Мужской бизнес-клуб успешных предпринимателей
Мужской бизнес-клуб предпринимателей
Вступить в клуб
Главная> Менеджмент >Японская модель менеджмента: правила и характерные черты

Японская модель менеджмента: правила и характерные черты

14.04.2023
2 439
Время чтения: 12 минут
Сохранить статью:
Японская модель менеджмента

Что это такое? Японская модель менеджмента – это подход к управлению, который взял за основу характерные черты данной страны. От работника ожидается максимальная лояльность компании, которая в свою очередь осознает свою ответственность перед сотрудниками.

На что обратить внимание? Существует ряд признаков, которые определяют японский подход к управлению. Один из них – система Канбан, но есть и другие ключевые элементы. Также стоит сравнить данный подход с другим, не менее популярным – американским.

Суть японской модели менеджмента

Об управлении компаниями в Японии сложно говорить, не имея представления о социально-экономических устоях этой страны, поскольку они тесно связаны между собой. Ключевой чертой японской модели менеджмента является коллективизм, здесь применяются способы воздействия на психологическую и моральную составляющие личности. В своих действиях любой сотрудник исходит, в первую очередь, из ответственности перед остальными членами команды.

Суть японской модели менеджмента

Немаловажную роль в поддержании чувства коллективизма играет принятая в Японии фискальная система – она призвана минимизировать расслоение населения по уровню благосостояния.


Используемая сегодня японская модель менеджмента сформировалась в 1940-х годах, когда в стране был послевоенный экономический кризис. Ее основными особенностями являются:

  • применение системы «Канбан», то есть производственной практики, требующей выполнения всех задач точно в срок;
  • отношение к интересам потребителя как к наиболее важным;
  • гибкость организации структур, связанных с менеджерами и рядовыми сотрудниками производства;
  • прозрачность, гласность системы управления;
  • работа на опережение;
  • использование аналитической системы в рамках контроля со стороны руководства;
  • слаженное управление качеством готового продукта.

6 признаков японской модели менеджмента

Японский специалист по менеджменту Хидеки Йосихара выделяет следующие характеристики японской модели менеджмента:

Гарантия занятости и работы в доверительной обстановке

Таким образом удается обеспечить компанию трудовыми ресурсами, снизить текучесть кадров в коллективе. Стабильность позволяет стимулировать персонал, поскольку люди не боятся увольнения и получают шанс продвижения по карьерной лестнице. Параллельно укрепляется чувство корпоративной общности, а отношения рядовых сотрудников с управленцами становятся более гармоничными.

6 признаков японской модели менеджмента

Без последнего фактора, с точки зрения японцев, невозможно улучшить качество работы предприятия. За уверенность жителей Японии в том, что они не потеряют работу и смогут обеспечить свое существование, отвечает система пожизненного найма. Она уникальна и для европейцев остается во многом непонятной.

Гласность и укрепление корпоративных ценностей

Все сотрудники, вне зависимости от их статуса, используют единую базу информации о политике и деятельности компании. Таким образом у них появляется ощущение участия и ответственности каждого человека за процессы. Данная особенность японской модели менеджмента положительно сказывается на взаимодействии работников и уровне их производительности. Немаловажную роль играют встречи и совещания, в которых участвуют инженеры и административный персонал.

Компании в Японии делают все возможное, чтобы сформировать общее для всех сотрудников понимание корпоративных ценностей. Ключевыми из них считаются первостепенность качественного обслуживания и оказания услуг, взаимодействие между рабочими и руководством, отдельными подразделениями фирмы. Постоянно прививаются и поддерживаются корпоративные ценности.

Управление с опорой на данные

Сбор и использование информации призваны обеспечить более высокую экономическую эффективность производства и качество продукции. Данному направлению работы в японской модели менеджмента уделяется особое внимание.

Допустим, система сбора информации в компаниях, выпускающих телевизоры, позволяет узнать, когда телевизор поступил в продажу, кто из сотрудников ответственен за нормальную работу определенного элемента устройства. Благодаря такому подходу легко найти виновных в случае неисправности и сделать все возможное, чтобы больше не допускать аналогичных промахов.

Управленцы каждый месяц отслеживают статьи доходов, объем выпуска и качество продукции, валовую выручку. Им важно понимать, удается ли достичь заданных показателей и заранее предвидеть потенциальные трудности.

Управление, ключевой целью которого является качество

По словам президентов и управляющих компаний, основной задачей является контроль качества. Соответствующие данные собирают, чтобы иметь возможность грамотно руководить производством. Менеджер считается успешным, если смог закрепить усилия по контролю данного показателя и обеспечил наивысший уровень качества в работе определенного участка производства.

Постоянное нахождение начальства на производстве

Управляющий персонал работает обычно прямо в производственных помещениях, что позволяет быстро справляться с актуальными вопросами и выходить из сложных ситуаций. Решение любой проблемы предполагает внедрение небольших нововведений, которые постепенно накапливаются. Содействовать их применению на практике позволяют система новаторских предложений и «кружки качества».

Постоянное нахождение начальства на производстве

Чистота и порядок на производстве

Данные факторы лежат в основе высокого качества японских товаров и производительности труда работников.

Наиболее важным в японской модели менеджмента считается улучшение человеческих отношений. В своей деятельности компании стараются опираться на согласованность, групповую ориентацию, моральные качества сотрудников, обеспечивать занятость и гармоничные отношения между представителями разных уровней в коллективе.

Плюсы и минусы японской модели менеджмента

Система управления, используемая в Японии, требует, чтобы каждый член команды постоянно учился, на регулярной основе проходил повышение квалификации, стремился к личностному и карьерному росту. Будучи дополненной принципами коллективизма, данная особенность дает высочайшую производительность. Подтверждением является опыт знаменитых японских компаний, занявших лидирующие позиции на мировом рынке: Denso, Hitachi, Bridgestone, Takeda Pharmaceutical, пр.

Однако данный подход в японской модели менеджмента приносит плоды лишь благодаря грамотной мотивации персонала. Люди знают, что не потеряют место, воспринимают коллектив как вторую семью и на все готовы ради нее. Они чувствуют стабильность, а не стагнацию и точно понимают, какие должность и доход ждут их на следующий день и даже год.

Правда, нет смысла абсолютизировать японскую модель менеджмента, поскольку она идеальна только в теории. О ее практической стороне можно прочитать в книге «Страх и трепет» бельгийской писательницы Амели Натомб или посмотреть экранизацию этой автобиографии. В своей книге Натомб рассказала о собственном переезде из Бельгии в Японию ради работы. Она на личном опыте поняла, что японский менеджмент подходит лишь для японцев, а у иностранца никогда не получится понять и принять его.

Плюсы и минусы японской модели менеджмента

Современные исследователи теории менеджмента выделяют следующие проблемы японской модели:

  • Коллективизм и стандартизация мешают оценке профессиональных способностей конкретного работника, из-за чего людям сложно подниматься по карьерной лестнице.
  • В отличие от классической американской, для японской модели менеджмента характерна гибкость. Однако она предполагает способность быстро непрерывно подстраиваться под внешние и внутренние перемены.
  • Постоянное развитие персонала в сочетании с недостаточно быстрым карьерным ростом чреваты тем, что квалификация людей часто оказывается выше, чем требуется для их должности. Данная особенность вызывает необоснованное увеличение фонда заработной платы или несоответствие доходов человека его вложениям.

Самой серьезной проблемой данной системы являются постоянные переработки и высокий уровень стресса, из-за чего происходит выгорание. Правда, японцы не признают другие модели менеджмента, считая подобные жертвы обоснованными. Сложно сказать, может ли данный подход применяться в нашей стране, однако заимствовать и адаптировать некоторые его составляющие точно стоит.

Управление качеством в японском менеджменте

Качество выпускаемых товаров зависит от целого ряда факторов. В рамках японской модели менеджмента степень воздействия каждого из них на появление брака отслеживается при помощи статистики. Далее необходимо отрегулировать технологические процессы таким образом, чтобы сократить риск появления дефектов.

Японская система «Канбан» основана на концепции, позволяющей контролировать качество на каждом этапе производства. Для этого предприятие должно отказаться от выпуска крупных партий, заменив их постоянным поточным изготовлением товаров. Комплектующие будут поступать в небольшом количестве на каждый участок именно тогда, когда они требуются. Готовое изделие собирается и попадает в торговую сеть, как только его готовы реализовать.

Производственный цикл выстраивается по тому же принципу, что и взаимодействие поставщика с потребителем. При этом обязанность каждого члена команды – ответственное отношение к своей работе. Выделенные на выполнение заказов сроки должны быть предельно точными, вплоть до часов, и не могут быть нарушены.

Система «Канбан» в японской модели менеджмента характеризуется следующими положительными чертами:

  • простая;
  • предполагает выпуск небольших партий;
  • позволяет сократить задел;
  • избавляет от незавершенного производства;
  • дает возможность снизить объемы запасов товаров и сырья.

Таким образом удается освободить производственные и складские помещения.

Управление качеством в японском менеджменте

Добиться комплексного управления качеством во всех сферах японской экономики позволяют «кружки качества» – они формируются на общественных началах и успешно функционируют. В такой кружок входит до двенадцати человек, ответственных за контроль качества труда и продукта, безопасности рабочих мест. В целом, эти объединения призваны справиться с технологическими и социально-экономическими вопросами.

Участники «кружка качества» поддерживают персонал в стремлении проявлять инициативу, благодаря им на предприятии создается обстановка творческого поиска. Каждый месяц члены кружков предлагают способы, позволяющие совершенствовать процессы на производстве.

В основе работы кружков лежат десять принципов:

  • добровольность – инициативу для их формирования объединения проявляют сами сотрудники;
  • саморазвитие – высоко ценится стремление людей учиться;
  • коллективная работа;
  • привлечение к участию всех членов команды;
  • повсеместное использование методов управления качеством;
  • зависимость качества продукта от обустройства рабочего места;
  • взаимное развитие – предполагает взаимодействие кружков, что оказывается выгодным для всех;
  • осознанность в вопросах повышения качества и решения соответствующих вопросов;
  • обеспечение в компании атмосферы творческого поиска, новаторства;
  • постоянство работы и деловой активности.

Сравнение японской и американской моделей менеджмента

Многие западные ученые, в том числе американские, занимаются изучением японской модели менеджмента. Им важно разобраться в ее сути и использовать ее принципы на родине. На фоне данной тенденции появилось понятие «японизация».

Выяснено, что знаменитые японские корпорации превосходят западных коллег в своей способности продуктивно управлять внутренними и внешними коммуникациями. Немаловажную роль здесь играют существующие в Японии социально-экономические условия. Предприятия добиваются успеха благодаря единству в работе всей системы, а не характеристикам ее отдельных составляющих.

Японская и американская модель менеджмента имеют такие ключевые особенности:

Японская модель Американская модель
Нестандартность, гибкость структуры управления Формализованная структура управления, не предполагающая изменений
Принятие руководством решений коллективно, на основе принципа единогласия Принятие руководством решений в индивидуальном порядке
Наличие коллективной ответственности Наличие индивидуальной ответственности
Использование коллективного контроля Контрольные функции ложатся только на руководителя
Неформальная организация системы контроля Четкая формализация контроля
Недостаточно быстрая оценка навыков работника и его продвижение по служебной лестнице Оценка результатов труда в короткие сроки, обеспечивающая ускоренный карьерный рост
Руководитель должен контролировать и уметь координировать действия членов команды Руководитель должен быть высококлассным специалистом
Управление оценивается, исходя из наличия гармонии в коллективе и общих результатов Оценка управления выполняется только на основе индивидуального результата
Управление с учетом особенностей группы Управление, ориентированное на личность
Неформальные отношения руководства с подчиненными Формальные отношения руководства с подчиненными
Возможность карьерного роста определяется возрастом и стажем Возможность карьерного роста связана с личными результатами работника
В компаниях трудятся универсальные руководители Все управленцы имеют узкую специализацию
Доходы работников определяются показателями группы, стажем, пр. Зарплата зависит от личных достижений специалиста
Управленец может рассчитывать на долгосрочную занятость в компании Управленец нанимается на ограниченный срок

В основе японской модели менеджмента лежит уход от узкой специализации, универсальное развитие сотрудника, а также стабильная занятость, ротация кадров в пределах фирмы, обучение во время работы, пр. Данные особенности будут полезны любой компании, если она хочет сохранять свои позиции на рынке и даже добиться успеха.

Понравилась статья? Поделитесь: