О чем речь? Главная цель работы предприятия – увеличение продаж и прибыли. Именно эту задачу решает концепция маркетинга компании. По сути, это инструкция, как вести бизнес, чтобы достичь цели.
Какие бывают? Каждое предприятие выбирает ту стратегию, которая наилучшим образом отвечает ее потребностям. При этом обратиться можно как к традиционным, проверенным временем, так и современным, учитывающим цифровизацию и другие инновационные тенденции.
В этой статье:
- Суть концепции маркетинга компании
- Производственная концепция маркетинга
- Товарная концепция маркетинга
- Сбытовая концепция маркетинга
- Потребительская концепция маркетинга
- Концепция социально-этического маркетинга
- Концепция маркетинга отношений
- Концепция инновационного маркетинга
- Правила выбора концепции маркетинга
Суть концепции маркетинга компании
Любой успешный маркетинг должен следовать определенной концепции, чтобы правильно и рационально подходить к реализации продуктов. Она включает в себя совокупность целей, которые основаны на анализе экономической и социальной ситуации в конкретном сегменте рынка. Концепция маркетинга компании по большому счёту представляет собой основу, на основании которой будет происходить «строительство» всех остальных элементов бизнеса.
Суть стратегии включает в себя возможность угадать желания клиента, удовлетворить его потребности и сделать так, чтобы покупатель не рассматривал предложения конкурентов, а приносил прибыль только лишь вашей компании.
Рынок не стоит на месте, поэтому развиваются новые модели продаж. Внедрение более совершенных концепций маркетинга полностью меняет не только теоретические взгляды на рыночный бизнес, но и вносит иную структуру идей.
В настоящее время мы можем выделить около пяти положений, которые сформировались во время функционирования бизнеса на его различных этапах. Более того, современные концепции маркетинга компании учитывают ответ общества на внедрение новых идей в процесс торговли, анализируют рынок и запросы покупателей.
Нельзя отрицать тот факт, что за последние несколько лет маркетинг подвергся значительным изменениям, но каждая из концепций имеет право на существование. Всё зависит от вашего бизнеса: возможно, вам подойдёт одна структура, а кому-то ещё – совсем другая. В любом случае вы можете пробовать использовать разные стратегии для решения своих задач.
Вот список пяти концепций маркетинга компании:
- Производственная (концепция производства).
- Товарная (концепция продукта).
- Сбытовая (концепция продаж).
- Потребительская (концепция маркетинга).
- Социально-этическая (концепция общества).
Каждый из этих пяти инструментов считается классическим, базовым. Они подойдут для любого бизнеса.
С уверенностью можно сказать, что перечисленные концепции маркетинга компании в настоящее время ориентированы на современный рынок продаж. И в оборот они вошли совсем недавно: в конце девяностых годов XX века, но основа, на базе которой и были созданы эти постулаты, является классикой товарного бизнеса.
Нынешние рыночные отношения требуют учитывать большее количество критериев, которые необходимы для успешной деятельности. Это, например, концепция партнёрских отношений, введённая совсем недавно.
Производственная концепция маркетинга
Маркетинг стал развиваться с шестидесятых годов 19-го века путём совершенствования концепции производства. Основываясь на ней, компания могла считаться по-настоящему успешной и прибыльной, если она могла производить товар массово, а также устанавливать собственную цену, которая не приносила бы убытки. Из этого следует, что для реализации конечной цели предприятия преследовались следующие задачи:
- организация создания товара в больших масштабах;
- расширение производства;
- повышение производительности;
- минимизация издержек при создании и реализации продукции.
Согласно данной концепции маркетинга компании, преимущественно производится какой-либо единичный товар, а не большая линейка. Впервые широкое распространение такого «монопродукта» применил в своей компании Генри Форд.
Товарная концепция маркетинга
Данная стратегия стала следующим этапом развития маркетинга. Свое начало она взяла в 1920-м году и продолжалась вплоть до 1950 г.
Рынок был переполнен массовыми однотипными продуктами, поэтому у покупателей возникло совершенно логичное желание приобретать не просто товар, а самый лучший из имеющихся, наиболее качественный и функциональный. Следуя данной концепции, производитель должен завлекать потребителя не количеством продукции, а ее свойствами, отличными от множества похожих изделий. На данном этапе концепция маркетинга компаний характеризовалась следующими параметрами:
- Введением инвестиций в НИОКР.
- Рекламой, которая могла рассказать потребителям об уникальных свойствах вашего товара, а также его качественных характеристиках.
- Изучением тенденции рынка и желаний покупателей.
Данная концепция маркетинга компании звучит достаточно логично и правильно, однако имеет одну существенную ловушку для производителей: они настолько могут увлечься собственным товаром, совершенствованием его функций и качества, что легко готовы пропустить достижения конкурентов, развитие науки, выход новых актуальных изделий. Всё это приведет к тому, что товар просто станет не соответствующим запросам, и спрос на него резко упадёт.
Примером компании, концепция маркетинга которой сыграла с ней злую шутку, является «Кодак», которая в свое время производила одни из самых лучших пленочных фотоаппаратов. Но, к сожалению, эта фирма была настолько увлечена своим продуктом, что просто не заметила выход цифровых фотоаппаратов, которые были гораздо удобнее для покупателей, а также имели более выигрышные характеристики.
Практически аналогичная история случилась с компаниями, которые производили мобильные телефоны («Нокиа» и «Моторолла»). Их «трубки» были одними из лучших на рынке продаж, но первые смартфоны в буквальном смысле слова вытеснили их с прилавков магазинов.
Сбытовая концепция маркетинга
Следующей стратегией маркетинга стала сбытовая концепция, берущая свое начало в 1930-е годы. Её отличительной особенностью является то, что рынок продаж переполнен товарами, однако качество изделий не всегда надлежащее, а также покупатель не испытывает в них острой потребности. Таким образом, данные продукты можно назвать товарами пассивного спроса.
Основной целью компании того времени стало активное увеличение продаж собственной продукции, рекламирование её, расширение дистрибьюторской сети. У данной концепции маркетинга компании можно выделить следующие характерные черты:
- увеличение рекламных кампаний;
- концентрация отдела маркетинга на увеличении продаж любой ценой (формируются курсы повышения квалификации для персонала, вводится система поощрений, появляются новые методики);
- возникает программа послепродажного обслуживания (на продукцию дают гарантию, особенно это характерно и актуально для машин и бытовой техники);
- проведение акций, которые снижают остаток товаров на складе.
Основной положительной чертой данной концепции является развитие рекламной кампании, которая становится более качественной и рабочей. Также появляется гарантийное обслуживание техники, которого не было ранее.
Минусом этой программы является тот факт, что продажа товаров может происходить без должного профессионализма и настоящей заботы о покупателях путем банального давления. Это вызывает только лишь чувство отрицания у потребителя, тем самым возможен отказ от приобретения продукции. Компания в конечном итоге потеряет не только прибыль, но и клиента.
Потребительская концепция маркетинга
Далее появилась новая ступень: потребительская концепция маркетинга. Она возникла на рубеже конца 1940 и начала 1950-х годов. Ее ключевая особенность, которая доказала свою актуальность и в настоящее время – строгая ориентированность на клиента, его желания.
Данная методика полностью поменяла концепцию продаж. Проще говоря, акцент сместился с продавца на потребителя. Раньше производился сбыт большого количества товаров в угоду торговца, а сейчас фокус сместился на покупателя, тем самым увеличив количество продукции и услуг на рынке, несмотря на неизменный спрос.
Акцент производства сместился со своих нужд на желания покупателей. Теперь перед фирмами встал новый вопрос: как сделать такой товар, который не только пользовался бы спросом, но и полностью удовлетворял потребителя по качеству и всем параметрам.
Сейчас наблюдается тенденция перехода к этой концепции. Компании не гонятся за возможностью увеличить продажи на ровном месте: они работают на перспективу, то есть планируют взаимодействовать с клиентом в течение длительного времени, поддерживать его удовлетворённость продуктом, а также линейкой от производителя в целом. Для этой стратегии маркетинга характерны следующие признаки:
- Чёткий анализ рынка продаж, потребностей покупателей.
- Рекламирование продукции, совершенствование отделов маркетинга. Компания старается объяснить потребителям, почему они должны купить именно их товар, и как он удовлетворит их потребности.
- Формирование долгосрочных отношений с потребителями путём улучшения качества товаров, сервиса, клиентоориентированности.
- Открытие «программ лояльности».
- Улучшение отношений с клиентами, создание инструментов для увеличения продаж и роста прибыли.
Когда данная концепция пришла в экономику, маркетинг стал одним из ключевых звеньев цепи бизнеса. Люди, ответственные за продажу товаров, работают в тесном тандеме с другими отделами, которые планируют деятельность фирмы, поиск партнёров, оценивают рынок конкурентов и т.д.
Концепция социально-этического маркетинга
Данная стратегия образовалась после пятидесятых годов 20-го века. Формирование данной системы было совершенно закономерным: произошёл тотальный переход на машинный труд (одновременно работало множество заводов и фабрик), поэтому необходимо было создать экологическую защищенность общества от побочных продуктов, которые возникали во время функционирования производств.
Примером такой концепции маркетинга компаний может стать деятельность, направленная на удовлетворение не только одного клиента, который и совершает покупку, но и всего общества в целом.
Компании, ставшие последователями данной концепции, должны учитывать интересы общества, а не одного человека. Поэтому производства стремятся получить одобрение как их целевой аудитории, так и людей в целом.
Можно выделить следующие положения, которые характерны для этой стратегии маркетинга:
- Интересы общества ставятся на один уровень с интересами покупателей.
- Общественное мнение играет важную роль в рентабельности и формировании хорошего мнения о бизнесе. Если деятельность организации направлена на удовлетворение народа, то и производство будет достаточно успешным.
- Если на рынке будут представлены товары одного качества, но выпускаемые разными компаниями, покупатель отдаст предпочтение той, которая соответствует интересам общества.
Актуальность данной концепции продаж подтверждается в тот момент, когда на рынке оказывается профицит товаров с практически одинаковым качеством, что приводит к большой конкуренции. Преимущество будет на стороне того бизнеса, который не только удовлетворяет клиента по цене и характеристикам товара, но и учитывает общественные интересы, стараясь их закрывать.
Концепция маркетинга отношений
Данная концепция маркетинга считается актуальной, если у компании не получается быть на голову выше всех оппонентов. Можно сказать, что в данном случае конкурируют между собой не только производители товаров, но и системы целиком.
Суть рассматриваемой стратегии заключается в том, что устанавливается долгосрочное сотрудничество между продавцами и покупателями, которое выгодно для обеих сторон. Объект маркетинга в данном случае – коммуникация между участниками сделок.
В рамках этой концепции можно выделить следующие принципы:
- Потребности покупателей зачастую удовлетворяются однотипными товарами, которые производятся в больших количествах.
- Успех компании и её имидж строятся на основании совокупности повторных обращений покупателей за определёнными товарами, а также стабильного взаимовыгодного сотрудничества.
- Обе стороны заинтересованы в перспективном взаимодействии, которое будет длиться в течение нескольких лет. Такое сотрудничество основывается на учёте индивидуальных желаний как клиентов, так и производителей.
Концепция маркетинга отношений даже в своем названии отмечает собственную суть. Для неё главное – выстроить длительное взаимовыгодное сотрудничество, которое в конечном итоге принесёт большую прибыль производителю и качественный товар покупателю.
Однако стоит заметить, что долгосрочные отношения могут складываться не только с клиентами, но и с поставщиками, дистрибьюторами и многими другими людьми. Главным отличием данной концепции маркетинга компании является формирование хорошего мнения о фирме как среди покупателей, так и в целой бизнес-среде.
Эффективность данной схемы доказана в том случае, если рынок практически переполнен товарами, которые не имеют существенных отличий друг от друга.
Концепция инновационного маркетинга
Эта система является самой современной. Основная её цель – совершенствование прогресса, внедрение новых технологий в производство и сбыт товаров, улучшение процесса создания новых стратегий маркетинга.
Нельзя отрицать тот факт, что ежегодно тратится огромное количество финансов и времени для разработки новых изделий, которые ещё никогда не были представлены на рынке продаж. Желание создать инновационный продукт легко объяснимо: такая вещь сможет принести вам огромный доход, если товар действительно понравится покупателям, и вы получите сиюминутную монополию на него.
Если следовать данной концепции, то перед фирмой-производителем будут стоять следующие задачи:
- создание стратегии;
- генерирование идей;
- поиск альтернатив;
- расчёт проекта;
- создание нового образца, его испытание;
- запуск массового производства, продажи.
Внедрение чего-то нового требует творческого мышления, поэтому зачастую создание продукта начинается с идеи, возникающей у сотрудников. Именно она становится начальным фактором для синтеза товара.
Правила выбора концепции маркетинга
Следование концепции маркетинга – это ориентация компании на прибыль, и с этим заявлением тяжело поспорить. Каждая из них может отличаться своей эффективностью в рамках современного мира, однако предприятие само может выбрать оптимальные комбинации идей, которые сформируют идеальный план развития фирмы. Чтобы правильно определить маркетинговую политику компании, вам необходимо поставить перед собой несколько задач и ответить на вопросы:
- Какого клиента вы можете назвать своим потенциальным?
- Какова целевая аудитория вашего продукта? Для каких демографических групп он создан? Смогут ли потребители найти альтернативу вашему продукту? Что нужно сделать, чтобы покупатели предпочли ваш товар изделиям конкурентов? Какие у вас есть сильные стороны, которые помогут продвигать продукцию?
- Какие у вашего бизнеса дополнительные цели? Может быть, вы хотите создать целую франшизу? Или ваша задача – расширить производство до масштабов страны?
- Почему покупатель должен выбрать именно ваш товар? Какая у него уникальность?
- Что предлагают ваши конкуренты? Сможет ли ваша продукция выдержать борьбу между похожими товарами?
Для нормального функционирования бизнеса каждый руководитель должен вместе со своими сотрудниками, а в частности с отделом маркетинга, проводить регулярный анализ состояния рынка. Это поможет вам регулировать производство и продажу товаров. Концепция маркетинга компании определяется на основании той выгоды, которую вы можете получить в результате работы, а также времени, которое фирма проведёт в конкурентоспособным состоянии. Конечно, вы можете вносить различные коррективы в план стратегии в зависимости от ситуации.
Возможно ли такое, что ваша компания будет успешна и без концепции маркетинга? Нет, такой вариант исключён. Бизнес будет правильно работать в том случае, если вы все чётко и грамотно оцените. Концепция маркетинга компаний строится на определении целей и задач предприятия, главные из которых – реализация продукции и получение прибыли.