Мужской бизнес-клуб успешных предпринимателей
Мужской бизнес-клуб предпринимателей
Вступить в клуб
Главная> Личное развитие >Лидерство в бизнесе: разбираемся в деталях

Лидерство в бизнесе: разбираемся в деталях

14.05.2025
966
Время чтения: 12 минут
Сохранить статью:

О чем речь? Лидерство в бизнесе – важная составляющая, которая включена в некоторые стандарты управления, например, ISO 9000. С сильным лидером сотрудники работают эффективней, вкладывают в дело душу и выполняют порой больше, чем должны.

На что обратить внимание? Различают несколько стилей лидерства в бизнесе: демократический, авторитарный, трансформационный, коучинговый. Они выбираются в зависимости от личных качеств руководителя.

Важность лидерства в бизнесе

«Лидерство» – официальный термин, включенный в версию стандарта ISO 9000. Когда употребляется это понятие, речь идет не о каком-то конкретном человеке – лидере, а в целом об организации лидерского типа, где присутствуют определенные принципы работы. В компаниях, базирующихся на этом принципе, всегда поощряется инициатива сотрудников, а ответственность за ошибки и промахи берет на себя руководство.

Организации с лидерской позицией — это противоположное явление репрессивному менеджменту, основанному на порицании и штрафах. Работники никогда не будут трудиться с вдохновением, если к ним применять только карательные меры. Главная задача современного менеджмента – создать такие условия труда, при которых сотрудники смогут испытывать радость в процессе работы. Сегодня это одно из главных направлений развития в сфере управления персоналом.

Нынешние руководители во многом алчны до власти. Они целый день бегают как белки в колесе, не успевая отдыхать, уделять время семье и следить за физическим и ментальным здоровьем, не имея возможности что-то изменить. Но современная тенденция заключается в том, что власть из рук человека переходит в бизнес-процесс. И у каждого бизнес-процесса есть свой руководитель, располагающий необходимыми ресурсами.

Власть, сосредоточенная в руках одного человека, способствует грамотному преодолению экстремальных ситуаций, как, например, при пожаре. Здесь надо действовать четко, быстро и слаженно. Но бизнес – это не форс-мажор, это глубокая аналитическая деятельность, которая в итоге приведет к выработке в нужный момент точного решения с определенным распределением ролей. Такая работа должна осуществляться планомерно, спокойно, регулярно и без паники. Один из вариантов – проектное управление.

Когда компании предстоит какой-то новый этап, например, работа с новым клиентом или продуктом, выход в новый регион, то разрабатывается проект решения данной задачи. И должен найтись человек, готовый его возглавить. И отважиться на такую ответственность он должен сам, добровольно. Потому что нельзя заставить кого-то стать руководителем, это не приведет в итоге к значимым результатам.

В лидерской организации нет приказов со стороны руководителей. Важно уметь договариваться и видеть тех людей, кто вовлечен в данный аспект деятельности. Приказ – это всего лишь документ, закрепляющий ваши договоренности. Прекрасно обо всех этих процессах сказал Джек Майрик в «Пяти принципах руководства талантливого управленца»:

  • Нужно дать почувствовать людям, что ты им признателен.
  • Не стоит смотреть на недостатки, важно разглядеть потенциал.
  • Руководство должно осуществляться через авторитет, а не через власть.
  • Полюби их первыми.
  • Дай людям почувствовать, что они часть чего-то особенного.

Эти принципы – квинтэссенция менеджмента. И постулат «полюби их первыми» здесь главный. Фактически это то, на чем основаны ключевые мировые религии. Важно, чтобы те люди, которые занимают руководящие должности, усвоили и приняли это, поняли, что другого выхода у них нет. Каждый управленец должен знать, чем живут его подчиненные, и стараться сделать так, чтобы сотрудники почувствовали его заботу и доброжелательность.

Стили лидерства в бизнесе

Стиль лидерства в бизнесе – это сочетание стратегий, используемых руководителем для мотивации команды и воздействия на нее, умноженное на качества личности, жизненный опыт, стиль мышления и уровень развития эмоционального интеллекта. Высший пилотаж — это когда лидер умеет уверенно переключаться между стилями, выбирая в данный момент наиболее подходящий под ситуацию, текущую задачу, настроение и состояние коллектива. Правильно подобранная стратегия будет стремительно приближать руководителя к успеху. Можно выделить несколько стилей лидерства:

  • Демократический. В данном случае лидер легко делегирует задачи команде, решения принимаются сообща после обсуждения их большинством. Благодаря такому подходу сотрудники замотивированы и вовлечены в общую деятельность, креативны и инициативны.
  • Автократический. Здесь лидер принимает решения единолично. Он не спрашивает мнение сотрудников и не рассматривает их предложения. Этот вариант управления оправдан в том случае, когда нужно быстро принять решение в условиях высоких рисков. Но зачастую такое положение дел приводит к недовольствам и дискомфорту в коллективе.
  • Невмешательство. Лидер дает команде автономию и создает условия для продвижения в проектах. Такой стиль подойдет тем руководителям, у которых выстроены доверительные связи с командой, а также коллективам с высокой самоорганизацией, где сотрудники замотивированы и осознают свою роль в общем успехе и конечную цель.
  • Трансформационный. Данный стиль руководства нацелен на трансформацию продукта, услуги, команды или компании в целом. Такие лидеры ведут за собой, вдохновляют людей и становятся для них примером для подражания и даже кумирами. Трансформационный стиль актуален, когда компания ориентирована на рост и прорывные решения. Но нужно заметить, что не каждый сотрудник согласится работать в таком темпе и не каждый выдержит его, ведь здесь нужно следовать за лидером, который порой может принимать неожиданные и рискованные решения.
  • Коучинговый. Лидер в данном случае должен обладать коучинговыми компетенциями, благодаря которым он сможет выявить сильные и слабые стороны подчиненных и способствовать их развитию.

Нет какого-то одного лидерского стиля, который подходил бы компании и коллективу на постоянной основе. Руководителю нужно уметь быстро и ловко переключаться между ними, отвечая запросу конкретной ситуации.


Источник: freepik/ru.freepik.com

Далее разберем факторы, которые будут обусловливать тот или иной стиль лидерства в бизнесе:

  • Тип организации и жизненный цикл компании: стабильная укоренившаяся организация или стартап с амбициозными целями?
  • Личные качества лидера.
  • Тип работы, выполняемой командой: творческая или рутинная, регламентированная и фиксированная или с гибким либо свободным графиком?
  • Опыт и навыки команды, нацеленность на результат и слаженную деятельность.

При этом важно понимать, что от выбранного стиля управления будет зависеть вектор развития компании и ее рост. Потому что то, какие действия совершает лидер, прямо влияет на сотрудников, их восприятие работы, эмоции и чувства в течение трудового дня. Таким образом, от стиля лидерства в бизнесе напрямую зависят производительность, вовлеченность и текучесть кадров. Как итог – появляются новые услуги и продукты, становится лучше уровень облуживания клиентов, снижаются издержки, а компания увеличивает свою рентабельность.

Лидер, чувствуя и понимая свой коллектив, работает с ним так, чтобы раскрыть потенциал команды. Если, например, компания планирует смену позиционирования и ребрендинг, то ей нужен решительный руководитель, готовый идти в неизвестность. Такой лидер должен обладать стратегическим видением ситуации, уметь ставить амбициозные цели и достигать их, а также создавать комфортную и безопасную среду для коллектива, условия, способствующие инновациям и творчеству.

Можно рассмотреть и другой пример. Госпредприятие, которое выпускает продукцию, пользующуюся спросом. Здесь самым важным будет не допустить дефицита товара, в связи с чем нужно четко контролировать исполнение всех сроков: изготовления, поставки продукции до контрагента и так далее. Скорее всего, амбициозному лидеру с массой прорывных идей здесь не место.

Поэтому руководителю так важно понимать цели и приоритеты компании, на которую он работает, и действовать в соответствии с ними, вдохновляя сотрудников.

Необходимые качества для лидера в бизнесе

До недавних пор широко распространена была теория, что лидерами рождаются, а не становятся. В соответствии с этим мнением ученые старались понять, какие же уникальные черты делают человека таковым.

Изучение феномена лидерства в бизнесе показало, что это не совсем корректная позиция. Несомненно, некоторые врожденные качества помогают человеку стать лидером и добиться успеха, но немаловажную роль в этом вопросе играют также внешние обстоятельства и навыки, которые формируются в течение жизни.

По мере развития производства на первое место сначала ставили физические, а затем и умственные способности человека. Исследователи составляли свои классификации лидерских качеств.

Социолог и экономист Генри Минцберг считал значимыми следующие восемь навыков:

  1. Способность грамотно выстроить коммуникации в компании.
  2. Умение управлять подчиненными.
  3. Разрешение конфликтных ситуаций. Умение быть посредником между сторонами конфликта, нивелировать неприятности, вызванные стрессом.
  4. Эффективный самоанализ. Понимать свое место в организации, лидерскую роль и функционал.
  5. Умение общаться с разными людьми, быть среди них «своим».
  6. Обладание чутьем предпринимателя. Не бояться идти на оправданный риск и внедрять инновационные технологии.
  7. Умение принимать нестандартные управленческие решения. Эффективно действовать в проблемных ситуациях, когда нет четкой информации и не ясны цели команды.
  8. Способность распределять ресурсы в компании. Находить лучший вариант из возможных, как в условиях стабильности, так и при нехватке резервов.

После была проведена градация качеств по 4 критериям:

  • Физиология: здоровье и приятная внешность.
  • Личностные качества: коммуникабельность, дисциплинированность.
  • Интеллект: широкий кругозор, высокий уровень умственных способностей.
  • Психологические черты: уравновешенность, темперамент, творческие способности.

Но такая классификация тоже имеет изъяны. Никак не получится доказать, что именно эти качества способствовали тому, что человек стал лидером в коллективе или организовал команду. Так же, как невозможно обосновать то, что назначение на руководящую должность позволило человеку развить у себя эти навыки.

Но все же структурный подход к определению лидерских качеств наиболее популярен. Даже неидеальные тесты, определяющие способности человека к лидерству, позволяют осуществлять профессиональный отбор. Они полезны для людей, претендующих на руководящие должности, так как помогают лучше понять свои склонности.

Благодаря тестированиям можно обнаружить 5 ключевых черт эффективного лидера:

  • интеллект;
  • уверенность в себе;
  • высокий уровень энергии;
  • наличие профессиональных знаний и навыков;
  • доминантность – способность оказывать влияние на людей.

Существуют и другие классификации лидерских качеств, но ни одна из них не может считаться полной и исчерпывающей.

Развитие лидерских качеств

Вариантов, как улучшить свои навыки управления бизнесом, много. Давайте рассмотрим несколько ключевых стратегий:

  • Запросите обратную связь от коллег и команды. Это весьма эффективный способ улучшить свои лидерские качества. Коллеги подсветят вам области, в которых есть смысл совершенствоваться, и подскажут конкретные шаги, которые нужно сделать, чтобы устранить недостатки.
  • Пройдите курсы, тренинги, семинары. Выбирайте программы, прорабатывающие конкретные навыки и лидерские качества, такие как стратегическое мышление, коммуникация, решение проблем, стрессоустойчивость и другие.
  • Практикуйте активное слушание. Это весьма важный навык для лидера. Сконцентрируйтесь на том, что говорят другие, вовлекайтесь в диалог, проявляйте сочувствие и понимание.
  • Находите возможности для лидерства в бизнесе. Старайтесь занять руководящие должности в своем сообществе или организации. Так у вас появится практический опыт для развития лидерских качеств.
  • Читайте и перенимайте опыт других людей. Множество книг и статей, написанных успешными руководителями, помогут вам улучшить лидерские качества. Не пожалейте времени на изучение этих ресурсов и ищите возможности, как применить полученные знания в жизнь.
  • Создайте себе круг общения из успешных людей и наставников. Поверьте, в нужный момент они смогут оказать вам помощь, поддержку и дать грамотные рекомендации. Это один из классных способов для улучшения ваших лидерских качеств.

Часто задаваемые вопросы о лидерстве в бизнесе

Что такое визионерский стиль лидерства в бизнесе?

Суть данного стиля в том, что лидер четко осознает будущее компании и может вдохновить команду на достижение нужных долгосрочных целей. При таком подходе руководитель видит глобальную картину развития организации и задает коллективу направление, в котором нужно двигаться. Визионер стремится показать команде, для чего компания предпринимает те или иные шаги, и объединить всех сотрудников вокруг одной общей цели.

Какой главный навык лидера?

Эмоциональный интеллект – ключевой навык эффективного управленца. Умение распознавать и правильно реагировать на эмоции сотрудников позволяет лидеру создавать продуктивные рабочие взаимоотношения и позитивную атмосферу в коллективе. Благодаря данному качеству можно достичь желаемых результатов с минимальными конфликтами и высоким уровнем удовлетворенности каждой стороны.

Что важно помнить?

Все ошибаются. Не получится стать хорошим руководителем, не упав однажды. Проигрыши в чем-то делают нас только сильнее. Благодаря им мы можем переоценить свои возможности и понять, что мы обычные люди, а не всесильные боги. Придя к такому осознанию, как правило, лидер начинает еще больше фокусироваться на цели и заниматься своим самосовершенствованием.

Подводя итог, можно сказать, что лидер – это человек, который берет на себя ответственность и может принимать грамотные решения в условиях неопределенности, внедрять инновации и современные технологии в пользу организации, руководить коллективом, поддерживая доброжелательную бесконфликтную атмосферу. Успешный руководитель должен обладать не только широким кругозором, но и умением гармонично встраивать новые подходы в ответ на возникающие запросы.

Понравилась статья? Поделитесь: