Кто такой рекрутер? Несмотря на то, что таких специалистов часто путают с HR-менеджерами и кадровиками, «заточены» они только на поиск новых сотрудников для своей компании. Именно они занимаются так называемым «хедхантингом». И такая «охота за головами» весьма востребована.
Как с ними взаимодействовать? Содержать такого специалиста в штате достаточно накладно, поэтому рекрутинг все чаще отдают на аутсорс. При этом сами рекрутеры могут работать в кадровом агентстве или же самостоятельно. Как же найти такого спеца, который обеспечит вам нужные кадры?
Кто такой рекрутер и чем он занимается
Если говорить простыми словами, рекрутер – это специалист, обязанностью которого является подбор персонала на вакантные должности. В некоторых организациях он занимается еще и адаптацией новых работников, мониторит рынок труда и формирует кадровый резерв.
Ряд предприятий, к примеру, строительные фирмы или компании с похожим профилем деятельности, поручают рекрутерам подобрать команду для определенного проекта. Это может быть бригада строителей. Помимо подбора работников, специалисту также нужно решить вопрос с их проживанием в общежитии, обеспечить всех допуском к строительным площадкам.
Основная задача рекрутера заключается в поиске кадров. Работодатель при этом сообщает количество вакантных должностей и критерии отбора.
Специалист выполняет следующие функции:
- Анализ требований, что позволяет максимально грамотно создать профиль должности. Составление списка требований возлагается на плечи рекрутера и нанимающего менеджера. Специалисты обсуждают детали, в числе которых обязанности будущего сотрудника (если это новая вакансия в компании), личные качества, которыми должен обладать соискатель, его навыки и умения, образование, роль, которую он будет играть в команде других сотрудников, уровень подчинения. По завершении анализа готовится текст для вакансии.
- Поиск. После подготовки объявления, можно переходить к поиску. Рекрутер должен найти подходящие для размещения вакансии каналы. Это очень важно, так как грамотный подбор сервисов даст необходимый приток кандидатов, что благоприятно скажется на дальнейших этапах подбора сотрудника.
- Отбор. На этом этапе рекрутер первично оценивает имеющихся кандидатов. Он просматривает резюме, общается с ними по телефону, проводит тестирование. В рамках отбора специалист составляет short-list соискателей, отвечающих требованиям компании. Далее следует детальная оценка.
- Оценка. Здесь уже происходит взаимодействие с кандидатом при личной встрече в рамках собеседования. После знакомства рекрутер связывается с менеджером по найму, уточняет требования и просит дать обратную связь по соискателям. Самое главное на этом этапе – грамотно структурировать процесс поиска и оценки релевантности кандидатов, что даст возможность обеспечить равный подход к каждому из них.
- Прием на работу. Рекрутер лично участвует в каждом этапе подбора новых специалистов, но последнее слово всегда остается за нанимающим менеджером. Если возникает такая необходимость, рекрутер ищет дополнительные сведения о соискателе. Это могут быть, к примеру, рекомендации с предыдущего места работы. Он же занимается подготовкой текста предложения о работе.
- Адаптация. Мероприятия по адаптации проводятся чаще всего менеджером, но часть обязанностей здесь ложится еще и на плечи рекрутера. Ему необходимо составить приветственное письмо и отправить его новому сотруднику. Он подбирает ознакомительные документы, направляет приглашения на различные корпоративные мероприятия. Перед специалистом стоит задача скорректировать вовлеченность и заинтересованность со стороны новичка.
Отличия рекрутера и HR-менеджера
Выше мы разобрались, кто такой рекрутер и что он делает. Далее давайте проясним, чем этот специалист отличается от HR-менеджера.
Еще не так давно было популярным мнение, что вот-вот рекрутинговая деятельность будет «истреблена». Современные технологии действительно могли бы дать такую возможность, ведь в сети сейчас представлено огромное число ресурсов, где можно разместить вакансию, а релевантность соискателя будет определена системой на основании резюме. Но, тем не менее, далеко не все задачи в подборе персонала можно закрыть механическими действиями.
Рекрутинг – это отдельный метод ведения эффективных переговоров, взаимодействия с людьми и поиска нестандартных решений, которые далеко не всегда под силу технике.
Подбор персонала требует времени, и этим не может заниматься только руководитель компании или менеджер по персоналу, не остановив свои основные рабочие процессы. Кто же такой рекрутер? Это специалист, которого нанимает каждая крупная компания, нацеленная на максимальную эффективность работы и успех.
Если компания редко нуждается в поиске новых сотрудников, наличие в постоянном штате рекрутера влечет за собой большие расходы. В таком случае руководство организации принимает решение нанять стороннего специалиста, чем создаются прекрасные возможности для фрилансеров.
Частично рекрутер выполняет функции HR-менеджера, поэтому этих специалистов часто путают. Давайте разбираться.
- Рекрутеры подбирают персонал, который будет заниматься решением актуальных задач, поставленных перед бизнесом. В своей работе они используют такие инструменты, как сервисы с вакансиями, рекомендации. Они переманивают хороших сотрудников из других компаний (прямой хантинг) и ищут соискателей в социальных сетях.
- HR-менеджер имеет бОльшую зону ответственности. Он ищет новых сотрудников, занимается организацией их обучения, отвечает за внутренние коммуникации, управляет корпоративной культурой, ведет кадровую документацию, занимается разработкой и предоставлением льгот персоналу.
HR-направление включает в себя еще несколько специализаций:
- Ресёрчер — ищет кандидатов на вакансию, собирает резюме и контакты.
- Сорсер — это тот же ресёрчер, к обязанностям которого добавляется аналитика. Специалист продумывает стратегии поиска кандидатов на вакантную должность, анализирует и выбирает лучшие каналы и площадки для публикации вакансии.
- Кадровик — специалист, в зоне ответственности которого лежит ведение кадровой документации: трудовых книжек, личных дел сотрудников, формирование и оформление должностных инструкций и пр.
- Бизнес-партнер — это сотрудник, который является так называемым буфером между интересами организации и ее сотрудниками. Он мотивирует персонал на достижение успеха, стимулирует их развитие и оказывает поддержку в организационных и административных вопросах.
- MarHR — маркетолог в HR — специалист, использующий инструменты маркетинга в управлении персоналом. Этот сотрудник ответственен за работу с карьерным сайтом организации, а также аккаунтами в социальных сетях. Он разрабатывает программы для привлечения соискателей, занимается организацией емейл-рассылки, написанием и публикацией экспертного контента на различных площадках, которыми пользуется целевая аудитория, и формированием ключевых сообщений во внешний мир.
- Event-менеджер — сотрудник, организующий в компании различные мероприятия, среди которых тимбилдинги, конференции, корпоративы и пр.
Точный функционал каждого из вышеприведенных специалистов определяется самой компанией. В крупных организациях с большим штатом чаще всего на каждую должность назначается отдельный сотрудник, для небольших характерно совмещение профессий.
Навыки и компетенции хорошего рекрутера
Чтобы еще лучше понять, кто такой рекрутер и что он делает, следует обозначить качества, которыми должен обладать специалист.
Беспристрастность
Рекрутер должен быть беспристрастным, оценивая кандидата. В таком случае он не допустит серьезных ошибок, которые повлекут за собой непредвиденные финансовые и временные затраты. Рекрутер должен не принимать в расчет собственную симпатию.
Коммуникабельность
Специалист должен уметь наладить контакты и поддерживать связь. Этот навык считается одним из ключевых в рекрутменте, так как рекрутер большую часть рабочего времени проводит в общении. Общаться необходимо не только с соискателями, но и с другими сотрудниками компании. Также специалист принимает участие во многих встречах и переговорах, что еще раз подтверждает такое требование.
Понимание тонкостей бизнеса
Для того чтобы найти сотрудника с релевантными вакансии качествами, необходимо не только понимать специфику должности, но и тонкости бизнеса. К последним, к примеру, относится корпоративная культура предприятия. Рекрутер должен проявлять готовность вникать во все нюансы, изучать их и уметь объяснить соискателю.
Стрессоустойчивость и умение управлять временем
Рекрутер должен четко осознавать, что в такой профессии не бывает точной пятидневки. Режим рабочего времени специалиста ненормированный. Необходимо проверять почту, звонки, смс и мессенджеры даже в выходные. Для проведения собеседований придется задерживаться на работе.
Чувство юмора
Без этого качества никуда. Даже, когда специалист сталкивается с серьезными проблемами, улыбка и уместная шутка способны разрядить обстановку.
Рекрутер должен иметь некоторые навыки, присущие также специалистам иных сфер деятельности.
- Навыки продаж. Когда компания нуждается в хорошем специалисте, на плечи рекрутера ложится задача продать вакансию соискателю, отвечающему всем требованиям работодателя. Поэтому специалист должен создать максимально ценное и продающее предложение о работе.
- Навыки ведения переговоров. Рекрутер должен не просто рассказать соискателю о предъявляемых к нему требованиях, но и выставить их в максимально выгодном свете, чтобы кандидат посчитал предложенные условия привлекательными. Следовательно, специалисту нужно изучить тактики ведения переговоров, подготовиться заранее к встрече с кандидатами, уметь правильно выстроить беседу.
- Эмоциональный интеллект. Под этим понятием подразумевается умение осознавать и контролировать не только свои эмоции, но и эмоции собеседника. Развитый EQ демонстрирует способность понимать чувства оппонента, анализировать его потребности. С помощью этого навыка рекрутер сможет выяснить, насколько соискатель заинтересован в работе, чего он ожидает от новой должности.
- Профайлинг. Это способность распознавать правдивую информацию и ложь путем анализа вербального и невербального поведения, внешности и поступков собеседника. Профайлинг дает возможность рекрутеру определить, насколько честно соискатель отвечает на заданные ему вопросы.
- Тайм-менеджмент. Каждый сотрудник крупной организации должен уметь управлять рабочим временем. В противном случае он может выгореть и не справиться со своими обязанностями. После изучения различных методов тайм-менеджмента необходимо выбрать наиболее подходящуй для себя.
Как бизнесу найти хорошего внештатного рекрутера
Как руководителю компании найти идеального рекрутера? Вот главные советы:
Ищите в поисковиках
При поиске в Сети используйте геометки и ключевые слова. Ключами могут быть: «подбор персонала», «кадровые агентства» и «агентства по трудоустройству». Поисковая система выдаст вам список организаций, с которых можно начать работу.
Спросите рекомендации
Почему бы не спросить своих знакомых, которые имеют такой опыт?
Спрашивайте рекомендации у представителей профессиональных ассоциаций, одногруппников, с которыми учились вместе в вузе, и у любых знакомых, которые работали когда-либо с рекрутерами. Кстати, они могут рассказать своим знакомым специалистам о том, что вы нуждаетесь в таком сотруднике.
Повысьте узнаваемость своей компании в сети
Это прекрасный метод по привлечению рекрутеров. Конечно, когда о вас рассказывают знакомые, — это тоже хорошо. Но именно Интернет значительно увеличит охваты. Высокая узнаваемость не только открывает возможности по поиску рекрутеров, но и по привлечению потенциальных кандидатов на вакантные должности в организации.
Задавайте правильные вопросы потенциальному рекрутеру
Ваша встреча со специалистом – это практически собеседование, и к ней нужно подготовиться заранее: определить список вопросов, ответы на которые дадут возможность понять, хотите ли вы дальше сотрудничать. Важно, чтобы специализация претендента соответствовала актуальному для компании типу работы.
Приведем примеры вопросов:
- Сколько времени вы занимаетесь подбором персонала?
- Подбор каких сотрудников отвечает вашей специализации?
Не скупитесь на благодарности
Поблагодарив письмом, вы покажете, что понимаете, что такое деловой этикет.
Покажите свой профессионализм
Относиться к коллегам, в том числе и к рекрутерам, нужно так, как вам хотелось бы, чтобы относились к вам. Если у вас изменились планы, сообщите об этом заблаговременно. Сотрудник должен видеть в вас добросовестного и порядочного коллегу.
Итак, кто же такой рекрутер? Это специалист, работа которого многогранна и интересна. Приоритеты для него – безостановочный личностный, профессиональный и карьерный рост. Как показывает практика, подавляющее большинство успешных HRD – это бывшие рекрутеры.