Мужской бизнес-клуб успешных предпринимателей
Мужской бизнес-клуб предпринимателей
Вступить в клуб
Главная> Менеджмент >Сотрудник отдела продаж: обязанности, умения и навыки, плюсы и минусы профессии

Сотрудник отдела продаж: обязанности, умения и навыки, плюсы и минусы профессии

25.10.2024
920
Время чтения: 15 минут
Сохранить статью:

Почему востребован? Сотрудник отдела продаж обеспечивает компании доход и формирует ее имидж на рынке. Успешный работник обладает рядом качеств: коммуникативностью, настойчивостью, умением находить общий язык с клиентами и глубоким знанием продукта.

Какие нужны умения? Работа в отделе продаж требует постоянного совершенствования навыков и знаний. Важно понимать потребности клиентов и предлагать решения, которые помогут им достичь своих целей. Современные технологии играют ключевую роль в этом процессе.

Задачи сотрудника отдела продаж

Менеджер отдела продаж — это специалист компании, задача которого заключается в продаже товаров и услуг. В его обязанности входит работа с клиентами – проведение «холодных» и «теплых» продаж. В первом случае сотрудник отдела продаж самостоятельно ищет покупателей и предлагает им приобрести товар или услуги. Во втором — работает с клиентами, которые сами обратились в компанию по телефону или через сайт.

Менеджеры по продажам востребованы в организациях любого формата. Это может быть как небольшая клининговая фирма, так и крупный бизнес.

В задачи этого специалиста входит:

  • мониторинг конкурентов;
  • осуществление комплекса мероприятий по продвижению бизнеса на рынке;
  • привлечение клиентов и формирование базы данных;
  • разработка уникальных торговых предложений для постоянных клиентов;
  • оценка результативности выбранной стратегии;
  • участие в ценообразовании;
  • подготовка рекламных материалов;
  • информирование покупателей о скидках через разные средства связи;
  • разработка планов продаж;
  • участие в семинарах, конференциях, других профильных мероприятиях;
  • оптимизация взаимодействия отдела продаж с другими подразделениями организации;
  • отчетная деятельность;
  • разработка заданий, инструкций, поручений для сотрудников отдела.

Задачи сотрудника отдела продаж

Разберемся, в чем заключаются обязанности сотрудника отдела продаж, на примере пяти классических этапов процесса реализации товаров:

  1. Установление контакта, знакомство с клиентом. На этом этапе задача менеджера – представиться, кратко объяснить суть беседы, определить готовность клиента к ведению диалога, вступить в активное взаимодействие. Помимо этого, менеджер должен внести контакты клиента в базу данных, оформленных в виде таблиц Excel, или воспользоваться CRM-системой, которая предназначена для управления взаимоотношениями с клиентами.
  2. Выявление потребностей. Один из важнейших этапов, задача которого – разобраться, что именно планирует решить клиент с помощью данного продукта. Для этой цели менеджер задает вопросы: открытые, альтернативные и закрытые.
  3. На данном этапе менеджеру следует помнить: чтобы в полной мере выявить потребности клиента, надо не говорить, а слушать.

    Открытые вопросы формулируют таким образом, чтобы получить развернутый ответ, например: «Что для вас важно в услуге?». Альтернативные вопросы открывают перед клиентом право выбора. Примером служит вопрос «Что для вас важнее: цена или быстрая доставка?» Закрытые предполагают однозначный ответ – да или нет.

  4. Презентация продукта. Сотрудник отдела продаж подробно рассказывает покупателю о свойствах продукта, заостряя внимание на важных для клиента преимуществах товара или услуги. Например, при продаже курса по иностранному языку менеджер должен не только уделить внимание стоимости и продолжительности занятий, но и отметить уникальные торговые предложения, такие как прохождение обучения с использованием личного кабинета, где отражаются успехи клиента, проводятся практические занятия с носителем языка.
  5. Отработка возражений. Менеджер выявляет истинную причину сомнений клиента. К примеру, покупателя может не устраивать цена. Нужно попытаться разобраться, действительно ли у клиента недостаточно средств или ему не понятно, почему товар столько стоит. Задача сотрудника отдела продаж – обосновать цену продукта, подчеркивая при этом его дополнительные плюсы, что делает его более привлекательным.
  6. Завершение сделки. Недостаточно получить согласие клиента на совершение покупки. Менеджер должен провести покупателя по всем этапам ее оформления. Это означает, что следует обговорить сроки оплаты и способ доставки товара или получения услуги. Необходимо сопровождать клиента до момента оплаты. Дело в том, что со стороны покупателя всегда есть риск отказа от покупки в самый последний момент. В этом случае компания потеряет уже, казалось бы, заработанные деньги.
  7. После завершения сделки сотрудник отдела продаж заносит данные о ней в отчет по продажам в Excel или CRM-систему.

    Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что к обязанностям менеджера по продажам относятся следующие действия: обработка заявок, непосредственно продажи, оформление отчетов и взаимодействие с другими отделами.

Профессиональные и личные качества сотрудника отдела продаж

Выше мы кратко познакомили вас с основными обязанностями сотрудника отдела продаж. Однако в действительности ему приходится выполнять функции, которые не прописаны в должностной инструкции. Это ведение социальных сетей организации, формирование воронок продаж, заказ рекламных услуг в Интернете.

Такая ситуация возникает в том случае, если руководитель компании недостаточно компетентен в вопросах продаж или не имеет возможности нанять на работу профильных специалистов, например, бизнес-аналитиков.

Чтобы качественно выполнять работу, связанную со стрессовыми ситуациями, необходимо обладать соответствующим набором личных качеств:

  1. Hard Skills (профессиональные качества). Специалисты по продажам должны обладать следующими профессиональными навыками:
    • оперировать программами, в том числе 1С, MS Office;
    • вести документацию;
    • администрировать базы данных;
    • составлять контракты, договоры, проводить консультации, переговоры;
    • знать преимущества и недостатки продукции, разрабатывать технические задания по оформлению карточек товара;
    • оптимизировать работу отдела;
    • проводить SWOT-анализ компании;
    • сотрудничать с деловыми партнерами;
    • организовывать рассылки для потребителей через каналы связи;
    • анализировать отзывы;
    • принимать участие в профессиональных мероприятиях.

    Менеджер по продажам понимает, в чем заключаются интересы потенциальных покупателей. Грамотно рекламируя продукт, он помогает клиентам сделать правильный выбор.

  2. Soft Skills (личные качества). Сотрудник отдела продаж должен быть наделен соответствующими личностными качествами. Они необходимы для успешного выполнения основной профессиональной задачи – продажи товара. Этому способствуют:
    • психологическая устойчивость;
    • коммуникабельность;
    • настойчивость;
    • стремление занимать лидирующие позиции;
    • наличие организаторских способностей, обладание навыками командной работы;
    • аккуратность и педантичность.

Требования к кандидатам

При подборе специалиста на должность менеджера работодатель учитывает следующие моменты:

  1. У кандидата должно быть желание работать и зарабатывать. Несмотря на обстоятельства, стараться сделать больше, чем другие работники. Стремление к заработку не должно ослабевать в случае высокой конкуренции, отказов клиентов приобрести товар. У претендента на должность должна быть мечта, которую можно приблизить, если всецело погрузиться в работу. Это один из главных факторов, ведущих к успеху.
  2. Второй момент, которому работодатель придает значение, – осознанность выбора профессии. Человек, проявляющий искренний интерес к своему делу, стремится глубже вникнуть в рабочий процесс, изучает специальную литературу, читает тематические статьи. При выборе специалиста на должность менеджера кандидат, который прошел курсы по специальности, участвовал в тренингах, всегда в приоритете./li>

Плюсы работы в отделе продаж

Должность сотрудника отдела продаж входит в перечень наиболее востребованных профессий. Дело в том, что специалисты в этой области нужны каждому участнику рынка, будь то индивидуальный предприниматель или крупный бизнес.

Профессия менеджера по продажам имеет и другие немаловажные преимущества:

  • Универсальность. Сотрудники отдела продаж востребованы в любой области – от консалтинга до промышленности.
  • Контакты. Расширение круга знакомств, установление деловых связей.
  • Возможность оказывать влияние на собственный доход. Квалифицированный менеджер практически не ограничен по уровню дохода.
  • Карьерные перспективы. Менеджер по продажам, который уделяет достаточно внимания своему образованию и демонстрирует высокие успехи в работе, может претендовать на любую должность, включая пост руководителя компании.
  • Гибкий рабочий график. Работа специалиста оценивается по количеству успешно совершенных сделок. Руководство не контролирует длительность оформления каждой из них.

К достоинствам профессии относится возможность официального устройства на работу без необходимости в обязательном порядке предъявлять диплом о высшем образовании. Чтобы получить работу сотрудника отдела продаж, достаточно закончить колледж. Начать профессиональный путь можно уже в 18 лет.

К плюсам можно отнести и тот факт, что при поступлении в колледж не требуется сдавать ЕГЭ. Для зачисления необходимо получить нужный средний балл в аттестате.

Если для обучения выбрать колледж, который создан при институте или университете, поступить в высшее учебное заведение будет значительно проще. В этом случае на абитуриентов распространяются льготы. Подобные структурные подразделения создают многие престижные вузы нашей страны, в том числе столичные.

Минусы работы в отделе продаж

Профессия «менеджер по продажам» также сопряжена с рядом недостатков. К самым значимым относятся:

  • Стрессовые психологические нагрузки. Сфера продаж всегда характеризуется высоким уровнем конкуренции. Стресс, ощущение эмоциональной опустошенности – это неизбежные спутники сотрудников отдела продаж.
  • Гибкий рабочий график для успешного менеджера – это повод выделить время для отдыха. Если уровень продаж низкий, специалист работает без перерывов, подвергается дополнительной нагрузке.
  • Плановые показатели. Руководители многих компаний устанавливают квартальные или годовые цели. При невыполнении плана зарплата сотрудника отдела продаж может быть снижена. В некоторых случаях менеджера по продажам могут уволить.

К минусам относят необходимость непрерывного изучения всех вопросов в отношении продукции, которую выпускает предприятие. Это же условие распространяется и на продукцию конкурентов компании на рынке. Поскольку сфера продаж постоянно претерпевает изменения, менеджерам приходится тратить много времени на оценку актуальности продукции, самосовершенствование. В противном случае вряд ли можно рассчитывать на успех.

Минусы работы в отделе продаж

Насколько востребована профессия сотрудника по продажам?

По данным газеты «Известия», которая ссылается на пресс-службу рекрутинговой компании HeadHunter, самой востребованной на российском рынке труда в 2022 году была признана профессия «менеджер по продажам». Это происходит уже не в первый раз. Аналогичная ситуация наблюдалась в 2019 и 2020 годах. По словам профессора кафедры труда и социальной политики РАНХ и ГС Александра Щербакова, причины популярности связаны с процессом импортозамещения. В России приступили к выпуску продукции, которую прежде поставляли из других стран. Ее продвижение потребовало нового подхода, что и вызвало всплеск популярности профессии.

Чем отличаются сотрудник отдела продаж и маркетолог?

Менеджер по продажам контактируют с клиентами напрямую. Часто общение происходит по заранее разработанному алгоритму. Специалист информирует покупателя о свойствах, качестве продукта, отвечает на вопросы и в итоге получает согласие на покупку товара или отказ.

Маркетолог занимается сбором данных, анализирует их и на основе полученных выводов разрабатывает маркетинговую стратегию продаж. Она включает важную для компании информацию – где, как, кому продавать. Если компания небольшая, функции менеджера по продажам и маркетолога выполняет одно лицо. В крупном бизнесе для этих целей нанимают разных сотрудников.

Какие есть варианты карьерного роста для сотрудника отдела продаж?

Часто обычный оператор кол-центра компании вырастает до должности сотрудника отдела продаж, который, в свою очередь, становится начальником отдела продаж, директором или открывает свое дело.

Сколько может зарабатывать сотрудник отдела продаж?

Зарплата сотрудника отдела продаж зависит от региона. Как правило, высокие денежные вознаграждения получают менеджеры по продажам, которые работают в компаниях городов-миллионников. Практика показывает, что средний уровень заработной платы в этой профессии составляет порядка 60 тысяч рублей в месяц. У специалиста с высокой квалификацией этот показатель возрастает до 75 тысяч. Менеджеры по продажам в ведущих компаниях получают от 80 тысяч.

Сотрудникам отдела продаж отводится ключевая роль в продвижении любого бизнеса. Как правило, это профессионалы, которые не только продают товары и услуги. Они умеют выслушать клиента, помогают совершить покупку, которая удовлетворит потребности покупателя. Опытные менеджеры по продажам осведомлены о свойствах и качестве продукции, умеют своевременно выявлять рыночные тенденции, владеют искусством строить отношения с клиентами.

Понравилась статья? Поделитесь: