Мужской бизнес-клуб успешных предпринимателей
Мужской бизнес-клуб предпринимателей
Вступить в клуб
Главная> Развитие бизнеса >Стратегия управления организацией: сущность, принципы, инструменты

Стратегия управления организацией: сущность, принципы, инструменты

27.12.2024
861
Время чтения: 15 минут
Сохранить статью:

О чем речь? Стратегия управления организацией – документ, разрабатываемый высшим руководством компании с привлечением линейного персонала. В нем описаны направления развития бизнеса, риски, цели, задачи и пути их достижения.

Что учесть? В отличие от оперативного стратегическое управление рассчитывается на длительный срок, поэтому требует тщательного изучения конкурентной среды и точного прогнозирования изменений. Стратегию необходимо анализировать и корректировать.

Суть стратегического управления организацией

Основой стратегического менеджмента является определение ответов на 3 ключевых запроса:

  • Какое текущее положение занимает компания?
  • Какого положения стремится достигнуть предприятие в течение трех-, пяти- и десятилетнего периода?
  • Какие способы получения запланированного результата?

При решении первого вопроса руководители обязаны иметь глубокое понимание текущей ситуации на предприятии, прежде чем планировать будущие шаги. Для этого нужно обладать информационной базой, которая предоставляет необходимые статистические данные за разные периоды и дает возможность принять стратегию продвижения.


shutterstock.com

Во втором вопросе нужно подчеркнуть важный аспект стратегического управления — это фокус на дальнейших планах. При решении этого вопроса нужно ясно обозначить желаемые цели и определить направление усилий.

По третьему вопросу стратегический менеджмент ответственен за осуществление намеченных планов, при этом возможна корректировка ответов на первые два вопроса. Ключевые элементы этого шага: доступность ресурсов или их наличие, управляющая система, коллектив, ответственный за реализацию целей, и организационная структура.

Рекомендуется рассматривать стратегию управления организацией таким образом — как совокупность анализа и определения стратегического положения плюс оперативное управление в режиме онлайн.

Стратегический менеджмент отличается от стратегического планирования тем, что он является системой, включающей в себя реализацию стратегического плана, в том числе его анализ и аудит. Осуществление целей — ключевой элемент стратегического управления, поскольку отсутствие эффективных методов выполнения задач делает стратегию пустой декларацией.

Наиболее существенные различия между стратегическим менеджментом и стратегическим планированием, помимо связи с реализацией стратегии, определяются следующими факторами:

  • Для стратегии управления организацией уровень рисков во внешней среде растет, но сигналы об изменениях уменьшаются, что приводит к слабой передаче информации в руководящую систему. Однако это стимулирует развитие улучшенных механизмов наблюдения за окружающей средой.
  • В стратегическом менеджменте возникают непредвиденные ситуации, например, сокращение расходов бюджета страны. Они требуют принятия новых стратегий вне обычных плановых циклов. Это означает, что стратегический менеджмент определяется скоростью реагирования на смену внешних условий в рамках установленных периодов. Для обнаружения подобных неожиданностей разрабатываются системы, которые собирают, анализируют информацию и принимают стратегические решения в режиме реального времени.
  • Ответ стратегического управления на внешние изменения включает как долгосрочную, так и оперативную реакцию. Долгосрочная реакция заложена в стратегические планы, а оперативная осуществляется вне установленных циклов планирования в режиме онлайн.
  • В стратегическом управлении внешнее окружение не воспринимается как константа, к которой компания должна приспосабливаться. Наоборот, акцент делается на исследовании методов и стратегий изменения внешних условий.
  • В стратегии менеджмента объединены основные элементы предыдущих систем управления организацией, включая прогнозирование устойчивых факторов через экстраполяцию, составление бюджетов и использование компонентов стратегии долгосрочного планирования плюс обязательные изменения для адаптации стратегических задач в режиме онлайн.

Еще один фактор стратегического управления — это работа по достижению поставленных задач компании в переменчивой и непредсказуемой среде, что помогает эффективно использовать имеющиеся возможности и сохранять гибкость в условиях внешних перемен.

5 принципов стратегического управления организацией

Следование пяти ключевым принципам помогает коллективу осознать свои задачи в достижении стратегических целей:

  1. Принцип прогнозирования
  2. Стратегии небольших компаний зачастую имеют более краткосрочный характер и тесно связаны с изучением потребностей целевой аудитории. В отличие от крупных корпораций, где планы обычно разрабатываются на долгосрочную перспективу, в малых компаниях акцент делается на более оперативном планировании.

  3. Принцип целостности
  4. В создании плана по взаимодействию с конкурентами нельзя пренебрегать важностью работы с коллективом. А также невозможно обойтись без финансового планирования при формировании стратегии управления организацией. Необходимо структурировать цели различных отделов для оперативной перестройки при внешних изменениях, в том числе в экономической обстановке. Гибкость и адаптивность являются неотъемлемыми качествами любой успешной системы.


    shutterstock.com

  5. Принцип выполнимости
  6. Задачи стратегического управления должны быть амбициозными, но реализуемыми. Это принципиальное положение, так как если поставленное задание чрезмерно сложно достичь, у работников пропадает стимул, и стратегия перестает осуществляться. Для формирования реальных целей стоит принимать во внимание потенциал предприятия как во внешней среде, так и внутри.

  7. Принцип поэтапной реализации
  8. Для достижения целей в течение 3 или 5 лет необходимо разбить все планируемые долгосрочные стратегии управления организацией на небольшие задачи и постоянно мониторить их выполнение. С этим подходом возможно контролировать даже, казалось бы, несущественные процессы, но они в конечном счете влияют на результативность предприятия.

  9. Принцип комплексности
  10. Эксперты осуществляют всесторонний анализ деятельности компании для выявления проблемных областей. Это способствует оперативному обнаружению возможных рисков, подготовке к преодолению препятствий на пути достижения целей и разработке стратегии управления организацией в различных обстоятельствах.

Эффективные инструменты стратегического управления организацией

Использование инструментов позволит принимать обоснованные управленческие решения и сокращать риски:

  1. Gap Analysis (оценка расхождений)
  2. Это анализ существующей ситуации в организации и сравнение ее с запланированным целевым результатом. Эксперты проводят оценку фактической продуктивности компании для понимания: можно ли достичь поставленных для бизнеса целей. В случае невозможности их достижения разрабатывается стратегия по исправлению обнаруженных недочетов.

    Допустим, у компании по доставке грузов снизилось число клиентов и увеличилось количество жалоб на качество обслуживания. Сделав Gap Analysis, руководство создает стратегию для достижения баланса между работающими процессами и предпринимаемыми изменениями. Каким-то из вариантов решения может быть дополнительное обучение и сертификация шоферов или подключение чат-бота для техподдержки.


    shutterstock.com

    Сервис поможет:

    • оценить текущую ситуацию предприятия для разработки новой стратегии для коллектива;
    • выявить пути достижения целей в бизнесе;
    • создать новый продукт, учитывая потребности клиентов;
    • выяснить причины неудач при достижении ключевых показателей эффективности и стратегических целей.

    В больших организациях этой задачей чаще всего занимаются руководители проектов или бизнес-аналитики. Бывает, что Gap Analysis проводят в специализированных программах, но можно использовать Google Docs, Excel или даже обычный блокнот.

  3. Четырехугольный анализ
  4. Эта процедура рассчитана на оказание помощи компании в понимании других бизнесов, их целей и стратегий. Среди поставленных задач может быть увеличение прибыли, запуск франшизы, расширение сети магазинов в пределах одного города. Проведение конкурентного анализа позволяет принимать стратегические действия в битве за рыночную долю. К примеру, использование четырехугольного анализа при работе с платформами маркетинга помогает определить ключевые показатели эффективности: объем реализации, общую аудиторию пользователей, показатели конверсии и уровень удовлетворенности покупателей.

  5. SWOT-анализ
  6. Этот метод может выявить и проанализировать плюсы и минусы, возможности и потенциальные угрозы для компании. С его помощью организация может определить, какие внешние и внутренние аспекты оказывают влияние на продвижение бизнеса, какие перемены требуются и как оперативно к ним приспособиться.


    shutterstock.com

  7. 5 сил Портера
  8. Основная идея модели Портера заключается в том, что на доходность предприятия влияют несколько факторов одновременно: воздействие покупателей, поставщиков, существующих и потенциальных конкурентов, а также угроза появления альтернативных товаров. Данный инструмент помогает оценить, насколько сильны эти воздействия и как их смягчить для обеспечения высокой рентабельности.

    Обычно модель применяется вместе с другими методами стратегического анализа компании, такими как SWOT и PESTEL-анализ.

  9. PESTEL-анализ
  10. Является инструментом маркетинга для долгосрочного бизнес-планирования с учетом влияния окружающей среды. Состоит из шести слов на английском языке.

    • P — политика
    • E — экономика
    • S — социум-культура
    • T — технологии
    • Е — экология
    • L — юриспруденция

    Этот подход используется для изучения потенциального рынка при запуске нового продукта, для анализа ключевых тенденций и выявления возможных рисков и перспектив.

Оценка стратегии управления организацией

Для оценки стратегии управления организацией необходимо изучить структуру мотивации. Оцените данные о работе вашей компании, такие, как количество запросов и успешно закрытых сделок за разные временные интервалы, все показатели, связанные с финансами, проанализируйте проблемы в отделах. Установите критерии оценки стратегии, к примеру, проверьте ее реализуемость.

  1. Стимулы
  2. Чтобы мотивировать сотрудников на результативную деятельность, управляющему следует определить, что их стимулирует: стремление к профессиональному развитию, карьерный рост или увеличение дохода. Далее следует разработать KPI (ключевые показатели эффективности), по которым будет оцениваться работа персонала. К примеру, это может быть количество звонков или встреч с клиентами в день, объем продаж в месяц, средний чек — в зависимости от должности. Важно поощрять работников, достигающих установленных показателей, например, прибавкой к окладу, продвижением по карьерной лестнице или предоставлением бесплатных обучающих курсов.

  3. Данные
  4. Руководству необходимо установить систему обратной связи со всеми отделами компании. Это важно для объективной оценки рынка сбыта, ресурсов и бизнес-процессов. Также необходимо провести анализ текущих показателей и определить, какие из них и как должны быть изменены. К примеру, следует оценить планы реализации, ресурсы и установить необходимый уровень роста продаж и предельный срок.


    shutterstock.com

  5. Показатели
  6. Какие критерии необходимо учитывать:

    • соответствие – насколько выбранная стратегия подходит для миссии компании;
    • подготовленность – возможно ли успешно осуществить стратегию с учетом ситуации на рынке;
    • возможности – наличие необходимых временных, финансовых и кадровых ресурсов для реализации стратегии;
    • согласованность – соответствие стратегии интересам ключевых сотрудников и высшего руководства;
    • конкурентоспособность – возможность обойти конкурентов на определенных показателях.

    После анализа руководитель должен знать:

    • что будет реализовывать предприятие и что для этого потребуется;
    • какие ресурсы нужны, доступны ли они организации;
    • сумма, необходимая для реализации стратегии;
    • способы привлечения покупателей и необходимые меры для этого;
    • участие и мотивация отделов в стратегии;
    • возможность достижения поставленных целей с учетом внутренней команды и внешней конъюнктуры;
    • факторы, определяющие успех, и критерии его измерения.

    Информация, полученная в результате ответов на вопросы, поможет скорректировать стратегию и разработать более подробный план действий для достижения желаемых результатов.

    Проанализированные этапы разработки стратегии управления деятельностью организации должны соблюдать указанную последовательность и иметь логичное продвижение. Популярной ошибкой является определение стратегии на основе тактики, а установка целей организации — исходя из текущей ситуации на рынке. Умелое стратегическое управление предполагает работу на всех уровнях одновременно, с соблюдением последовательности решаемых задач и логического подхода.

Часто задаваемые вопросы о стратегическом управлении организацией

Что собой представляет корпоративная стратегия управления организацией?

Корпоративные стратегии управления направлены на определение общих линий развития организации, особенно в области ее производственно-коммерческой деятельности. Они ясно показывают, как управлять разными бизнес-аспектами, чтобы достичь сбалансированности в портфеле услуг и товаров, также указывают на необходимость различных подразделений и направление инвестиций.

Как взаимодействуют стратегия организации и стратегия управления персоналом?

Общая стратегия компании и стратегия управления персоналом разрабатываются и совершенствуются вместе, образуя единое целое. Это означает, что участие HR-специалистов в решении стратегических задач происходит на корпоративном уровне.

Стратегия управления персоналом может быть как включенной в общую стратегию управления организацией, так и представлять собой единое целое с ней, и в той, и в другой ситуации она основывается на определенных типах корпоративной или бизнес-стратегии.

Разработка и осуществление стратегии управления организацией является непрерывным процессом, включающим в себя как долгосрочные, так и среднесрочные и краткосрочные цели, что показывает тесную связь между ними.

Какие факторы влияют на выбор стратегии управления организацией?

При выборе стратегии управления организацией учитывается:

  • конкурентное положение компании в данной стратегической сфере деятельности;
  • перспективы развития этой стратегической сферы;
  • в некоторых случаях — наличие технологического потенциала у компании.

В реальной практике основная цель стратегического управления организацией состоит в успешной реализации выбранной стратегии при ограниченных ресурсах и нестабильной внешней среде. Знание теории помогает менеджеру определить подходящую стратегию, исходя из текущего положения компании на рынке и фазы ее жизненного цикла.

Понравилась статья? Поделитесь: