О чем речь? Трендвотчинг — процесс отслеживания и анализа текущих тенденций в различных сферах, будь то мода, технологии, маркетинг или общественные настроения. Основная цель — выявить новые возможности для бизнеса и адаптировать стратегии в соответствии с изменяющимися потребностями рынка.
Где применяется? В маркетинге трендвотчинг помогает компаниям предугадывать изменения в поведении потребителей и разрабатывать более эффективные рекламные кампании. В сфере технологий способствует выявлению перспективных инноваций и направлений развития. Это позволяет брендам оставаться актуальными и привлекать внимание целевой аудитории.
В этой статье:
Что такое трендвотчинг
Простыми словами, трендвотчинг (англ. trendwatching) – это постоянный анализ и изучение рынка для осознания тенденций, формирующих ожидания потребителей. Термин происходит от английских слов trend – тренд и и watching – наблюдающий. Главная цель этого направления – выявить, на что в ближайшем будущем ждать спрос.
Профи в сфере трендвотчинга всегда в курсе современных тенденций, веяний и направлений. Они разбираются в том, что будет актуально завтра, а что уже уходит в забытье.
Данный термин появился около четверти века назад. Придумал его экономист из Нидерландов Райнер Эверс. В то время он как раз организовала фирму, которая занималась отслеживанием потребительских и индустриальных трендов. Эти данные, в свою очередь, помогали делать заключение о том, чего ждут потенциальные клиенты, составляющие целевую аудиторию, и какой будет успешная стратегия дальнейшей работы.
Грамотные специалисты учитывают как глобальные тенденции, так и локальные условия, такие как культурные традиции и обычаи населения, менталитет, привычки и т. д.
Итак, из всего вышеперечисленного делаем вывод, что трендвотчинг – это один из инструментов маркетинга. Консультанты разрабатывают стратегии на годы вперед, в соответствии с ожиданиями и интересами людей, являющихся целевой аудиторией.
На основании имеющейся стратегии составляется план продаж, происходит расширение, внедряются новые методы работы. Суть трендвотчинга – понять интересы потенциальных клиентов и с помощью своей услуги или продукта удовлетворить спрос быстрее конкурентов.
Trendwatching прекрасно работает как в крупных фирмах, так и в небольших. Правда, руководителю маленькой компании придется делать все это самому либо просить сотрудников о помощи, а директор крупной организации может нанять специалистов, которые помогут провести ему исследование.
Зачем трендвотчинг нужен бизнесу
Трендвотчинг помогает создать продукт с учетом ожиданий пользователей, определить конкурентов, понять влияние внешних и внутренних факторов. Методика помогает стартаперам и новым компаниям на рынке лучше разобраться в свободных нишах и направлениях.
Основные задачи трендвотчинга:
- понять, что будет востребовано в будущем;
- спрогнозировать ситуацию на рынке на пять–десять лет вперед;
- придумывать новые идеи на основании того, что актуально сейчас;
- находить взаимосвязь между изменениями в обществе и какой-либо сферой;
- создавать новые решения на базе существующих;
- знакомиться с лидерами в сферах внедрения инноваций.
Крупные компании нередко используют trendwatching для создания дальнейшей стратегии продвижения и запуска нового инновационного товара или услуги. Малый и средний бизнес не отстает. Здесь примерами трендвотчинга могут служить карты тенденций, обзоры, прогнозирование спроса.
Виды трендов и влияющих на них факторов
Чтобы знать, на что именно обращать внимание, для начала нужно понять, каких видов и масштабов бывают тенденции.
- Микротренды. Как мода – достаточно краткосрочны. Одно существенное отличие: эти тренды не цикличны, но возвращаются снова и снова, напоминая о прошлом. Например, фотоаппараты Polaroid, жвачка Love is или джинсы из 80-х.
- Тренды. Обычно относятся к конкретным регионам – одной или нескольким странам. Действуют от года до трех лет. Часто появляются под воздействием триггеров, о которых поговорим далее.
- Макротренды. Длятся довольно долго. Обычно их влияние распространяется на какую-то конкретную область, например, материк или страну.
- Мегатренды. Это масштабные явления, влияние которых на экономику, технологию, культуру и общество можно спрогнозировать на десятки лет вперед. Эти тренды, вне зависимости от того, на чем специализируется организация, должны отслеживать все компании.
Также есть препятствия и предвестники трендов:
- Сигналы. Это тренды в стадии формирования, которые еще не имеют широкой огласки. Если их вовремя заметить, можно успеть подготовить почву для развития и возможностей компании.
- Форсайт. Слово произошло от английского foresight, что переводится как дальновидность. Это исследование, в ходе которого анализируют и предугадывают предстоящие тенденции разных сфер на глобальном уровне. Этот метод позволяет спрогнозировать будущее и не тратить деньги на бесперспективные проекты.
- Барьер. Событие или условие, которое притормаживает развитие тренда. Но иногда барьеры могут также играть положительную роль, выступая, в свою очередь, катализаторами новых трендов, вследствие чего появляются альтернативные варианты тенденций.
- Триггеры, драйверы или катализаторы. Это такие события, которые могут быть как отрицательными, так и положительными и ускорять развитие трендов. Допустим, исследование пластика привело к тому, что люди задумались об экологичном образе жизни, стали сортировать мусор и сдавать на переработку. Или, например, ковид сильно способствовал тренду на удаленную работу.
- Карта трендов. Это схема, которая отражает сигналы и тенденции, связанные между собой стрелками, как паутинками. Карта помогает специалистам понять вероятность и силу действия трендов.
Методы трендвотчинга
Цель направления – найти и изучить перспективы внедрения инноваций. Рассмотрим, как применять основные методы трендвотчинга:
- Анализируйте информацию, расположенную в свободном доступе (отчеты, статистические данные в динамике). Рассматривайте как глобальный, так и федеральный рынок. Обязательно подкрепляйте свои гипотезы статистикой.
- Мониторьте инновационные разработки и исследования. Оценивайте со стороны пользы и функциональности.
- Читайте литературу по теме, посещайте тематические конференции, форумы и другие мероприятия. Следите за экспертными публикациями в вашей сфере, смотрите выступления коллег на актуальные темы, участвуйте в презентациях и выставках.
- Проанализируйте конкурентов, сравните себя с ними. Найдите несколько ключевых компаний в вашей нише, информацию об их финансовых показателях, неудачах, факапах, оцените их успешность. Посмотрите ассортимент конкурента, его стратегию развития, оцените, насколько образован и квалифицирован персонал. Определите для себя, в чем их уникальность.
- Делайте прогноз. Спрогнозируйте, какими будут запросы клиента в пределах ближайших десяти лет, на основании ваших данных о тенденциях.
- Проведите аналогию. Изучите идентичные мероприятия в других государствах и отраслях. Подумайте, какова вероятность их реализации в вашей сфере и стране.
- Сделайте ретрополяцию. Действие, обратное прогнозированию. Придумайте ситуацию и предугадайте, что за события могут к ней привести.
- Моделирование. Простройте майндкарту событий с 6–10 блоками. Меньше не целесообразно, так как снизится достоверность, больше – сильно усложнит исследование.
- Проводите мозговой штурм. Сначала все накидывают свои идеи, все, что приходит в голову, исходя из поставленной задачи. Затем из многообразия выбираются наиболее удачные.
- Сделайте анкетирование представителей целевой аудитории. Такое мероприятие хорошо было бы осуществлять раз в шесть месяцев или год.
- Составьте дорожные карты на 5–15 лет. Они включают в себя не только прогноз, но и прописанные способы реализации. Обязательными элементами карты являются различные типы будущего: управляемое (технологический прогресс, новые законы и т. д.), неотвратимое (к примеру, дефицит ресурсов) и случайное (форс-мажор). Необходимо описать лучший и худший вариант развития событий.
- Проведите экстраполяцию. Возьмите какую-то характеристику, выражаемую в цифрах, и на основе данных за прошедшие периоды подумайте, как она изменится через определенное время.
- Практикуйте сценарный метод. Представьте себе будущее в виде срезов с изображением последовательности событий. Предположите, какова вероятность, что они наступят.
Универсальный способ, подходящий всем: изучите, какие интересы транслируют пользователи в соцсетях, порталах новостей и онлайн-изданиях.
Нестандартные способы поиска трендов
Ранее мы говорили о том, что изучать аналитические данные можно на бизнес-платформах.
Давайте рассмотрим и другие нетрадиционные методы:
- Анализ новостей. Пропускайте новости через «фильтр», находите неординарные идеи, смотрите за реакцией читателей.
- Изучение статей академиков. Довольно часто они содержат потрясающие никем не реализованные идеи и мысли.
- Форумы. Здесь люди часто делятся свои опытом, как им удалось разрешить ту или иную проблему, и рассказывают о своих планах и ожиданиях.
- Регистрация патентов. Среди огромного разнообразия вариантов может попасться тот самый «бриллиант», в который можно вложиться на старте и в итоге стать инвестором прибыльного бизнеса.
Это, безусловно, не все возможности, и не стоит ограничиваться ими. Часто классная мысль приходит внезапно, поэтому пусть у вас всегда под рукой будет блокнот (или заметки в телефоне) для записи удачных идей.
Как определить перспективность тренда
Из уже собранного вами перечня тенденций выберите наиболее значимые, на ваш взгляд.
Чтобы всесторонне проанализировать тренд, задайте себе следующие вопросы:
- Ценна ли эта идея? Как ее реализация может помочь в разрешении проблем пользователей?
- Как долго длится тренд? Какова вероятность, что он сохранит свою актуальность в будущем?
- Тренд уникален или имеет аналоги, которые и так в состоянии закрыть потребности потенциальных пользователей на 100 %?
- На слуху ли тренд? Есть ли о нем упоминания в СМИ и соцсетях? В каком количестве?
Тренд считается тем более перспективным, чем больше он имеет влияния на рынок. Важно понимать, на какой стадии развития сейчас находится тенденция. Если самое начало, то стоит присмотреться к идее, если уже идет спад – перспектив фактически нет.
Правила успешного трендвотчера
Разберем методы, которыми на практике пользуются специалисты для отслеживания трендов:
- Общайтесь с представителями вашей целевой аудитории. Благодаря качественному разговору вы выявите потребности потенциальных клиентов, о которых они молчат в соцсетях. Если люди открыто рассказывают вам о своих проблемах, обязательно предложите им их решение.
- Попробуйте понять причины происходящего. Анализируйте события. Почему они имеют место? Можно ли что-то изменить и повлиять на ситуацию? Интересуйтесь этими моментами и, возможно, найдете интересные решения и ответы.
- Следите за трендсеттерами – теми, кто задает тренды. Это могут быть блогеры, знаменитости, селебрити, законодатели мод и т. д.
- Отслеживайте новинки литературы и кино. Обратите внимание на сюжет и ключевых лиц, это поможет вам понять, что сейчас в тренде, чем интересуется аудитория.
- Мониторьте обсуждения в соцсетях. Прислушайтесь, о чем сейчас говорят, поймите потребности пользователей. Особенно внимательны будьте к новостям и постам с большим количеством взаимодействий: охватов, лайков и репостов.
- Наймите трендвотчера. Специалист сделает работу эффективнее, так как имеет большой опыт, лучше разбирается в трендах и их цикличности, способен понять, насколько они перспективны. Обучение трендвотчингу достаточно трудоемкий и не быстрый процесс.
Часто задаваемые вопросы о трендвотчинге
Как понять, где тренд, а где хайп или мода на что-либо?
Хайп – это мгновенная вспышка интереса к чему-либо: событию, персоне, предмету. Он как появляется, так и исчезает крайне быстро. Только ленивый не хайпанет. Каждый хочется успеть поиметь здесь свою выгоду. К хайпу можно отнести, например, активное обсуждение какого-то нового спорного фильма или книги.
Мода длится дольше, чем хайп. Это цикличный процесс, повторяющийся через годы и меняющийся от сезона к сезону. Выражается в стилях и веяниях. К примеру, фасон в одежде или оттенки в дизайне интерьера.
Тренд же более устойчив во времени и задает направление в соответствии с потребительскими запросами и инновациями. Тренды органически вписываются во всю нашу жизнь, от технических разработок до социально-культурных аспектов. Пример трендов: искусственный интеллект и электрокары.
Где искать тренд-сигналы?
Автоматических программ для трендвотчеров пока еще нет, но есть некоторые инструменты, упрощающие их работу. Чтобы понять, что пользователи ищут чаще всего, воспользуйтесь Google Trends, «Яндекс.Вордстат». Частоту использования хештегов можно посмотреть на сайте Hashtagify.me.
Для кого подходит профессия трендвотчер?
Идеально на эту должность подходят люди с аналитическим складом ума. Но и для творческих личностей специальность может быть интересна, так как они разбираются в искусстве, моде, имеют чувство стиля и знают, что станет популярным в новом сезоне. Возможностей у трендвотчеров много. Можно найти себе место в компании на постоянную ставку или стать фрилансером и брать заказы.
Тренды значительно влияют на рынок. Предпринимателям очень важно уметь предугадать, на что далее будет спрос. Для этого им нужно понимать, чем интересуются их потенциальные клиенты сейчас, и главное, чем будут интересоваться завтра. Именно в этом и помогают специалисты по трендвотчингу, их рекомендации используют для разработки стратегии. Бизнес всегда будет успешен у тех, кому удается быть в тренде.