О чем речь? Оптовая продажа продукции – торговля крупными партиями товара не для личного использования, а для перепродажи. Она производится базами, крупными складами, посредниками. Это позволяет преобразовать промышленный ассортимент в торговый.
В чем специфика? В отличие от розничной, оптовая продажа характеризуется не только объемами, но и документацией, контрагентами и определенными признаками. Как у любого вида бизнеса, есть плюсы и недостатки, с которыми рекомендуется ознакомиться до того, как им заняться.
В этой статье:
- Специфика оптовой продажи продукции
- Различия между розничной и оптовой продажей продукции
- Признаки оптовой продажи
- Виды оптовой продукции
- Преимущества оптовой продажи продукции
- Недостатки оптовой продажи продукции
- Факторы, влияющие на эффективность оптовых продаж
- Часто задаваемые вопросы об оптовой продаже продукции
Специфика оптовой продажи продукции
Оптовой торговлей называется работа по реализации товаров и услуг тем, кто совершает покупки с целью перепродажи, повторной эксплуатации. Поэтому они проходят в крупных объемах.
Оптовые продажи наиболее важны с точки зрения улучшения движения товара по каналам распределения. Этот вид торговой деятельности создан для предпринимателей, занимающихся перепродажей чего-либо. В основном это рестораны и сети магазинов, маркетплейсы и работающие с розницей.
Кроме того, оптовые продажи актуальны для тех, кто хочет организовать собственный бизнес либо оказывать услуги по этому виду сбыта. С его помощью можно реализовывать алкогольную, молочную либо любую другую продукцию.
Для осуществления оптовых продаж заказ должен иметь определенный объем. Чаще минимумом для такой закупки считаются 10–20 единиц любой, в том числе алкогольной, продукции.
Многие поставщики предъявляют свои требования и корректируют условия под каждого клиента. В основном продавцы взаимодействуют с юридическими лицами, прошедшими государственную регистрацию, и не имеют дел с физическими. Именно поэтому при закупке нужно заключать договоры, придерживаться условий доставки и оплаты, иметь на руках необходимые документы.
К оптовому сектору предприятий относятся логистические и оптово-распределительные центры, склады товаров, магазины-склады, фирмы мелкооптовой торговли и так далее.
Оптовые продажи относятся к 46 классу ОКВЭД-2, что позволяет торговать оптом за свои средства, на договорной основе, за вознаграждение. ОКВЭД-46 используется только для оптового сбыта.
Различия между розничной и оптовой продажей продукции
Рядовой покупатель знает, что оптовая торговля заключается в продаже нескольких экземпляров товара. Реализация его в единственном числе считается розницей.
Опт и розница отличаются друг от друга по целому ряду параметров:
- собственные цели: оптовая закупка проводится для дальнейшей штучной реализации, розница же предполагает использование товара в личных целях;
- разный объем: единицами изделий торгуют в розницу, большие партии присущи для опта;
- по оформляемым документам;
- по оплате;
- по способу доставки.
Признаки оптовой продажи
- Одним из главных условий оптовых продаж является наличие счета-фактуры. Согласно статье 169 Налогового Кодекса РФ, она является основанием для принятия поставленной продукции. Документ входит в разряд обязательных для любого предприятия. Счет-фактура нужен для уплаты налога на добавленную стоимость. К документам в гражданско-правовом смысле он отношения не имеет.
- Для оптовой торговли характерен безналичный расчет, оплата купюрами очень редка.
- Оптовая торговля признана одной из форм предпринимательства для обоих субъектов, по этой причине в процессе необходимо придерживаться норм Гражданского Кодекса РФ.
- Организация, занимающаяся оптовой торговлей, приобретает товар и далее реализует его от своего имени по установленным ею ценам.
- Взаимовыгодные отношения при реализации товара оптом подкрепляются специальными договорными конструкциями. К ним относится контракт о поставке, а также контрактации.
Виды оптовой продукции
Оптовые торговые предприятия бывают универсальными и специализированными. При средних размерах такая компания может реализовывать порядка 5 000 товаров. Успех ее зависит от ассортимента, объемов сбыта, условий доставки, оборота, отсрочки платежей и планирования.
Чтобы предприятие могло справиться с задачами, нужно добиться максимальной эффективности всех характеристик. К примеру, не всегда обширный ассортимент гарантирует рост продаж.
Оптовую торговлю можно разделить на два вида:
- С помощью транзитных продаж можно реализовывать товар без хранения на складах. Такой вариант наиболее прост и выгоден.
- Складской оборот помогает в продажах товара, который хранится у поставщика.
Преимущества оптовой продажи продукции
- Существенная экономия бюджета. Торговля оптом позволяет значимо снизить закупочную цену товара: поставщикам и производителям выгодно делать скидки постоянным клиентам.
- Расширенный выбор товара. Оптовые торговцы готовы предложить покупателям больше наименований, чем сбывающие в розницу. Это помогает выбрать более приемлемый объем.
- Выгодные условия оплаты. Поставщики и производители часто предоставляют оптовым покупателям более гибкие условия оплаты: отсрочку платежа, кредиты, иные преимущества.
- Стабильность. Оптовики обеспечивают постоянный доступ к нужным товарам и заранее информируют о возможных задержках или изменениях в условиях поставки.
- Большие скидки и бонусы. Часто оптовым покупателям предоставляют дополнительные скидки и бонусы при заключении контракта на большой объем товара, своевременной оплате.
- Увеличение рентабельности бизнеса. Оптовые продажи помогают повысить прибыль бизнеса за счет экономии на затратах и получения дополнительных скидок и бонусов.
Недостатки оптовой продажи продукции
Минимальная сумма заказа
Чтобы приобрести оптовую партию товара, покупатель обязан сделать заказ на определенную минимальную сумму. Это может быть недопустимым для мелких предприятий и торговых точек, не намеренных тратить большие деньги за один раз.
Сложности с доставкой
Оптовая торговля подразумевает продажи больших партий товара и особенности доставки. В этом случае могут наблюдаться задержки, повреждения и потери груза. Стоимость доставки в некоторых случаях становится достаточно высокой.
Ограниченный выбор
Следующий недостаток оптовой торговли заключается в том, что ассортимент при ней достаточно скуден. Сбытчики обычно ориентированы на одну разновидность товара, а не на несколько.
Риск непроверенных поставщиков
Если оптовая закупка совершается у непроверенного поставщика, риск получения некачественного либо же несоответствующего описанию товара вырастает в разы. Это приводит к краху бизнеса и финансовым убыткам.
Сложности с продажей
Материалы либо товары, теоретически приносящие прибыль, могут оказаться трудно реализуемыми на деле. Большой объем может привести к потере актуальности продукта: иногда то, что требовалось в значимом количестве, становится ненужным.
Факторы, влияющие на эффективность оптовых продаж
Для успешного старта и постоянного развития бизнеса нужно проанализировать рынок, понять, какие группы товаров лучше всего продаются, сформировать клиентскую базу розничных партнеров и найти поставщиков.
В процессе работы оптовик обязательно должен учитывать следующее:
- Особенности работы клиента.
Это главное в оптовых продажах. Нужно думать не только о своей выгоде в отношениях с клиентами. Важно уметь определять потребности и знать как сильные, так и слабые стороны бизнеса. Чтобы повысить свой гонорар, научитесь презентовать товар с упором на выгоду.
- Сложные схемы ценообразования.
В этой политике есть масса вариантов. Стоимость товара определяется по нелинейному алгоритму. Есть случаи, когда на цены оказывают влияние несколько факторов. Хороший выход – формирование собственной стоимости, обдумывание бонусов в зависимости от объема реализуемого товара.
- Централизация поставок.
Чтобы все заявки клиентов обрабатывались как можно быстрее, нужно наладить контакт с поставщиками. В их роли могут быть как сами производители, так и дилеры, дистрибьютеры. К логистике нужно подходить ответственно, каждая поставка должна осуществляться в срок.
- Большой список документов для сделки.
Если клиент просит предоставить внушительный пакет документов, значит это необходимо. Могут понадобиться оригинал договора, счет-фактура, накладные от логистов. Отказывать клиенту в оформлении этих бумаг нельзя. Оно может проходить как на сайте оптовой торговли, так и при помощи учетной системы. Сервис имеет специальные шаблоны на этот случай.
- Неукоснительное следование всем условиям договора.
Для оптовых торговцев наиболее ценны постоянные клиенты. Для гарантированного возвращения партнера к вам следуйте всем пунктам договора. Не забывайте о сроках поставок, запрете на завышение цен. Игнорирование этого пункта приведет к потере клиента и снижению прибыли.
- Правильный прайс.
Нужно, чтобы каждый мог видеть и фиксировать для себя актуальные цены. В документе кроме них должны быть прописаны наименование продукции, ее модификации, главные параметры и артикул.
Часто задаваемые вопросы об оптовой продаже продукции
- Выгодна ли оптовая торговля?
Она может приносить доход, но прибыльность зависит от многого. Это ниша, спрос на рынке, цены, конкуренция, и, наконец, эффективность. Благодаря этому одни торговцы начинают получать больше, а другие уходят в минус.
- Лучше быть дистрибьютором или оптовиком?
Как правило, термины «Оптовик» и «Дистрибьютор» воспринимаются одинаково. Однако они имеют некоторые различия. Дистрибьюторы могут более активно участвовать в торговле, оптовики же концентрируют внимание только на продажах и распространении продукции. Выбор, кем из них лучше быть, зависит от модели и направления деятельности.
- Что является мелким оптом?
Им называется разновидность торговли, предполагающая реализацию товара маленькими партиями, к примеру, по 10 либо 100 штук. Это позволяет приобретать изделия более выгодно, чем в розницу. Зачастую такой вид опта используется мелкими торговыми точками.
Подводя итоги, стоит сказать: оптовой торговлей называется приобретение различной продукции с дальнейшей ее реализацией по собственной цене и условиям. Закупленные партией товары могут быть реализованы в предпринимательстве и других целях, не связанных с личными потребностями. Перед тем как заняться оптовой торговлей, взвесьте все за и против.