О чем речь? Концепция бизнеса – подробное описание идеи и способов ее реализации. На ее основе создается бизнес-план и строится работа. Наличие бизнес-концепции влияет и на персонал, показывая, что руководители принимают решения обоснованно.
На что обратить внимание? Для создания концепции необходимы анализ рыночной ниши, оценка собственного продукта, описание целевой аудитории и формирование уникального торгового предложения.
В этой статье:
Понятие концепции бизнеса
Что такое концепция бизнеса? Вроде бы слова знакомые, а что они означают – непонятно. Между тем под этим подразумевается описание идеи будущего дела, определение формата его развития и проработка ключевых моментов. Это необходимо для того, чтобы у бизнеса был крепкий фундамент, а начало предпринимательского пути не омрачалось возможными ошибками. На концепции бизнеса строится вся дальнейшая стратегия компании, сравнивается реальная работа и создаваемые цели. Если у фирмы есть в наличии конкретная концепция нового бизнеса, то в этом случае усилия всех работников направлены в одну сторону:
- У акционеров компании должно быть понимание главной цели деятельности организации. В основе стратегии расширения и масштабирования предприятия должна лежать логичная и четко обоснованная бизнес-концепция. Если по каким-либо причинам нужно будет отклониться от данной стратегии, то для этого потребуется полное осознание и одобрение такого шага всеми акционерами, обязанностью которых является отслеживание изменений стратегии. Ведь любое отхождение от утвержденного плана развития может привести к тому, что цель бизнеса трансформируется, а это чревато изменением основного вида деятельности компании.
- Одной из задач топ-менеджмента организации является последовательная и поэтапная коррекция плана по продвижению бизнеса, поскольку в условиях нестабильной экономической ситуации практически невозможно работать строго по шаблону. Причем при всех изменениях ключевая идея, на основании которой и строится бизнес, должна быть незыблемой. В противном случае существует риск потери изначальной цели.
- С помощью грамотно разработанной бизнес-концепции руководство подразделений и отделов компании может организовывать работу в зоне своей ответственности, благодаря чему оказывается всестороннее содействие развитию идеи бизнеса.
- Весь рядовой персонал должен понимать, что деятельность топ-менеджмента организации четко продумана и направлена на воплощение ключевой идеи. Для этого у компании должны быть четко обозначенные цели.
Структура концепции бизнеса
Создание концепции бизнеса должно быть структурировано и состоять из следующих этапов:
- Проведение анализа и оценка ниши:
- определяются максимальные возможности спроса;
- рассматривается количество конкурирующих компаний и дается оценка степени насыщения ниши.
- Подробная проработка бизнес -идеи или миссии проекта с ответами на следующие вопросы:
- Какая востребованная ценность или выгода может быть предложена клиентам?
- Какая реальная проблема или потребность потребителей может быть решена?
- За что мы будем получать деньги клиентов?
- Определение потребительских сегментов и целевой аудитории:
- разбивка целевой аудитории на сегменты;
- прорисовка портрета идеального клиента для каждого потребительского сегмента;
- нахождение ключевых потребностей аудитории и того, в соответствии с какими критериями происходит принятие решения о покупке того или иного продукта.
- Позиционирование компании или поиск такой рыночной позиции, которая обеспечит создание конкурентных преимуществ:
- тщательный анализ конкурирующих организаций;
- формирование методик отстройки от конкурентов;
- разработка стратегии позиционирования компании.
- Разработка и формулировка ценностного предложения:
- популяризация предложения, заключающаяся в четком объяснении всех выгод для целевой аудитории;
- демонстрация уникального конкурентного преимущества;
- разработка и конечная формулировка уникального торгового предложения.
- Разработка бизнес-стратегии:
- ориентированность на аудиторию;
- ориентированность на производимый продукт;
- ориентированность на «платформу»;
- стратегия freemium.
- Работа над маркетинговой стратегией и организацией продаж:
- формирование общей стратегии маркетинга;
- разработка маркетинговых каналов;
- составление стратегии и плана маркетинга.
Разработка концепции бизнеса
Что должно быть отражено в концепции развития бизнеса? В первую очередь то, что будет предлагаться клиентам, то есть основные ценности. Для того чтобы их определить, нужно посмотреть на все процессы с точки зрения потребителя. Что он может получить помимо того, что видит в прайс-листе? Какая польза будет обществу от вашего бизнеса? Специалисты по маркетингу в случае отсутствия в продукте существенных ценностей не расстраиваются, а просто придумывают их.
К главным компетенциям относится все, что делается лучше, чем у остальных, ставит бизнес на шаг впереди конкурентов.
Источник: freepik/ru.freepik.com
Пример. Пластический хирург приобретает устройство, благодаря которому швы становятся практически незаметными и заживают гораздо быстрее. Естественно, пациенты предпочтут именно этого врача.
Правильно разработанная концепция организации бизнеса должна давать четкие и понятные ответы на такие вопросы, как:
- Где расположена компания?
- Где и как будет происходить коммуникация с клиентами?
- Каковы запросы потребителя?
- Какую ценность представляет ваш продукт или услуга?
Важно, чтобы концепция была уникальной, то есть нельзя повторять уже имеющуюся на рынке. Помимо наличия ответов на вышеуказанные вопросы, необходима координация всех элементов бизнеса. Таким образом, при правильной бизнес-концепции вектор развития вашего дела должен быть четко выражен в определенном направлении.
Перед тем, как приступить к созданию концепции бизнеса, для выстраивания основного направления развития уже состоявшиеся бизнесмены рекомендуют ответить на следующие вопросы:
- В какой рыночной нише будет функционировать ваш бизнес?
- Каково ваше видение организации спустя 5 лет после создания?
- Сколько работников предполагается принять в штат на постоянной основе?
- Кто ваш основной конкурент?
- Есть ли в активах организации какое-либо движимое или недвижимое имущество?
- Каковы могут быть предельные обороты бизнеса?
Разрабатывая все элементы бизнес-концепции фирмы, важно постоянно находиться в контакте с ее руководителем, поскольку именно он в состоянии дать определенные рекомендации и советы насчет дальнейшего развития. Такая совместная работа благоприятно сказывается на создании модели продвижения продаж продукции или услуг.
Следующим шагом в этом направлении является разработка миссии организации, которая является своеобразным планом на будущее. К примеру, составление прогноза на освоение рынков в течение первого десятилетия (какой ассортимент будет у компании и в каком направлении будут работать маркетологи).
Создание эффективной концепции бизнеса возможно лишь в том случае, если в процесс будут вовлечены не только топ-менеджеры, но и работники среднего звена. Создание общих принципов концепции бизнеса – довольно сильный мотиватор персонала.
Еще одним правилом является рассмотрение видения роста и миссии компании вместе с ее соучредителями. Как правило, последнее и решающее слово всегда остается за руководством, но совместная работа над задачей может дать толчок к рождению уникальной и более эффективной идеи.
После этого идет непосредственная разработка стратегии, которая может быть представлена либо в кратком варианте, либо в более подробном. В документе детально излагаются действия компании, осуществляемые для достижения поставленных целей. Также описываются основные целевые клиенты. Стиль управления коллективом компании определяется бизнес-стратегией.
Корректное обоснование финансового плана организации – это ключевой элемент стратегии.
Примеры концепций бизнеса
Для лучшего понимания сути вопроса рассмотрим два примера концепции бизнеса:
- Сфера здравоохранения. Бизнес-концепция инновационного продукта и услуги. Основная идея продукта заключается в разработке Doc’ Clock – прибора, объединяющего функции фитнес-трекера и наручных часов, которые могут связать пациента с лечащим врачом.
- Бизнес-концепция технологического характера. Идея продукта – Nimbus SecureLock. Это необходимый инструмент для тех предприятий, которые приветствуют труд удаленных сотрудников. Представляет собой программу, осуществляющую облачные вычисления и хранение данных.
Анализ спроса и рыночной потребности показывает, что довольно большое количество людей привыкло к ношению фитнес-трекеров. Чаще всего пользователи просматривают информацию о сердечном ритме, уровне активности, режиме сна и бодрствования.
Уникальное ценностное предложение. Согласно проведенным исследованиям, ношение фитнес-трекера побуждает их владельца вести более здоровый образ жизни. К примеру, регулярно заниматься спортом или иной физической активностью, пить больше воды в течение суток и так далее. Уникальные свойства Doc’ Clock заключаются в автоматической синхронизации с платформами порталов для пациентов и отправке отчетов и иной информации лечащему врачу. Данное устройство может отсылать предупреждения и ежемесячные обновления о состоянии вашего здоровья специалисту. Также есть возможность запрограммировать его так, чтобы давать рекомендации на тему здорового образа жизни.
Стратегия выхода на рынок. Во время подготовки к выходу готового продукта компания работала в сотрудничестве с тремя самыми востребованными поставщиками услуг порталов для пациентов. Это было необходимо для того, чтобы убедиться в совместимости выпускаемого устройства с их системами. Doc’ Clock открыто для сотрудничества с компаниями страховой сферы, которым оно может предложить не только скидки и более низкие тарифы, но и иные стимулы для приобретения устройства. В планах компании создание доступного и недорогого продукта с высокой степенью безопасности.
Рыночная потребность и спрос. В условиях современной экономики все большее количество организаций и предприятий переходят к сотрудничеству с удаленными работниками и удаленными группами, в связи с чем становится актуальным вопрос безопасного хранения данных и защиты частных серверов. Много компаний работают с такими облачными вычислениями, которые в состоянии обеспечить конфиденциальность серверов и безопасность данных на рабочем месте сотрудника.
Уникальное ценностное предложение заключается в том, что Nimbus SecureLock представляет собой систему облачных вычислений, выходящую за привычные рамки безопасного хранения данных и иной информации. Суть продукта заключается в возможности обеспечения портативной и частной сети-пузыря для всех пользователей организации. Основное отличие от других систем состоит в предоставлении свежего кода доступа, обновление которого происходит ежедневно. Это необходимо для более качественной защиты телефонов и рабочих компьютеров всех сотрудников компании. Вместе с этим применяется двухэтапная проверка ранее зарегистрированных в данном продукте личных устройств работников.
Стратегия выхода на рынок характеризуется таким подходом, при котором используются отношения, построенные фирмой посредством своей материнской компании и направленные на презентацию и дальнейшее продвижение использования Nimbus SecureLock. На протяжении всего календарного года в собственных удаленных командах осуществлялось бета-тестирование продукта. Маркетинговый отдел совместно с продажниками и технологами разработал презентацию, в которой можно увидеть конкретные цифры, относящиеся к сфере повышения безопасности и удовлетворенности потребителей, уже внедривших данную систему. Основными потребителями Nimbus SecureLock будут крупные банковские организации, сетевые супер- и гипермаркеты и иные компании, обрабатывающие большие объемы информации.
Часто задаваемые вопросы о концепции бизнеса
Чем отличается бизнес-концепция от бизнес-плана?
Ключевое отличие заключается в том, что целью бизнес-концепции является не доказательство перспективности идеи и выгодности предстоящих инвестиций кому-либо, а выработка полного понимания своего дела и ясность бизнес-стратегии для собственника. Проще говоря, бизнес-план – это документ для привлечения инвестиций, а концепция бизнеса – это документ для себя.
Чем отличается бизнес-концепция от идеи?
На основе идеи путем грамотных и правильных манипуляций можно создать вполне успешный бизнес. Концепция – это хорошо проработанная идея с полным осознанием ее назначения и возможностью проверки на практике. Как правило, вся концепция состоит из одного или двух утверждений, которые способны полностью передать суть продукта.
Пример идеи: я хочу открыть сеть смузи-баров.
Пример бизнес концепции: у меня есть планы по открытию от 3 до 5 смузи-баров в крупных бизнес-центрах нашего города для того, чтобы у бизнесменов появилась возможность альтернативно пообедать.
В каких случаях оправдано создание или изменение концепции управления бизнесом?
Создание и изменение концепции управления бизнесом целесообразно при:
- приобретении действующего бизнеса или открытии нового;
- быстром изменении рынков сбыта;
- снижении уровня конкурентоспособности;
- разделении компании среди соучредителей;
- явном снижении показателей доходности организации;
- смене владельца бизнеса;
- превышении точки безубыточности;
- готовности к постановке новых целей и ориентиров развития компании при условии выполнения поставленных ранее задач.
Правильная концепция бизнес-проекта является крепким фундаментом для его дальнейшего развития, а также помогает занять выгодные позиции с точки зрения конкуренции и обеспечить успех в долгосрочной перспективе.