Мужской бизнес-клуб успешных предпринимателей
Мужской бизнес-клуб предпринимателей
Вступить в клуб
Главная> Развитие бизнеса >Стратегические цели организации: понятие, виды, этапы постановки

Стратегические цели организации: понятие, виды, этапы постановки

15.04.2025
859
Время чтения: 15 минут
Сохранить статью:

О чем речь? Стратегические цели организации — долгосрочные ориентиры, определяющие направление ее развития и результаты, которых она стремится достичь. Они формируют основу для принятия управленческих решений и позволяют сосредоточиться на главных приоритетах в условиях изменяющейся внешней среды.

Как ставить? Постановка стратегических целей требует глубокого анализа текущего состояния, ресурсов, рыночных условий и конкурентной среды. Немаловажно сделать их конкретными, измеримыми, достижимыми, релевантными и ограниченными по времени.

Суть стратегических целей организации

Ключевыми ориентирами в деятельности организации являются стратегические цели, задающие вектор развития и определяющие долгосрочное планирование. Данные цели охватывают широкий спектр бизнеса, включая продуктовую линейку, качество обслуживания клиентов, специфику производства, рентабельность и другие важные факторы. Необходимым условием является соответствие стратегических целей миссии организации, обеспечивающее основу для формулирования текущих задач и достижения желаемых результатов.


shutterstock.com

Реализация стратегических целей организации основывается на ряде ключевых принципов:

  • определяют уровень соответствия товаров и сервисов;
  • гарантируют более выгодное положение среди конкурентов на рынке;
  • находятся в сфере непосредственной компетенции и контроля высшего руководства.

В отличие от стратегических оперативные цели ориентированы на ближайшее будущее, обычно в пределах 2–4 недель. Они представляют собой детальный набор шагов для воплощения стратегии в жизнь, и их выполнение контролируется линейными менеджерами, а не высшим руководством.

Основные стратегические цели организации определяются следующими факторами:

  • Соответствие действующим условиям. При определении целей необходимо опираться на всесторонний анализ текущей ситуации и состояние рынка.
  • Реальность. Не стоит создавать невыполнимые планы, так как это может привести к демотивации персонала и напрасной трате ресурсов.
  • Согласованность. Намеченные стратегические ориентиры должны гармонировать между собой и не диссонировать друг с другом.

Достижение стратегических целей организации требует конкретных сроков реализации ориентиров, которые играют существенную роль: это способствует поддержанию необходимой динамики и своевременному устранению появляющихся проблем.

Где применимы стратегические цели

Существует ряд векторов, где стратегические цели развития организации играют важную роль. Этот механизм координирует деятельность на нескольких уровнях.

  1. Рыночная позиция. Система стратегических целей организации может быть использована для укрепления конкурентоспособности компании на рынке. Это осуществляется путем достижения ведущих позиций в выбранной рыночной нише, посредством расширения доли рынка.
  2. Инновации. Установки в этой сфере подразумевают внедрение прогрессивных подходов, способствующих росту компании. Это может включать в себя применение передовых технологий, модернизацию структуры производства или расширение географии сбыта.
  3. Маркетинг. В данной сфере основные усилия направлены на обеспечение доминирующего положения компании на рынке продаж. В приоритете популяризация продукции, создание положительной репутации бренда, улучшение качества обслуживания потребителей.
  4. Производство. Стратегические цели и задачи организации этого направления — обеспечение высоких результатов в производственном процессе. А именно эффективность работы персонала и улучшение качества выпускаемой продукции, снижение себестоимости.
  5. Финансы. Стратегические финансовые цели организации контролируют благосостояние компании. Оно подразумевает сохранение и увеличение капитала, рациональное использование ресурсов.
  6. Управление персоналом. Формирование стратегических целей организации приводит к продуктивному взаимодействию с сотрудниками. Эта область включает в себя создание оптимальной системы поощрений, совершенствование квалификации кадров, обновление технической базы и мотивацию персонала.
  7. Менеджмент. Данная категория задач охватывает комплекс внутренних подразделений. Менеджмент занимается решением административных задач, осуществляя регулировку социально-экономических механизмов производства.

Требования к стратегическим целям организации

  1. Амбициозные, но осуществимые. Разработка стратегических целей организации мотивирует к достижению прогресса, не выходя за пределы возможного. Джим Коллинз в своей книге «Построенные навечно» акцентировал это понятием «большие, смелые, амбициозные цели» (BHAGs). Организации, делающие ставку на сложные задачи, способны раскрыть весь потенциал и достичь впечатляющих результатов. Тем не менее важно соблюдать баланс между наполеоновскими планами и реальностью, принимая во внимание препятствия, возникающие на пути, такие, как ограниченность ресурсов, состояние рынка и динамика конкурентов.

  2. shutterstock.com

    К примеру, фирма-разработчик программного обеспечения может определить стратегические цели организации как завоевание лидирующей позиции на рынке в своей отрасли в течение 5 лет. Несмотря на кажущуюся смелость, данная цель вполне осуществима при условии необходимых активов и четко выстроенной стратегии действий.

  3. Конкретные и измеримые. Чтобы эффективно контролировать и оценивать достижение стратегической цели организации, она должна быть измеримой. Это предполагает определение конкретных, поддающихся количественной оценке задач или разработку ключевых показателей, позволяющих отслеживать динамику. Если компания ставит задачу повысить удовлетворенность клиентов, целевым показателем может стать достижение 90 % уровня лояльности клиентской базы в течение года.
  4. Устанавливая конкретные и целевые показатели, компании обретают ясное понимание критериев успеха и способность результативно оценивать свой прогресс. Одновременно с этим коллективы получают существенные ориентиры для мониторинга продуктивности и внесения изменений, опираясь на актуальные данные.

  5. Соответствует принципам компании. Крайне важно, чтобы стратегическая цель соответствовала видению и миссии организации. Стратегическая цель призвана отражать фундаментальную задачу и принципы компании, укрепляя ее неповторимый облик и рыночную позицию.
  6. Так, компания, ориентированная на социально ответственный бизнес, может установить конкретную цель по уменьшению выбросов углекислого газа на заданный объем.

  7. Определяет видение будущего. В отличие от краткосрочных тактических задач, стратегические цели охватывают перспективное видение организации и долгосрочные стремления, обычно в течение года или нескольких лет. Гарвардская школа онлайн-бизнеса отличает их от операционных целей, которые представляют собой промежуточные шаги на пути к достижению более масштабных.
  8. К примеру, выбор стратегических целей организации, специализирующейся на альтернативной энергетике, может заключаться в переходе на экологически чистые источники энергии в ближайшие десять лет. В то же время оперативной целью может быть увеличение генерирующих мощностей солнечной энергии на 20 % в течение ближайшего года.

Этапы постановки стратегических целей организации

Крайне важно, чтобы разработка перечня задач не перекладывалась на персонал. В нашей практике встречались уникальные руководители, которые перепоручали сотрудникам свои задачи, а затем удивлялись плохому результату. Выработка стратегических целей организации включает в себя следующие этапы:

Этап 1. Определение миссии (общего видения). Основные стратегические цели неразрывно связаны с миссией организации. В ней отражаются смысл существования предприятия, убеждения его основателя и приоритетные векторы дальнейшего развития. Миссия позволяет компании выделяться среди конкурентов на рынке. Любая фирма обладает уникальной миссией, которая должна отражать не только личные принципы владельца бизнеса, но и текущие запросы потребителей и всего общества в целом.


shutterstock.com

Этап 2. Анализ выбранной ниши, ресурсов компании и определение приоритетов бизнеса. Для анализа стратегических миссий и целей организации требуется всестороннее изучение потенциальных траекторий развития предприятия. На данной стадии важно проанализировать рынок и участников, выявить конкурентные преимущества, оценить сильные и слабые стороны организации, а также риски и перспективы.

Вспомогательным инструментом в этом может послужить SWOT-анализ, обеспечивающий четкое понимание приоритетных направлений для компании.

Данный анализ способствует предотвращению рисков и формулированию стратегических задач, опираясь на преимущества бизнеса. Анализ охватывает следующие элементы:

  • S – Strengths (сильные стороны) – наличие капитала и квалифицированного персонала, репутация, передовые разработки.
  • W – Weaknesses (слабые стороны) – использование устаревшего оборудования в производственном процессе.
  • O – Opportunities (возможности) – увеличение объемов выпуска продукции, благоприятная конъюнктура рынка и рост числа потребителей.
  • T – Threats (угрозы) – наличие новых конкурентов на рынке, появление альтернативных продуктов, экономический кризис, снижение темпов развития рынка и покупательской активности.

Примеры стратегических целей организации

Рассмотрим, как данная формула может быть использована в различных сферах деятельности.

Примеры стратегических целей для отдела маркетинга:

  • Достичь узнаваемости торговой марки и расширить долю рынка на 10 % в течение года.
  • Улучшить лояльность потребителей к бренду и поднять показатели удержания клиентов на 20 % за полугодие.
  • Оптимизировать свое влияние в соцсетях, добившись повышения активности аудитории на четверть в течение квартала.
  • Обеспечить увеличение посещаемости сайта на 30 % за 3 квартала.


shutterstock.com

Вот несколько стратегических финансовых целей организации:

  • Обеспечить рост годовой выручки на 20 % в предстоящем финансовом периоде.
  • Оптимизировать операционные расходы на 15 % в ближайший год.
  • Снизить эффективную налоговую ставку на 5 % в течение следующих двух лет.
  • Повысить результативность капиталовложений, стремясь к 15 % годовой рентабельности инвестиций (ROI) по всему инвестиционному портфелю.

Примеры стратегических целей для отдела кадров:

  • В течение полугода нарастить количество квалифицированных кандидатов в кадровом резерве на 50 %.
  • В ближайший год добиться увеличения среднего показателя квалификации персонала на одну ступень.
  • В течение следующих двух лет: уровень вовлеченности сотрудников должен составить 85 %, а текучесть кадров по собственному желанию — не более 10 %.
  • Стремиться к достижению представительства на всех уровнях и во всех подразделениях компании в течение ближайших трех лет.

Формулирование стратегических целей организации для улучшения производственных процессов приведены ниже:

  • Для покрытия расширяющегося потребительского спроса требуется нарастить объемы производства на 20 % до завершения текущего года.
  • Улучшите продуктивность производственных линий, уменьшив время простоя оборудования на 15 %.
  • К концу текущего года необходимо добиться снижения издержек производства на 10 %.
  • В течение двух лет требуется оптимизировать систему управления поставками и уменьшить объем складских запасов в два раза.

Часто задаваемые вопросы о стратегических целях организации

Почему важно формировать стратегические цели организации?

Цели всегда имеют четкие числовые показатели, которых организация стремится достичь в течение запланированного отрезка времени.
К сожалению, нередки случаи, когда компании, стремясь к стратегическому планированию, допускают оплошность, пренебрегая детализацией целей. Иногда руководители сознательно формулируют цели размыто, чтобы избежать ответственности за итоги работы.

Обоснование необходимости четкой постановки целей:

  • Если ориентир размыт или неясен для участников бизнес-процесса, их действия могут отклоняться от желаемого результата. Формализация целей стимулирует обсуждение внутри команды, что способствует достижению общего понимания.
  • Участники смогут минимизировать вероятность разногласий еще на этапе дискуссии, если четко сформулируют стратегические цели компании.
  • Установление единых показателей результативности деятельности организации необходимо не только для предприятия в целом, но и для каждого отдела.

Что такое BHAG в рамках постановки стратегических целей организации?

Грандиозные и смелые цели (BHAG) представляют собой широкомасштабные задачи, затрагивающие всю индустрию, реализация которых занимает от 10 до 25 лет. В качестве примера можно привести компанию Microsoft, которая задалась амбициозной целью – обеспечить «компьютер на каждом столе и в каждом доме».

Следует учитывать, что не каждой организации требуется BHAG. Это определяется выбранной бизнес-стратегией и перспективами развития отрасли. Независимо от того, ставите ли вы перед собой смелые задачи или нет, важно осознавать, что стратегические цели носят краткосрочный характер и способствуют достижению глобальных высот в бизнесе.

Какую роль играют KPI при постановке стратегических целей организации?

Ключевые показатели эффективности (KPI) – это числовые значения, используемые для оценки прогресса и успешности компании.
В отличие от OKR и стратегических целей организации, KPI ориентированы на краткосрочные достижения и их оценку. Установка долгосрочных KPI равносильна определению глобальных, амбициозных целей (BHAG).

Формирование стратегических целей организации – важный шаг при разработке планов как на длительный, так и на ближайший период. Они позволяют обозначить векторы развития, давая понимание того, к чему должна двигаться компания и какие способы достижения намеченных результатов существуют.

Понравилась статья? Поделитесь: