Мужской бизнес-клуб успешных предпринимателей
Мужской бизнес-клуб предпринимателей
Вступить в клуб
Главная> Развитие бизнеса >Торговая наценка: понятие и способы расчета

Торговая наценка: понятие и способы расчета

20.09.2024
854
Время чтения: 15 минут
Сохранить статью:

О чем речь? Торговая наценка – это надбавка к закупочной стоимости или себестоимости продукции, услуги. Устанавливается продавцом для покрытия издержек, связанных с логистикой и маркетингом, а также для получения прибыли от реализации товара.

Как работает? Наценка включает в себя разнообразные элементы, например, издержки, связанные с производством или приобретением продукции, расходы на ее транспортировку и складирование, затраты на зарплату работников и аренду помещений, а также желаемую прибыль предприятия. Эти элементы варьируются в зависимости от конкретной сферы деятельности и категорий товаров или услуг.

Что такое торговая наценка

При ценообразовании в торговле используют два основных понятия: торговая наценка и маржа. Существует мнение, что это одно и то же, но оно ошибочное. Наценка относится к закупочной цене, тогда как маржа связана с продажной ценой и отражает эффективность деятельности компании. Увеличение наценки ведет к росту маржи, однако она всегда ниже наценки.

Глубже изучив вопрос, можно сказать, что торговая наценка — это добавка к себестоимости товара или услуги, формирующая прибыль организации. Наценка необходима для возмещения затрат и получения дохода. Размер наценки варьируется в зависимости от различных факторов, таких как вид товара или услуги, рыночная ситуация, конкурентоспособность компании и целевая аудитория. Процент наценки представляет собой разницу между закупочной и продажной ценами, которую продавец устанавливает для покрытия расходов и получения прибыли.

Формула расчета торговой наценки следующая: Наценка = цена продажи – цена закупки.

Факторы, влияющие на размер торговой наценки

Торговая наценка формируется исходя из следующих факторов:

  • Себестоимость продукции. Цена товара, в которую входит наценка, обязательно должна компенсировать все производственные расходы компании. Себестоимость состоит из транспортных, управленческих и коммерческих статей расходов, платы за аренду производственных площадей, оплаты электроэнергии и других категорий затрат.
  • Доля рынка, которую занимает предприятие. Процент торговой наценки напрямую зависит от отрасли. В некоторых сегментах, где работа носит сезонный характер, величина наценки варьируется в зависимости от времени года.
  • Эластичность спроса — это индикатор, демонстрирующий степень зависимости спроса от колебаний цен. В случае высокой эластичности спроса важно рассмотреть возможность предоставления скидок для увеличения востребованности, поскольку товар должен оставаться прибыльным даже при снижении цен. Если же спрос неэластичен, то применение скидки не является важным фактором.
  • Предложение сопутствующих сервисов. Зачастую фирмы предлагают бесплатные сервисы вместе с основной услугой. К примеру, предоставление бесплатной консультации или установки оборудования. При этом расходы на эти функции заложены в конечную стоимость продукта, поэтому их можно определить как условно бесплатные.
  • Отличительные черты целевой аудитории. Менеджеру необходимо объективно оценить, какой бюджет покупатель готов и способен выделить на продукт. Это определяется типом товара, регионом деятельности, месторасположением организации и ее конкурентоспособностью.
  • Конкуренция на рынке. Уровень наценки напрямую связан с конкуренцией и способностью организации соперничать на рынке. Например, если компания действует в секторе с интенсивной конкуренцией, наценка будет минимальной, иначе потребители перейдут к другому продавцу с более низкой ценой. Тем не менее значительное отклонение от среднего уровня цен возможно, если компания чувствует себя на рынке максимально уверенно.

Стоит также отметить, что наценка не всегда бывает обоснованной. Существуют случаи престижного потребления, где продукция известных брендов предлагается по завышенной стоимости. В таких ситуациях наценка чрезвычайно высока, фактически потребитель платит за само название продукта.

Какими еще факторами определяется торговая наценка предприятия?

Уникальность товара и его преимущества:

Чем выше его конкурентоспособность по сравнению с аналогичными продуктами, тем больше может быть процент наценки.

Престиж и репутация фирмы на рынке тоже играют немаловажную роль:

Чем выше доверие покупателей и статус бренда, тем выше может быть наценка.

Объемы продаж: при больших объемах продаж наценка устанавливается ниже, при малых — выше. Затраты на единицу продукции, такие как транспортировка, хранение и упаковка, также существенно влияют на уровень наценки. Законодательные ограничения включают в себя федеральные и региональные нормативы, регулирующие наценки на медицинские препараты, детское питание и другие изделия.

Грамотно рассчитанная оптовая торговая наценка помогает окупить средства, затраченные на закупку и продажу товара, обеспечивая прибыль организации.

Способы установления торговой наценки

В Российской Федерации отсутствуют государственные нормативы по установлению торговой наценки для магазинов. Тем не менее некоторые предприятия продолжают ориентироваться на письмо Роскомторга от 1996 года, где приводятся рекомендации по методикам расчета наценки (пункт 12.1.3).

К классическим методам установления наценки можно отнести следующие:

  1. Единый процент
  2. Этот способ применяется при продаже товаров одного типа. То есть когда затраты на реализацию каждого товара примерно равны и не существует ограничений в размере наценки.

    Торговая наценка рассчитывается исходя из валового товарооборота (общей суммы выручки), а расчет выполняется по формуле:

    ТН = ТНП : (100 + ТНП)

    где ТН – торговая наценка, а ТНП – торговая надбавка в процентном выражении.

  3. Различные дополнительные наценки на категории продуктов в ассортименте
  4. Этот метод применяют, когда в магазине продаются товары, имеющие разные наценки. В этом случае товары классифицируются по группам. На каждую группу товаров надбавка рассчитывается отдельно.

  5. Разделение товаров по стоимости
  6. В случае если ассортимент магазина формируется из товаров одного типа, чаще всего можно увидеть продукцию одной категории, но в разных ценовых диапазонах. Это могут быть изделия как популярных марок, так и менее известных производителей. Товары широко известных брендов обычно реализуются по более высокой цене, тогда как на продукцию компаний, чье имя непопулярно на рынке, наценка значительно меньше.

  7. По остатку
  8. Этот метод подходит для магазинов, которые уже функционируют успешно. Бухгалтер производит расчет торговой наценки, основываясь на данных о валовом доходе компании и остатках товаров в конце отчетного периода.

    Анализируется, достаточно ли валового дохода, учитывается реализованная наценка по разным товарным категориям и делаются выводы о необходимости коррекции наценки.

    Бухгалтерский учет торговой наценки

    Торговая наценка в бухгалтерском учете отражается в зависимости от характера операции:

    1. Списание наценки при реализации продукции
    2. Наценка списывается в процессе реализации продукции. Общий размер наценки определяется в конце месяца и рассчитывается на основе средней величины наценки по разным группам товаров. Средний процент наценки вычисляется по следующей формуле:

      П = (ТНн + ТНп – ТНв) / (В + ОТ) x 100 %

      В формуле учитываются следующие параметры:

      • П – средний процент наценки.
      • ТНн – наценка на остаток продукции на начало отчетного периода.
      • ТНп – наценка на продукцию, поступившую за отчетный период.
      • ТНв – наценка на продукцию, выбывшую за отчетный период (к примеру, возвратный товар).
      • В – выручка от продаж.
      • ОТ – остаток продукции на конец месяца.

      После этого определяется сумма наценки:

      ТНр = В x П / 100 %

      Каждый месяц вычисляется точная сумма наценки, которая будет сторнироваться в соответствии с установленными процедурами и правилами компании.

      ДТ90-2 КТ42.

      Проводка содержит: сумму операции и перечень первичной документации.

    3. Снижение наценки
    4. В некоторых случаях фирма решает уменьшить цены на свои товары. Это также приведет к сокращению прибыли от продажи. Эффект проявляется следующим образом:

      ДТ41 КТ42.

      Процедура предусматривает снижение цены товара, что необходимо зафиксировать:

      ДТ91-2 КТ41.

      Важно: если размер наценки ниже размера уценки, налогооблагаемая прибыль не изменяется.

    5. Возврат продукции
    6. В случае если товар не соответствует стандартам качества из-за брака или истечения срока годности, покупатель вправе вернуть его и получить обратно деньги. Обязанность компании состоит в возврате денег покупателю в указанных ситуациях. Применяется следующая проводка:

      ДТ90-2 КТ42.

      В данном случае необходимо сторнировать налог, который требуется оплатить с наценки.

    7. Учет наценки
    8. Когда торговая наценка определена, необходимо выполнить ее учет в реестре розничных цен. Этот реестр является основным документом, содержащим правила выполнения бухгалтерских проводок, в основе которых заложены розничная стоимость товара и розничная торговая наценка. Розничная стоимость продукции фиксируется с помощью указанной проводки:

      ДТ41 КТ42.

      Необходимо отметить, что реестр создается согласно приложению № 2 к рекомендациям. Однако единой установленной формы для реестра нет. Он может быть составлен с учетом нужд организации. Тем не менее первичные документы должны обязательно включать реквизиты, указанные в статье 9 закона о бухгалтерском учете.

    Часто задаваемые вопросы о торговой наценке

    Что включает в себя торговая наценка предприятия?

    Торговая наценка на товар может состоять из разнообразных компонентов, таких как расходы на изготовление или покупку товара, затраты на складирование, оплату труда сотрудников и аренду торговых площадей, транспортные расходы, а также прибыль фирмы. Конкретные элементы могут варьироваться в зависимости от сферы деятельности и типов товаров или услуг.

    Какой должна быть торговая наценка на товар, чтобы избежать убытков?

    Для того чтобы не нести убытки, при установке торговой наценки на товар необходимо учитывать все затраты на его приобретение. Они включают доставку до магазина, аренду складских помещений, маркетинговые расходы и зарплату сотрудников. Затем добавляется торговая наценка НДС, если торговый объект обязан его уплачивать. В конечном итоге к полученной наценке прибавляется запланированная прибыль. При этом важно, чтобы цены не отпугнули покупателей и оставались конкурентоспособными.

    Владельцы магазинов исследуют рынок, проводят анализ и эксперименты или же полагаются на свою интуицию, чтобы определить оптимальную стратегию ценообразования.

    В чем отличие маржи от торговой наценки?

    Маржа представляет собой количество денег, оставшихся у фирмы после вычета всех затрат на продажу продукции. Она выражается в рублях. Розничная торговая наценка, в свою очередь, показывает, насколько компания увеличила цену товара по сравнению с его первоначальной стоимостью. Этот показатель выражается в процентах.

    Для вычисления торговой наценки существуют простые формулы. Тем не менее прежде, чем приступить к расчетам, важно определить оптимальный процент торговой наценки. Этот процент устанавливается самим бизнесменом, основываясь на ряде факторов, таких как оценка конкурентов, анализ спроса, желаемая прибыль от продажи партий товаров и другие.

    Понравилась статья? Поделитесь: