Что это? Дивизионная структура управления входит в группу промежуточных схем организации производства. В ней верхнее звено управляет подразделениями (дивизионами). Характеризуется гибкостью и разнообразием.
Где применяется? Данная структура управления актуальна для многопрофильных компаний, предприятий с отдельными филиалами по регионам и фирм, работающих со сложными инновационными проектами.
В этой статье:
- Что такое дивизионная структура управления
- Особенности дивизионной структуры управления
- Три системы организации дивизионов
- Разновидности международных дивизионных структур
- Плюсы и минусы дивизионной структуры управления
- Каким компаниям подходит дивизионная структура управления
- Часто задаваемые вопросы о дивизионных структурах управления
Что такое дивизионная структура управления
Распределение управленческих функций по отдельным направлениям, продуктам или услугам, предоставляемым компанией, является основой дивизионной структуры управления предприятием. Можно сказать, что данный принцип – ключевая характеристика дивизионной структуры управления (ДСУ).
Для эффективного функционирования компании необходимо создать систему, которая объединяет централизованное и децентрализованное управление. Одним из способов достижения этой цели является организация дивизионной структуры управления.
Она предполагает разбивку предприятия на крупные автономные подразделения, каждое из которых имеет право принятия самостоятельных решений в рамках своей компетенции. Руководители подразделений обязаны согласовывать вопросы, касающиеся всей компании, с вышестоящим руководством.
Механистические структуры, включая ДСУ, находятся в одной категории с линейными, функциональными и гибридными структурами в теории управления. Они отличаются от органических структур, которые более сосредоточены на потребителе и быстро реагируют на внешние изменения. Вместо этого механистические структуры строятся вокруг жесткой иерархии подчинения и поддерживают строгую внутреннюю систему функционирования.
Корпорации с такой организационной структурой имеют возможность с легкостью приобретать и включать в свою систему дивизионы конкурентов, поскольку эти подразделения являются относительно автономными. Это позволяет минимизировать сложности, связанные с объединением корпоративных культур и процедур.
Особенности дивизионной структуры управления
Когда речь идет о дивизионной структуре, важно помнить о комбинировании централизованной и децентрализованной систем управления. В рамках корпоративной структуры компании создаются различные подразделения, и каждое из них специализируется на конкретной сфере деятельности.
Управленцы всех дивизионов имеют широкие руководящие полномочия в рамках своей зоны ответственности. Однако право на принятие решений, затрагивающих всю компанию, принадлежит только высшему руководству. Если начальник подразделения намерен выступить с серьезной директивой, необходимо предварительное согласование с центральными органами управления (генеральным директором, советом директоров, правлением и т. д.).
Центральное руководство имеет возможность создавать автономные дивизионы, откуда и происходит название системы. В каждом дивизионе есть собственный руководитель, который самостоятельно принимает решения о деятельности своего подразделения. Каждый руководитель находится в подчинении у центрального руководства.
Развитие предприятия достигается благодаря слаженной командной работе в дивизионной структуре. Каждому подразделению ставятся задачи, соответствующие его сфере деятельности, и все они направлены к общей цели. Это позволяет снизить нагрузку на главное руководство и повысить эффективность работы.
Директора высшего уровня контролируют автономные дивизионы, но они все же имеют самостоятельность. Каждый отдел может независимо работать с заказчиками и решать разные вопросы без обращения к вышестоящему руководству. Результаты работы одного подразделения не влияют на другие, поэтому у начальства есть возможность быстро выявить причины снижения эффективности без необходимости анализировать всю деятельность компании.
Три системы создания дивизионов
Существует три схемы, по которым дивизионы создаются в зависимости от принципа работ:
Продуктовая линейка
В центре внимания данной системы находится производство продуктов и, как следствие, рост качества продукции. Кроме того, эти подразделения отвечают за закупку сырья, обслуживание оборудования и всего процесса производства. В случае, если компания работает в разных форматах, выпуская несколько различных видов товаров, каждое подразделение занимается производством конкретного наименования.
Компания Mars, специализирующаяся на производстве кондитерских изделий и кормов для животных, использует дивизионально-продуктовую структуру, которая считается наиболее успешной. Подразделений в этой компании может быть множество, за выпуск каждого товара отвечает отдельный управленец.
Потребительская, или организационная
Сложность введения дивизионной организационной структуры управления состоит в том, что она требует тщательного изучения целевой аудитории, организации исследований и опросов. В этой системе покупатели разделяются на группы, каждая из которых имеет свою цель.
Для каждого сегмента создается и продвигается определенный продукт. Эта система считается самой эффективной, если правильно ее применять. Однако, если неверно определить конечного потребителя и не отследить изменения трендов, достигнуть поставленных целей будет очень трудно.
Вот пример дивизионной организационной структуры управления такого типа: в сети клиник «Медси» детей и взрослых принимают в разных центрах.
Региональная
Предприятие, занимающееся масштабной деятельностью и имеющее множество филиалов (как внутри региона, так и за его пределами), может использовать дивизионную региональную структуру. Она облегчает ведение бизнеса, позволяет оперативно решать вопросы, связанные с соблюдением местных законов, и учитывать специфику целевой аудитории.
В разных странах открываются филиалы международной торговой сети Auchan. Все они разнятся по структуре предприятия, у каждой собственный стиль управления или система, принятая в компании. Основные полномочия по принятию решений и развитию стратегии могут быть переданы начальству дивизионов от главного руководства.
Разновидности международных дивизионных структур управления
В фундаменте схемы построения заложен масштабный подход:
Глобальноориентированная продуктовая (товарная) структура
Подходит для компаний, которые характеризуются сильной диверсификацией продукции и существенными различиями в технологии производства, маркетинге и каналах реализации. Применение такой структуры особенно актуально для организаций, для которых разница между типами выпускаемых товаров имеет большее значение, чем различия между странами, в которых они эти товары реализуют.
Следствием международной ориентации компании является возникновение данного вида структуры, которая характеризуется ослаблением коммуникаций и связей между дивизионами и дублированием их деятельности.
Глобальноориентированная региональная структура
Компании, в которых региональные различия более важны, чем разница в выпускаемых товарах, могут использовать географический принцип при выстраивании своей структуры. Они рассматривают национальный рынок как одно из региональных подразделений.
Организации, работающие в отраслях с технологически медленно изменяющейся продукцией (автомобили, напитки, косметика, продовольствие и нефтепродукты), часто используют глобальноориентированные региональные организационные структуры.
Сильными сторонами такой структуры являются близкая связь с географическими регионами и эффективная координация действий в пределах этих регионов. Ее недостатки — несовершенная согласованность работы отдельных подразделений и повторение их функций.
Смешанная (гибридная) структура
Организационные структуры, включающие в себя географический регион или функциональные характеристики, имеют связи с территориальными и функциональными структурами. Это происходит из-за того, что по отдельности эти структуры обладают своими преимуществами и недостатками, и получается, что идеальной структуры не существует.
Для управления компанией необходима организационная структура, соответствующая специфическим условиям функционирования, особенно при сложности и разнообразии крупных объектов. Сегодня среди американских транснациональных компаний (в основном с сильно диверсифицированной деятельностью) смешанная структура пользуется очень большой популярностью.
Плюсы и минусы дивизионной структуры управления
Благодаря такой структуре управления:
- компания оперативно реагирует на изменения на маркетинговом рынке;
- можно четко выделить зоны ответственности на предприятии;
- координация между всеми подразделениями компании значительно выше;
- предприятие конкурентоспособно;
- снята часть обязанностей с высшего руководства;
- упрощены коммуникации между отделами компании.
Минусы дивизионной структуры управления:
- в штат необходимо набирать высококвалифицированных руководителей для каждого направления;
- усложняет общую координацию из-за автономности подразделений;
- затрудняет следование выработанной политике компании;
- разобщает персонал, так как каждый отдел или направление представляет собой замкнутую систему.
Каким компаниям подходит дивизионная структура управления
Не всем интересно с экономической позиции использовать дивизионную систему. Такая схема подходит только тем предприятиям, которые:
- выпускают большой ассортимент товаров;
- регулярно обновляют каталог;
- имеют внушительный номенклатурный список товаров с разными характеристиками;
- обладают большим штатом сотрудников;
- планируют выйти на мировой рынок.
Успешное осуществление масштабных производственных и хозяйственных проектов в крупных компаниях требует внедрения одной из схем дивизионной структуры управления. Этот тип менеджмента особенно подходит для предприятий, выпускающих разнообразные товары, а также для управляющих компаний с разноплановым производством.
Нецелесообразно использовать такую систему для малых предприятий, где руководитель способен самостоятельно контролировать все процессы. Однако, если компания выпускает незначительное количество товаров, но функционирует на различных международных рынках, данная структура остается актуальной. Ее применение распространено во всех глобальных корпорациях.
Часто задаваемые вопросы о дивизионных структурах управления
Кто придумал дивизионную структуру управления в менеджменте?
В самом начале концепция организационной структуры этого типа была применена в компании PS Du Pont в 1920-х годах. Позже такая структура была внедрена в General Motors. Именно здесь было осуществлено децентрализованное управление, которое включало сегментирование производства в соответствии с социально-экономическими группами прибыльных клиентов.
В чем отличие функциональной структуры от дивизионной?
Организационная структура, называемая дивизионной, группирует операции в соответствии с подразделениями или отдельными категориями продуктов. Функциональная структура организации разделена на более мелкие группы, построенные на специализированных областях (производство, маркетинг и продажи).
В каких случаях стоит внедрять дивизионную организационную структуру управления?
Внутренний холдинг, как его часто называют, – актуальная модель в российской практике, которая используется для управления деятельностью организации в региональной структуре. Это связано с трудностями управления из единого центра, так как компания работает в регионах, существенно отличающихся друг от друга по территории, традициям, языку и другим факторам.
Внедрение дивизионной организационной структуры управления является оптимальным решением для крупных предприятий, работающих на различных рынках и выпускающих разнообразную продукцию.
В компаниях с обширным ассортиментом товаров невозможно физически контролировать все процессы на центральном уровне, поэтому система дивизионов обоснована. Как и любая другая модель управления, дивизионная структура имеет свои плюсы и минусы. Поэтому перед ее применением необходимо провести основательное исследование.