Мужской бизнес-клуб успешных предпринимателей
Мужской бизнес-клуб предпринимателей
Вступить в клуб
Главная> Развитие бизнеса >Расходы на рекламу: какие бывают и как правильно вести учет

Расходы на рекламу: какие бывают и как правильно вести учет

13.01.2025
896
Время чтения: 10 минут
Сохранить статью:

О чем речь? Расходы на рекламу – средства, вложенные в продвижение компании. Причем без этого не может существовать ни одна фирма. Рекламой считается только та информация, которая адресована неопределенному кругу лиц, например, анонс участия в выставке, баннер или публикация блогера.

На что обратить внимание? В налоговом учете принимаются во внимание только те рекламные расходы, которые имеют прямую связь с деятельностью компании, приносящей доход, и подтверждены документально. Чтобы не было проблем, следует правильно вести бухгалтерию и не забывать про отчетность.

Что относят к расходам на рекламу

Расходы на рекламу, как подтверждено Федеральной налоговой службой, квалифицируются как рекламные и могут быть учтены при расчете общей суммы налога на прибыль. Это способствует росту деловой активности и увеличению доходности предприятия за счет повышения узнаваемости бренда и доверия целевой аудитории.


shutterstock.com

Затраты предприятия на рекламу используются для изготовления и распространения материалов, которые:

  • Привлекают внимание целевой аудитории к товарам и услугам, формируют и удерживают интерес, продвигая их на рынке.
  • Разнообразны в форматах: от наружной рекламы до радио- и телевизионной, контекстной и таргетированной в интернете.
  • Адресованы целевой аудитории в глобальном контексте либо ориентированы на наиболее заинтересованную его часть.

На практике возникают сложности с налоговым учетом расходов на рекламу. Информация о товарах и услугах может распространяться не только в виде рекламы. Соответствующие законодательные нормы содержатся в Федеральном законе «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ. Согласно ему, реклама представляет собой любую информацию, распространяемую с использованием различных средств и направленную на привлечение внимания, формирование интереса и продвижение товара на рынке. Главное условие – аудитория должна быть неопределенной, без конкретных адресатов. Иначе такую информацию нельзя классифицировать как рекламу.

В письме Минфина от 05.07.2011 № 03-03-06/1/392 сказано, что распространение адресной рекламы через телефон, факс и мобильную связь (например, в СМС) разрешено законом. Реклама, которая отправляется по базе потенциальных клиентов обычной почтой и адресована конкретным лицам, не считается рекламой, и расходы на нее не учитываются как рекламные. Письмо Минфина от 15.07.2013 г. № 03-03-06/1/27564 уточняет, что если рекламные брошюры отправляются почтой на конкретные адреса, но без указания получателя, то расходы на их изготовление признаются расходами на рекламу.

При рассылке рекламы на индивидуальные адреса с упоминанием персональных данных получателей стоимость должна быть включена в категорию «прочие расходы, связанные с выпуском и продажей», в соответствии с Налоговым кодексом РФ (пункт 49 статьи 264).


shutterstock.com

Нормируемые и ненормируемые расходы на рекламу

В бизнесе возможны два вида расходов на рекламу, связанные с налоговыми обязательствами:

  • Рекламные затраты, которые требуют соблюдения определенного порядка учета и подлежат нормированию.
  • Рекламные расходы, не подлежащие нормированию, их можно учитывать полностью.

Для учета рекламных расходов на товары и услуги с целью подоходного налогообложения необходимо учитывать следующие виды рекламных расходов:

  • Приобретение или изготовление призов, предоставляемых участникам различных мероприятий и конкурсов.
  • Расходы на различные формы рекламы, отсутствующие в официальном перечне. Такие расходы должны соответствовать требованиям закона № 38-ФЗ (письмо Минфина от 20.08.2018 года № 03-03-06/1/58760).

При упрощенной системе налогообложения предоставляется возможность уменьшить налоговую нагрузку за счет снижения налогов на прибыль и рекламные расходы, которые нормируются не более чем на 1 % от выручки от продажи товаров, услуг и выполненных работ. Однако расходы, превышающие указанный норматив, не учитываются при расчете налогов на прибыль и применении упрощенной системы налогообложения, согласно статье 270 НК.

В статье 264 НК перечислен перечень расходов на рекламу, налоговая отчетность которых не требует нормирования.

При оценке налоговых обязательств и использовании упрощенной системы учета обязательно учитывайте все рекламные издержки на:

  • производство рекламных брошюр и каталогов с описанием товаров, услуг, работ, товарных знаков, знаков обслуживания и информации о компании;
  • участие в выставках, ярмарках, экспозициях;
  • световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и щитов;
  • рекламу через СМИ, информационно-телекоммуникационные сети, в том числе интернет, а также при кино- и видеообслуживании;
  • оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов;

Датированное 12 августа 2016 года письмо Минфина, номер 03-03-06/1/42279, описывает процесс изготовления и распространения рекламных буклетов и листовок.

Также предусмотрена уценка товаров, которые лишились своих первоначальных характеристик в результате экспонирования полностью или частично.
При разработке веб-сайта и учете расходов на него важно учитывать возможность включения затрат на создание сайта в общие расходы на рекламу. Это становится возможным, когда на веб-ресурсе размещается информация о компании в рекламных целях, в соответствии с законодательством.

При расчете налога на прибыль учитываются все расходы, в том числе и те, которые связаны с рекламой через интернет, отнесенный к телекоммуникационным сетям по закону от 13.03.2006 года. Минфин также подтверждает это в своих письмах от 21.03.19 г. и 29.01.2007 г. Важно отметить, что расходы на рекламу компании, распространяемую через телекоммуникационные сети, не подлежат нормированию при расчете налога на прибыль.


shutterstock.com

Организация проводит различные мероприятия, и исходя из этого определяется порядок учета рекламных расходов. Понятие «реклама», которое установлено законодательством, не всегда совпадает с методами продвижения товаров. Учет таких расходов имеет свои особенности. В рекомендациях описано, что именно относится к рекламе и как учитывать подобные затраты при бухгалтерском учете, расчете налогов по общей системе и УСН.

Документы, подтверждающие расходы на рекламу

Для того, чтобы подтвердить расходы на маркетинг, рекламу и продвижение, обязательно запрашивайте закрывающие документы у подрядчиков, предоставляющих рекламные услуги. Комплект документов необходим по каждой услуге, чтобы убедиться в правомерности расходов:

  • Для проведения рекламной кампании требуется приказ, содержащий цели и задачи, описание целевой аудитории и продукта.
  • В договоре об оказании рекламных услуг должен быть четкий перечень задач, которые будет выполнять подрядчик.
  • Для учета расходов на визуальную рекламу необходим дизайн-проект, особенно если планируется использование баннеров.

Документация с актами об оказании услуг и сдаче-приемке работ играет ключевую роль в подтверждении готовности рекламной кампании:

  • НДС оплачивается исполнителем при наличии счета-фактуры.
  • Четкие формулировки, включающие слова «реклама» и «рекламная кампания», обязательны в закрывающих документах.
  • Материалы в виде фото, видео, скриншотов помогают подтвердить факт выпуска рекламы.

Налоговая служба может не признать расходы, если они не обозначены соответствующим образом.

Налоговый учет расходов на рекламу

Расходы на рекламу, будь то коммерческая или социальная, отражаются в учете на момент заключения акта об оказании услуг. Такие расходы считаются прочими и указаны в Налоговом кодексе РФ (подп. 28 п. 1 ст. 264 и подп. 48.4 п. 1 ст. 264).

