективные данные, подвергаются аналитике и при необходимости вносятся корректировки действий, которые были согласованы ранее.

Взаимовыгодное сотрудничество

Взаимовыгодное сотрудничество с контрагентами и другими участниками деятельности предприятия.

Вышеперечисленные принципы формируют базу для разработки стандартов системы менеджмента качества.

Этапы внедрения системы менеджмента качества на предприятии

После ознакомления с основами СМК можно приступать к изучению этапов внедрения системы на предприятии.

Этап 1: Проектирование

Первое, что нужно сделать для внедрения системы менеджмента качества, это провести проектирование, в рамках которого определяется методика работы, подходящая для данной отрасли, заинтересованные стороны, установка сроков. Также на данном этапе принимается решение, потребуется ли сертификация (в обязательном порядке или по инициативе компании), и готовится пакет документов для её получения.

Этапы внедрения системы менеджмента качества на предприятии

Далее формируется стратегия, которая должна реализовать план.

Для ознакомления персонала и использования в работе на внутреннем ресурсе размещается полная информация о проекте. Она содержит инструкции, где указаны цели, задачи, область применения, шаблоны для работы каждого подразделения, а также закреплены ответственные и сроки исполнения.

Этап 2: Обучение персонала

После того, как проектирование закончено, можно приступать к работе с персоналом. Нужно проанализировать существующие процессы и убедиться в их актуальности и соответствии текущим реалиям. Эти процессы должны обеспечивать выполнение целей и задач.

Второй этап подразумевает ознакомление работников с печатным пакетом документов по менеджменту качества, а также их обучение.

Этап 3: Контроль и оценка эффективности

Измерение СМК приводит к пониманию, получен ли конечный результат в каждом процессе и соответствует ли этот результат достигнутой цели. Важно, чтобы контроль и измерения проходили по тем документам, которые составлены при проектировании.

Этап 4: Обзор и совершенствование

Это четвертый и последний этап в процессе внедрения СМК на предприятии. Он заключается в проверке системы и информировании персонала о результатах. Таким образом, все подразделения будут понимать, какие направления деятельности соответствуют стандартам системы менеджмента качества, а какие нужно привести в соответствие.

После ознакомления с документацией важно собрать все предложения от заинтересованных подразделений и улучшить то, что возможно. Это необходимо сделать до процесса сертификации регулирующим органом.

5 распространенных ошибок при внедрении системы менеджмента качества

Далее рассмотрим сдерживающие факторы разработки и внедрения системы менеджмента качества и действия, которые нужно произвести, чтобы устранить преграды. Это поможет оптимизировать сам процесс разработки и сэкономить ресурсы.

  • Стремление к совершенству.

Идеальной системы менеджмента качества не существует. Обращая внимание на массу деталей, можно затормозить процесс вместо того, чтобы запустить хорошо работающий инструмент, который в дальнейшем можно улучшать. Процесс совершенствования априори заложен в СМК, который будет происходить в течение всей работы системы.

  • Излишний документооборот.

Компании создают множество документов системы менеджмента качества, которые теряют свою актуальность в связи с количеством. Такой подход имеет отложенный отрицательный эффект из-за падения производительности труда сотрудников. Важно понять, что цель СМК заключается в объективной оценке и подаче информации, а не создании документации.

  • Отсутствие гибкости СМК.

Слишком жесткие рамки системы будет сложно менять, а это повредит процессу в целом и сделает систему неэффективной. Ведь условия внешней среды и потребности клиентов постоянно меняются, а значит должны приводить к изменениям и компанию. Это, в свою очередь, влияет на использование возможностей и повышение производительности.

  • Нет мотивации.

Бывают ситуации, в которых решение о внедрении СМК в организации приходит извне, без привлечения персонала. В таких случаях нередко происходит разделение по принципу «мы и они». Рекомендуется сообщить всем участникам бизнес-процесса о тех изменениях, которые планируете предпринять с СМК, иначе возникнет демотивация, когда на сотрудников «обрушится» страх потери работы или увеличения объема, неожиданного обучения и так далее.

Информировать вовремя, включать в процесс разработки, мотивировать на улучшения – лучший способ создать эффективную систему менеджмента качества. Проведите общее совещание, разъясните, почему важно внедрить СМК и какая выгода будет у компании и лично у каждого работника. Соберите обратную связь, чтобы убедиться, что вас поняли правильно. Если сотрудники поймут, что итогом СМК будет лучший результат и работать станет легче, то каждый поддержит вас и будет замотивирован принять в этом участие и увидеть итоговой результат.

  • Отсутствует ориентация на клиента, или этому уделяется мало внимания.

Бывает, что сосредоточенность на документации, описании процесса и регламентов затмевает главные цели СМК – улучшение продукта и удовлетворенность клиента. Если потребитель в итоге недоволен, то даже идеальное качество товара не поможет в развитии бизнеса. Важно выделять силы и время на общение с клиентами и изучение их поведения и потребностей.

5 распространенных ошибок при внедрении системы менеджмента качества

Создание и внедрение системы качества менеджмента – задача сложная и трудоемкая. Вполне возможно, что осилить процесс сертификации разом не под силу многим компаниям по объективным причинам: неразвитая структура организации, неблагоприятная ситуация на локальном рынке, нет подготовленных сотрудников.

Но внедрять отдельные элементы системы контроля качества нужно пробовать каждому топ-менеджеру, который работает на перспективу и хочет составить своей продукцией высокую конкуренцию на внутреннем рынке и за рубежом.

Понравилась статья? Поделитесь: