Что это такое? Бренд-маркетинг – стратегия продвижения компании. Подразумевает использование особых инструментов и тактик для привлечения внимания, создания положительного имиджа и установления долгосрочных отношений с клиентами.
Почему важен? В настоящее время традиционные представления о рекламе уже не так эффективны, как раньше. В связи с этим перед маркетологами встает проблема: как привлечь и удержать клиентов в условиях жесткой конкуренции. Глобализация привела к появлению большого количества новых участников рынка, что усложняет задачу компаний. Одним из способов решения этой проблемы является бренд-маркетинг.
В этой статье:
Роль бренда в маркетинге
Бренд является образом объекта потребления, который должен быть уникальным и привлекательным. Покупатель должен понимать, что приобретенный товар решит его проблему и сделает жизнь комфортнее. Цель любой компании – выделиться на фоне конкурентов и дать понять потребителю, что именно рекламируемый продукт поможет ему в осуществлении желаний. Если клиент видит это, то он готов приобретать товары даже по завышенной стоимости.
В данный момент практически в каждой нише рынка наблюдается перенасыщенность. Новичкам сложно добиться успеха, так как крупные компании подавляют их. Важно найти такую особенность товара, которая сделает его более привлекательным в глазах потребителей, чем продукт конкурентов. Традиционные инструменты маркетинга уже плохо справляются со своей задачей.
Если изделие не имеет хотя бы одного уникального свойства, вряд ли ему удастся привлечь большое количество покупателей. В настоящее время актуально применение сенсорного брендинга. Этот термин означает, что образ товара создается посредством использования всех органов чувств.
Можно сказать, что основной целью бренда является привлечение всего спектра чувств по отношению к продукту у клиента.
Любой товар или услуга обладают характеристиками, которые формируют у покупателя эмоциональный и чувственный опыт взаимодействия. Важно использовать для этого не только визуальные, но и вкусовые, слуховые и другие образы.
Для формирования связи с потребителем применяются три элемента, не зависящие от ниши рынка, в которой реализуется продукт:
- Доверие.
- Известность.
- Уникальные свойства.
Потребители считают, что бренд является гарантом качества для своей продукции. Больше всего клиенты боятся, что товар не будет соответствовать их представлениям. Для минимизации данного риска необходимо завоевать доверие покупателей.
Основной задачей разработки бренда является формирование у потребителей определенных ожиданий. Приобретая продукт, покупатель надеется на его соответствие требованиям и получение выгоды. Удовлетворение ожиданий постепенно расширяет круг клиентов и повышает лояльность к бренду. Это приводит к увеличению дохода компании, ведь все больше потребителей доверяют качеству товара и стремятся приобрести его в той фирме, которая не обманывает их надежд.
Понятие бренд-маркетинга
Бренд-маркетинг – что это такое? Данная стратегия очень важна для продвижения товаров и услуг. Она позволяет создать образ продукта в сознании потребителей, донести до клиентов преимущества и увеличить ценность изделия.
Для начала разберем, что имеется в виду под понятием «бренд».
Конкретное определение данному термину затрудняются дать даже профессионалы. Если вы спросите своих знакомых, что такое бренд, то, скорее всего, услышите множество разных мнений.
Эксперты маркетинга характеризуют данный термин следующим образом:
- Дэвид Огилви: «Бренд – это неосязаемая сумма свойств продукта».
- Джефф Безос: «Бренд – это то, что люди говорят у вас за спиной».
- Сет Годин: «Бренд – это ожидания, воспоминания, истории и отношения, которые в совокупности определяют решение потребителя выбрать один продукт или услугу вместо другого».
Если обобщить все мнения, можно прийти к выводу, что бренд – это восприятие предприятия и его товаров разными группами людей. Важно, что далеко не всегда общественность видит ваш продукт таким, как вы ожидали.
Говоря о бренд-маркетинге, обычно имеется в виду стратегия, которая призвана увеличить узнаваемость и создать определенное мнение.
Цели бренд-маркетинга
Грамотное формирование бренда важно для любых направлений бизнеса. Основной целью бренд-маркетинга является увеличение прибыли, основанное на создании привлекательного имиджа продукта. При разработке рекламных кампаний предприниматели желают добиться следующих эффектов:
- Повышение узнаваемости. Это очень важная задача, так как именно от ее реализации зависит, смогут ли потребители идентифицировать ваш продукт среди конкурентов.
- Увеличение лояльности. Нужно, чтобы клиенты не просто разово приобрели товар компании, но и захотели пользоваться им в дальнейшем. Удержать потребителей можно при помощи демонстрации уникальных свойств продукта или услуги, а также акцентируя внимание на их ценности.
- Формирование круга так называемых адвокатов бренда. Так маркетологи обозначают группу клиентов, которые рекомендуют ваш продукт своим знакомым.
- Увеличение ценности бренда. Люди склонны выбирать товары и услуги известных компаний, потому что ожидают от них соответствия своим требованиям. Клиенты охотнее купят те продукты, которые имеют хорошую репутацию и высокое доверие среди других потребителей.
- Повышение вовлеченности. Нужно стремиться заполучить активных пользователей, которые будут регулярно посещать магазин и интересоваться акциями и новинками. Чем больше таких клиентов будет у вашей компании, тем выше будет узнаваемость бренда.
- Создание имиджа и фирменного стиля. Целевая аудитория должна узнавать ваш продукт по уникальному сочетанию цветов, логотипу, особенной упаковке и другим элементам.
Все вышеуказанные цели бренд-маркетинга важны для успешной деятельности компании.
Преимущества бренд-маркетинга
Поговорим о преимуществах, которые даст нам эффективное использование инструментов бренд-маркетинга при формировании продуктов и услуги:
- Снижение маркетинговых расходов. Судите сами: удержание существующих клиентов требует меньше денежных ресурсов, нежели поиск и привлечение новых.
- Построение успешного бренда товара или услуги придаст потребителю эмоциональный стимул при выборе, что позволит увеличить конверсию воронки продаж вашей компании.
- Доверие к вашей продукции со стороны клиента обеспечивает получение его положительных рекомендаций.
- Потребитель с большей вероятностью выбирает ваши новые продукты и услуги, так как уже имеет опыт общения с брендом.
- Стоимость имиджа позволяет вам выделять меньше ресурсов на ценовые войны с конкурентами, ведь клиент готов заплатить больше за пользование именно вашим товаром.
Таким образом, мы видим очевидные преимущества, говорящие нам о необходимости использования бренд-маркетинга в своей работе.
Стратегия формирования бренда
Бренд-стратегия в маркетинге должна формироваться на основании следующих требований:
- Объективность и оперативность. Бренд должен привлекать внимание клиента даже при разовом контакте.
- Устойчивость впечатления. Бренд должен создавать недвусмысленное мнение о характеристиках товара, которые позитивно отличают его от конкурентов.
При этом главной целью бренд-маркетинга остается привлечение и удержание клиентов.
Заниматься разработкой стратегии может как менеджер, так и вы сами. Важно, чтобы специалист обладал необходимыми компетенциями по формированию образа продукта. Грамотная реализация стратегии позволяет выстроить длительные взаимоотношения с клиентами и делает ваш товар или услугу привлекательной в глазах аудитории.
Если вы хотите, чтобы ваш бизнес стал успешным, вам необходимо применять бренд-маркетинг. Есть ряд факторов, которые стоит учитывать при формировании стратегии.
На начальном этапе работы найдите ответы на несколько вопросов, которые помогут вам определиться с основными аспектами бренд-маркетинга. Вот они:
- В чем заключается миссия вашего товара?
- В чем отличие предлагаемой вами продукции от конкурентов?
- Кто входит в вашу целевую аудиторию?
- Какого мнения о вашем продукте на данный момент придерживаются клиенты?
- Каких ассоциаций с брендом вы хотите добиться в результате реализации стратегии?
После того как вы выявите ответы на предложенные выше вопросы, можно начинать работу над стратегией.
Есть ряд рекомендаций, которые позволят сделать эту деятельность максимально эффективной.
- Подумайте над тем, как ваша компания должна выглядеть в глазах клиентов. Транслируйте потребителям это видение посредством разных маркетинговых каналов.
- Выявите целевую аудиторию. Важно учитывать при этом не только основные показатели, например, такие как возраст, пол или географическое положение, но и психологические особенности будущих клиентов. Проанализируйте детали, узнайте, в чем нуждаются ваши покупатели и какие их проблемы можно будет решить благодаря вашему продукту.
- Выработайте единый стиль. В ходе реализации стратегии бренд-маркетинга вам нужно повысить узнаваемость компании. Проще всего это сделать благодаря логотипу и названию. Разработайте фирменный способ взаимодействия с клиентами и придерживайтесь его.
- Не забывайте об эмоциях. Эмоциональная связь с покупателями – это очень важно. Позаботьтесь о том, чтобы потребители были довольны вашей продукцией, следите за качеством товаров и услуг, проводите рекламные акции, которые заинтересуют существующих клиентов и привлекут новых. Положительные эмоции являются важной составляющей для повышения лояльности к бренду.
Часто задаваемые вопросы о бренд-маркетинге
- В чем важность бренд-маркетинга?
Особенности бренд-маркетинга состоят в том, что он предназначен для увеличения узнаваемости компании и ее продуктов, повышения доверия со стороны потребителей и формирования положительного образа в глазах клиентов. Уникальные методы рекламы, используемые специалистами, позволяют подчеркнуть ценность товара и сделать акцент на его преимуществах по сравнению с аналогами.
Бренд-маркетинг помогает выстроить долгосрочные отношения с клиентами. Грамотно сформированная стратегия позволяет обойти конкурентов в своей нише и увеличить прибыль компании.
- Каковы основные элементы бренд-маркетинга?
Нести клиентам информацию о бренде могут следующие элементы:
- Сайт.
- Логотип.
- Название.
- Визитные карточки.
- Цветовая палитра бренда.
- Печатное оформление.
- Слоган.
- Корпоративные ценности.
- Сторителлинг.
- Стиль и форма общения с потребителями.
- Кто занимается бренд-маркетингом?
Как мы уже говорили выше, вы можете заниматься разработкой стратегии самостоятельно. Но в большинстве случаев лучше привлечь для этого специалиста. Менеджер по бренд-маркетингу должен обладать следующими профессиональными качествами и навыками:
- Знания в сфере менеджмента, маркетинга и экономики.
- Высокая финансовая грамотность.
- Знание различных форматов рекламы и понимание специфики каждого из них.
- Уверенное владение компьютером и умение использовать специализированные программы для реализации маркетинговой стратегии.
- Знание методов продвижения бренда и способов его популяризации.
- Чем бренд отличается от торговой марки?
Люди часто путают эти два понятия или считают, что они означают примерно одно и то же. Важно понимать, что торговая марка – это только название продукции. Оно может быть широко известно, но все же является более узким элементом. Если торговая марка сочетается с устоявшимся имиджем и ассоциируется у потребителей с определенными свойствами и ценностями, тогда уже можно говорить о бренде.
Если вы хотите повысить уровень лояльности клиентов и сделать так, чтобы продукция вашей компании стала широко известна, поработайте над образом. Применяйте актуальный контент, выстраивайте эмоциональную связь с потребителями и делайте так, чтобы ваши взаимоотношения с покупателями были длительными и взаимовыгодными.
Рекомендации, предложенные в статье, позволят вам грамотно сформировать стратегию бренд-маркетинга. Не откладывайте этот процесс на потом, а постарайтесь реализовать его еще на стадии запуска продукта на рынок.