При расчете налога на прибыль компания имеет возможность учитывать различные расходы, даже если они не были признаны как затраты на рекламу. Подчеркивается, что список расходов, подлежащих учету, не ограничен и открыт для различных интерпретаций (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Для того чтобы признать расходы, необходимо иметь документальное подтверждение затрат, вложенных в деятельность по получению дохода. Только экономически обоснованные расходы, выраженные в денежной форме, принимаются в зачет.


shutterstock.com

Затраты фирмы на производство и реализацию могут быть учтены в составе прочих расходов, если их экономическая обоснованность доказана. Важно оценивать целенаправленность расходов на генерацию доходов, а не только сам факт получения прибыли. Согласно пункту 1 статьи 264 Налогового кодекса и определениям Конституционного суда РФ от 04.06.2007 № 320-О-П, № 366-О-П, этот принцип закреплен. Необходимо анализировать обоснованность затрат даже в случаях, когда прямая связь между расходами и доходами не является очевидной, с учетом цели получения доходов.

Объявление с поздравлением в газете – это не просто информация, а способность привлечь внимание клиентов и укрепить их отношения с организацией. Когда читатели видят такое объявление, их интерес к компании оживает, они начинают задумываться о ее продукции и услугах. Размещение такого объявления – это не только расходы, но и инвестиции, окупаемые через увеличение дохода и лояльности клиентов.

Бухгалтерский учет расходов на рекламу

Рекламные траты не ограничиваются нормами бухгалтерского учета и включаются в общие издержки за период, в который они были затрачены, независимо от того, оплачены они или нет. Для правильного учета требуются соответствующие документы. Записи делаются следующим образом:

  • Отражены рекламные услуги: Дт 44 Кт 60 (76);
  • Рекламная продукция, не являющаяся основным средством, списывается в расходы: Дт 44 Кт 10;
  • Начисляется амортизация по основному средству, используемому в рекламных целях: Дт 44 Кт 02.


shutterstock.com

Для того чтобы учесть все расходы одновременно, необходима аргументация о том, что имущество использовалось не менее года, иначе возможно списание через амортизацию стоимости изготовления и установки различных щитов, баннеров, дорогостоящих видеоматериалов и других объектов, рассматриваемых как основные средства.

Как списать НДС расходов на рекламу

Для списания НДС, включенного в рекламные расходы, необходимо выполнить следующие условия:

  • рекламная кампания должна быть облагаема НДС (вычет возможен только для коммерческой рекламы);
  • счета-фактуры должны быть корректно оформлены.

Вы можете списать полную сумму НДС без каких-либо лимитов, даже для нормируемой рекламы.

Часто задаваемые вопросы о расходах на рекламу

Расходы на рекламу относятся к постоянным или переменным расходам?

Следует понимать и различать понятия переменных и постоянных расходов. Компании несут постоянные издержки независимо от уровня производства. Тогда как переменные варьируются в зависимости от объема выпускаемой продукции. Таким образом, расходы на рекламу могут быть отнесены к переменным.

Как рассчитать предельный размер рекламных расходов?

Для вычисления предельной величины рекламных расходов не требуется много времени. Просто умножьте разницу между доходами от продаж и общей суммой косвенных налогов на 1 %. Полученное число станет предельным значением расходов на рекламу.

Как обосновать в налоговых отчетах рекламу, временно размещенную в интернете?

Если во время проверки возникнет сложность с поиском необходимых документов, как, например, при размещении вашей рекламы в чьем-то блоге, важно иметь историю публикаций в виде скриншотов или записей с экрана. Согласуйте с блогером в контракте точную дату, до которой он не должен удалять размещенный контент, чтобы подтвердить, что деньги были потрачены в рекламных целях. Эти же правила применимы и к другим формам рекламы.


shutterstock.com

Для тех, кто использует систему учета по методу начисления, важно учитывать расходы на рекламу в отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от того, когда они были оплачены. Согласно кассовому методу, рекламные расходы могут быть списаны только после оплаты. Компании, работающие на упрощенной системе налогообложения, применяют кассовый метод учета, поэтому учитывают расходы на рекламу после их фактической оплаты.

Понравилась статья? Поделитесь: