Мужской бизнес-клуб успешных предпринимателей
Мужской бизнес-клуб предпринимателей
Вступить в клуб
Главная> Личное развитие >Тестирование сотрудников: цели, методики, выбор системы

Тестирование сотрудников: цели, методики, выбор системы

11.06.2025
975
Время чтения: 10 минут
Сохранить статью:

О чем речь? Тестирование сотрудников — оценка профессиональных компетенций, личностных качеств и соответствия текущим задачам организации. Помогает выявить сильные стороны, зоны роста и адаптировать кадровую стратегию к быстро меняющимся требованиям рынка.

Как тестировать? Методы варьируются от стандартизированных тестов и кейсов до ситуационных задач и поведенческих интервью. Главное — четко определить цели тестирования, выбрать подходящие форматы и обеспечить прозрачность процесса, чтобы результаты стали основой для развития команды, а не источником конфликтов.

Цели тестирования новых сотрудников

Идеального портфолио и резюме иногда недостаточно, чтобы качественно оценить соискателя. Бывает и так, что те, кто прошел первичный отбор по анкете, не могут выполнить тестирование и в итоге не доходят до собеседования.


shutterstock.com

С какой целью проводится тестирование сотрудников:

  • Определить уровень компетенции соискателя. Образование по профессии и релевантный опыт не всегда являются гарантией того, что кандидат в действительности обладает полным набором необходимых навыков для предлагаемой должности. Понять, насколько сотрудник отвечает требованиям, помогает техническое тестирование при приеме на работу.
  • Объективная оценка кандидата. При собеседовании рекрутер, в силу характера и субъективного восприятия, может отнестись к соискателю с симпатией или, наоборот, предвзято. При тестировании такой фактор исключается. Именно поэтому тесты считаются оптимальным инструментом оценки соискателей.
  • Благодаря тестированию можно составить психологический портрет кандидата. Крупные компании стараются поддерживать благоприятный микроклимат в коллективе и нанимать людей, которые задержатся в организации надолго. Если ценности соискателя не коррелируют с убеждениями и нормами поведения, принятыми в коллективе, то человек вряд ли сможет работать на данном предприятии.

Также тестирование позволяет сэкономить ресурсы обеих сторон. Проводят испытание обычно в онлайн-формате. Кандидату на должность не нужно тратить время на дорогу до офиса и обратно, а менеджеру по кадрам не нужно решать ряд дополнительных организационных вопросов. Тестирование позволяет оценить сразу несколько соискателей буквально в течение получаса.

Задачи тестирования работающих сотрудников компаний

Тест-методики позволяют оценить уровень профессиональных навыков и компетенций человека. Можно понять, насколько работник креативен, его степень ответственности, эмоциональную стабильность, способность к решению логических задач.

Надежность тестов (валидность) составляет около 80 %. На конечный результат оказывает влияние множество факторов, поэтому достичь 100 % точности в таких исследованиях невозможно.

Допустим, на кандидата при прохождении тестирования может влиять то, что его ребенок заболел и лежит с температурой. Чтобы добиться наиболее достоверных результатов, стоит провести оценку неоднократно и разными способами. После сопоставить между собой полученные результаты тестирования сотрудников.

Руководители некоторых предприятий жалеют деньги на процедуру тестирования знаний своих сотрудников. Сравнить это можно с загоревшейся красной лампочкой в машине. Экономия в моменте может привести к крупным расходам в будущем, что, как правило, гораздо дороже.

Квалификационные тесты помогают понять:

  • профессиональные навыки сотрудника;
  • знания продукции компании и принятых стандартов;
  • интеллектуальные способности человека;
  • эмоциональное состояние персонала;
  • уровень концентрации внимания;
  • способности к обучению;
  • то, насколько хорошо сотрудник усваивает информацию после прохождения обучения.

Данные пункты могут также дополняться и другими, так как вопросы для тестирования рядовых сотрудников и руководителей могут значительно отличаться. Соответственно, нужны разные тест-методики для той или иной категории персонала.

Такой подход позволяет разработать эффективные программы обучения и стимулирования, способствует продвижению по карьерной лестнице наиболее результативных сотрудников, предотвращает выгорание работников и демотивацию команды.


shutterstock.com

Регулярное проведение тестирования и оценки сотрудников – это отличное средство для улучшения эффективности работы любого подразделения. Благодаря ему руководители могут понять сильные и слабые стороны персонала и грамотно распределить задачи для достижения лучших результатов.

Тестирование команды косвенно способствует увеличению продаж, оптимизации процессов производства и повышению общей конкурентоспособности компании.

Методы тестирования сотрудников

До начала тестирования нужно понять, какой результат тестирования сотрудников будет признан успешным выполнением работы. Он и будет выступать критерием оценки персонала. А сам тест – это инструмент оценки.

Виды анализа квалификации сотрудников:

  • Метод наблюдения. Можно открыто смотреть за работником или делать это незаметно, со стороны. Метод позволяет многое узнать о сотруднике, но результаты могут быть несколько искажены, так как субъективное восприятие наблюдателя играют здесь большую роль.
  • Собеседование. Этот метод применяется не только к новым сотрудникам. Беседа с уже работающим персоналом позволяет понять мотивацию работников и оценить их профессиональный рост. Достаточно долгий и трудозатратный способ, поэтому обычно его применяют только для ключевых сотрудников.
  • Психологические и квалификационные тесты. С помощью первых анализируются индивидуальные психологические особенности работников, вторые же дают представление о профессиональном уровне сотрудников. Тесты позволяют оценить сразу большое количество людей и в короткие сроки обработать полученные данные.
  • Метод деловой игры. В данном случае сотрудникам предлагается смоделированная ситуация и происходит оценка того, какой выход они находят, какие действия предпринимают. Прекрасный способ, чтобы оценить сплоченность, гибкость, креативность команды в целом.

В квалификационных методах оценки сотрудников выделяют тесты способностей. Стандартизированный набор заданий позволяет проверить персонал на умение решать разные задачи. К таким тестам можно отнести: тест Гилфорда на уровень социального интеллекта, тест Равена на способность к интеллектуальной работе, тест структуры интеллекта Амтхауэра на абстрактное и математическое мышление и другие.


shutterstock.com

Ни один тест ни даст полное представление о человеке. Но в целом этого достаточно, чтобы принять решение о трудоустройстве, повышении в должности сотрудника или планировании дальнейшей работы с персоналом.

Методики психологического тестирования сотрудников

Арсенал методик тестирования очень широк. При желании людей можно оценивать бесконечно. Ознакомимся с ключевыми тестами, используемыми чаще всего:

  1. Диагностика самоэффективности Маддукса и Шеера. Каждый руководитель хотел бы видеть своих сотрудников замотивированными, прокачанными и успешными. Исходя их названия теста понятно, что человек сам должен определить свои таланты, способности и, самое главное, понять, верно ли он их реализует.
  2. Тест содержит 23 утверждения, каждое из которых оценивается по 11-балльной шкале. Например: «Если я не могу выполнить работу с первого раза, я продолжаю попытки до тех пор, пока не справлюсь с ней». Или «я стараюсь избегать трудностей». Если человек полностью согласен с утверждением, то ставит +5, если это совершенно точно не про него, то -5.

  3. Диагностика агрессии Басса-Дарки. Очень важно выявить у работников степень агрессивности и дать им шанс справиться с эмоциями. Потому что сотрудник, который затаил обиду на коллег и злится на весь мир, представляет собой бомбу замедленного действия. Не знаешь, когда взорвется.
  4. Тест позволяет выявить разные виды агрессии: прямую и непрямую, вербальную и физическую, пассивную и активную. Приведем примеры. Если коллега сидит в углу и тихонечко злится – это пассивная и непрямая агрессия, если бросается оскорблять коллег – это прямая вербальная.

  5. Тест Гилфорда на измерение социального интеллекта. Помогает определить, насколько человек командный игрок, а также его способности к коммуникации и взаимопомощи. Такое тестирование можно проводить с каждым сотрудником в отдельности, а затем, обобщив и сравнив результаты всех, сделать определенные выводы. Наиболее актуален данный тест для тех, кто работает непосредственно с людьми: менеджеры, продавцы, консультанты, курьеры, а также руководители.
  6. Определение мотивации к успеху Т. Элерса. Позволяет понять, стремится ли сотрудник к достижению целей, плывет ли он по течению или предлагает новые креативные идеи для развития компании. Тест помогает оценить, чего не хватает каждому подчиненному и как замотивировать работника на успех и достижение целей.

Критерии выбора систем тестирования сотрудников

При тестировании сотрудников важно учитывать размер организации, количество работников, которые будут тестироваться, и цели оценки. На какие параметры нужно ориентироваться при выборе платформы для тестирования сотрудников:

  1. Функциональность. Систем должна поддерживать различные форматы вопросов (закрытые вопросы с одним или несколькими вариантами ответов, задания на соответствие, открытые вопросы и так далее), а также позволять выставлять определенные условия, например, время тестирования и количество попыток.
  2. Интеграция с другими системами. Если платформа будет интегрироваться с другими HR-системами и результаты тестирования сотрудников будут сразу заноситься в личное дело, то это значительно упростит документооборот и управление персоналом.

  3. shutterstock.com

  4. Возможность анализа результатов. Инструменты для анализа результатов должны быть удобными и понятными. Это могут быть числовые значения с расшифровкой, отчеты, графики, диаграммы. Они позволят эффективно интерпретировать данные и принимать верные решения.
  5. Поддержка и безопасность. Платформа должна отвечать требованиям безопасности и иметь достаточную техническую поддержку. Особенно это касается тестирования людей при трудоустройстве на критически важные для компании должности.

Популярные программы и сервисы для тестирования сотрудников

Чем крупнее компания, тем больше у нее персонала, и, соответственно, значительная доля времени уходит на проверку тестов. Особенно это касается организаций, имеющих филиалы по стране или за рубежом. В таких случаях помочь может быть специальная программа, позволяющая создать тест или опрос, отправить сотрудникам ссылкой и быстро получить результаты. Специалисты могут ответить на вопросы с компьютера или телефона в удобное им время. Далее система аттестации пришлет отчет с результатами тех, кто прошел тестирование.

Пять наиболее популярных программ для тестирования сотрудников:

  • «Мастер-тест». Бесплатная программа для создания тестов и тестирования сотрудников в онлайн-формате. Позволяет провести тематическую или контрольную оценку знаний. Достаточно понятный и простой интерфейс.
  • Платформа iSpring. Аналогична первой, позволяет создавать тесты и тестировать сотрудников. Программа проверит ответы и выдаст результат – уровень подготовки специалистов.
  • «Эквио». Интересная платформа для обучения, коммуникации и тестирования сотрудников, создания корпоративной базы знаний, конструктор тестов. Здесь персонал может пройти опрос и затем обменять полученные баллы на бонусы. Руководитель получает детализированный отчет с результатами оценки сотрудников.
  • SunRav WEB Class. Своеобразная база хранения готовых тестов и программа проверки знаний. При этом сам тест нужно разрабатывать в другом приложении. После того, как человек пройдет тестирование, сервис пришлет отчет в формате CSV.
  • INDIGO. Программа, позволяющая оценить профессиональный уровень сотрудников или их психологическое состояние. Помогает автоматизировать тестирование и аттестацию. Есть готовые бесплатные тесты и встроенный редактор.

Часто задаваемые вопросы о тестировании сотрудников

Что собой представляют формы проективного тестирования сотрудников?

Проективные тесты не предполагают вопросов, и в них нет правильных решений. В данном случае испытуемым предлагается, например, нарисовать рисунок, посмотреть на картинку и рассказать, что они видят на ней, выбрать один из цветов или узоров и так далее. Это психологические тесты, интерпретировать которые должны специалисты. Но даже их мнение может быть весьма субъективным.

Как работают методы тестирования сотрудников с помощью деловых игр?

Это достаточно новый вид тестирования сотрудников, он широко применяется в тимбилдинге, тренингах, мастер-классах, командных обучениях, направленных на сплочение. Суть метода: моделируется ситуация, из которой сотрудники сообща должны найти выход. Деловые игры позволяют наглядно увидеть, как поведет себя человек в стрессовой ситуации, как решит проблему, какие качества ему в этом помогут.

Что собой представляет тестирование «360-градусная обратная связь»?

Это интересный и современный метод. Смысл его в сборе обратной связи о работнике из всех возможных источников: от клиентов, руководителей, подчиненных, коллег. Данное тестирование позволяет увидеть полную всестороннюю картину профессиональных компетенций и навыков сотрудника.

Правильная интерпретация результатов тестов очень важна. Грамотно подобранный сервис для оценки итогов тестирования поможет избежать многих трудностей. Если появляются проблемы, нужно проанализировать причины их возникновения и внести коррективы. Верный подход к тестированию позволяет минимизировать риски и максимизировать пользу для организации. Важно помнить, что тестирование проводится с целью развития сотрудника и компании в общем, а не ради оценки.

Понравилась статья? Поделитесь: