Мужской бизнес-клуб успешных предпринимателей
Мужской бизнес-клуб предпринимателей
Вступить в клуб
Главная> Развитие бизнеса >Маржинальность бизнеса: понятие и особенности

Маржинальность бизнеса: понятие и особенности

28.03.2023
154
Время чтения: 15 минут
Сохранить статью:
Маржинальность бизнеса

О чём речь? Маржинальность бизнеса представляет собой разницу между выручкой и переменными расходами. Этот показатель отражает, сколько денег бизнес получил от продажи товаров или услуг. Каждый предприниматель должен уметь рассчитать так называемую «маржу».

Зачем рассчитывать? Вы только подумайте: человек поставил в торговом центре, к примеру, вендинговый кофейный автомат. Каждый день сотни людей покупают в нем кофе, у предпринимателя большая выручка. Кажется, что дела идут хорошо, но в конце оказывается, что прибыль близка к нулю. Так происходит потому, что перед запуском бизнеса не учитывалась маржинальность.

Что такое маржа

Дадим определение марже и рассмотрим её отличия от других экономических показателей.

  • Маржа равна величине выручки за вычетом переменных издержек.
  • Доход — это все средства, полученные в результате сбыта произведенной продукции или услуги за один отчетный период.
  • Переменные расходы — издержки, понесенные компанией в производственной деятельности по выпуску товара, изменяющиеся в зависимости от конъюнктуры потребительского рынка. К ним относят затраты на материально-технические ресурсы, фонд заработной платы, логистику и пр.

Что такое маржа

Величина прибыли рассчитывается как в относительном, так и в абсолютном выражении (в денежных единицах). Маржа не является однозначным показателем экономической эффективности, но она важна для определения других ключевых финансовых коэффициентов.


Успешность бизнеса можно оценить по его маржинальности (маржинальной рентабельности).

Виды маржи при оценке прибыльности бизнеса

В экономических расчётах и в бухгалтерии для исчисления маржинальности используют 3 типа прибыли:

  1. Валовая маржа. Представляет собой суммарный доход за вычетом издержек на производство товара.
  2. Операционная прибыль. Этот вид маржи определяют как разницу между нетто-выручкой и расходами по деятельности предприятия.
  3. Чистая прибыль. Маржа, остающаяся в распоряжении фирмы после выплаты налогов и других обязательных отчислений.

По величине прибыли нельзя делать однозначные выводы о коммерческом успехе компании. Как правило, для оценки фактического финансового состояния используют удельные величины ключевых параметров – коэффициенты.

Гросс-маржа (маржа валовой прибыли) иллюстрирует разницу между всеми доходами фирмы и её переменными издержками. Её можно выразить и через валовую прибыль по формуле:

Мвп = Валовая прибыль ÷ Выручка × 100%

Операционная маржа (operating margin) является показателем, отражающим отношение операционной прибыли к общему доходу:

Моп = Операционная прибыль ÷ Выручка × 100%

Чистая маржа (net margin) исчисляется как отношение чистой прибыли к выручке фирмы. Коэффициент показывает, какая часть прибыли остается после вычета всех издержек:

Мчп = Чистая прибыль ÷ Выручка × 100%

В некоторых случаях для проведения более точного экономического анализа применяют еще несколько видов маржи, например, front margin, back margin, maintenance margin. Но для сравнения компаний по рентабельности вполне хватает вышерассмотренных показателей.

Виды маржи при оценке прибыльности бизнеса

Стоит учитывать разницу между понятиями «маржа» и «маржа валовой (операционной, чистой) прибыли». Последний термин имеет несколько другой смысл и правильно называется «коэффициент маржи валовой (операционной, чистой) прибыли». Но в повседневной жизни часто говорят «маржа валовой прибыли», при этом подразумевая именно удельную величину.

Зачем рассчитывать маржу чистой прибыли

Net margin (чистая маржа) является одним из ключевых параметров, по которому оценивается коммерческий успех фирмы. Бизнес с высокой маржинальностью указывает на то, что владелец реализует грамотную финансовую стратегию. Если же показатель имеет низкую величину, то это может свидетельствовать о недостаточно эффективном производстве или об ошибках в определении конечной цены на товар.

Расчет чистой прибыли фирмы значительно облегчает анализ финансовой деятельности и позволяет инвесторам оценить стабильность производства и реализации товара или услуги на потребительском рынке. Высокое значение параметра и его рост являются хорошим индикатором для установления партнерских отношений.

Так как данный коэффициент выражается в относительных показателях (процентах), то его можно с большой достоверностью использовать для проведения сравнительного анализа одноотраслевых фирм.

Расчет маржинальности бизнеса на примере

Представим, что в декабре бизнесмен подсчитал свой доход, и он составил 500 тысяч рублей. При этом известны затраты на производство — 270 тысяч рублей. Прибыль будет рассчитываться следующим образом: 500 000 – 270 000 = 230 000 рублей.

Выручка владельца бизнеса за предыдущий месяц — 380 тысяч рублей, а переменные издержки — 190 тысяч рублей. Следовательно, маржа за ноябрь будет разницей этих чисел – 190 000 рублей.

Расчет маржинальности бизнеса на примере

По полученным значениям получается, что фирма успешнее работала в декабре, так как прибыль выше. Но для оценки коммерческой эффективности одного этого показателя мало. Как известно, для этого нужно посчитать маржинальность бизнеса.

Рентабельность, показанная в декабре: 230 тысяч ÷ 500 тысяч × 100 % = 46 %, а в ноябре: 190 тысяч ÷ 380 тысяч × 100 % = 50 %.

Как видно, в абсолютных показателях прибыль в декабре увеличилась на 40 000 рублей, но маржинальность упала на 4 %. В случае сохранения рентабельности на прежнем уровне, фирма получила бы декабрьскую прибыль в размере 250 000 рублей.

Маржа может стать убытком. Это происходит при превышении расходов над доходами.

Отличия маржи от наценки

Наценка является надбавкой к себестоимости продукции. С целью компенсировать затраты и увеличить доход ее прибавляют к закупочной цене или к издержкам, отнесенным на единицу продукта.

Величина наценки, в отличие от маржи, может превышать 100 %. Формула для расчета:

Наценка = Цена — Себестоимость

Можно также выразить через прибыль:

Наценка = Маржа ÷ Переменные расходы на единицу продукции х 100 %

Величина маржи всегда ниже наценки.

Рассмотрим ситуацию, при которой фрилансер, работающий из дома, не несет никаких расходов на аренду помещения, транспорт и прочее. То есть его издержки стремятся к нулю, а зарабатывает он 2000 рублей в день.

Отличия маржи от наценки

Тогда маржа равняется: 2000 — 0 = 2000 рублей.

Маржинальность же составляет: 2000 ÷ 2000 х 100 = 100 %.

В финансовой аналитике для удобства оценок показатели используются в относительном выражении.

Маржинальность является одним из самых ключевых экономических коэффициентов, служащим для выработки финансовой стратегии. С помощью этого показателя легче получить достоверную информацию о марже. К примеру, покупатель приобрел товар за 500 рублей, а затраты на его производство составили 300 рублей, получается прибыль 200 рублей. Соответственно, маржинальность — 40 %, то есть каждый рубль приносит 40 копеек прибыли.

Как повысить маржинальность бизнеса

Для увеличения этого показателя необходимы опережающие темпы роста прибыли над издержками. Идеален вариант, при котором происходит одновременное повышение маржи и снижение расходов, но в реальных условиях это не всегда достижимо.

Представим четыре рыночных сценария для фирмы:

  1. Доход увеличился на 10 %, а расходы — на 30 %.
  2. И выручка, и издержки выросли на 10 %.
  3. Доход увеличился на 30 %, затраты — на 10 %.
  4. Выручка выросла на 10 % при снижении расходов на 10 %.

Если темпы роста доходов и издержек одинаковы, то маржинальность не изменится. В первом случае произошло уменьшение маржинальности. Самый благоприятный – четвертый сценарий, потому что даже при небольшом увеличении доходов на фоне снижения издержек рентабельность, тем не менее, выросла почти на 30 %.

Маржинальность товаров и услуг

В бизнесе всю продукцию подразделяют по категориям с низкой, высокой и средней маржинальностью.

Низкомаржинальные

К этой группе продукта относятся повседневные товары и услуги. Например, бакалея, хозтовары, пассажирские перевозки.

Из-за сильной конкуренции продавать по завышенной цене не получится. Обычно рентабельность не превышает 30 %.

Среднемаржинальные

Также востребованные товары, но закупаемые значительно реже. Например, гаджеты, мебель, косметический ремонт помещений.

Несмотря на высокую конкуренцию, подобные продукты приобретаются реже и на достаточно длительный срок, поэтому и наценку можно немного увеличить. Маржинальность составляет от 30 до 50 %.

Высокомаржинальные

Бизнес с большой маржинальностью реализует продукты и услуги, относящиеся к роскоши, то есть не имеющие повседневного спроса. Чаще всего это ювелирные изделия, наряды от кутюр, услуги ведущего на торжественных мероприятиях.

Специфика позволяет делать наценку до 300 %, а маржинальность часто превышает 50 %.

Какие выводы помогает сделать маржинальность бизнеса

Все упомянутые в статье показатели – маржа, маржинальность и наценка имеют востребованность в финансовой аналитике. Но именно рентабельность является индикатором эффективности бизнеса. Оценку маржинальности рекомендуется проводить ежемесячно.

Этот коэффициент наглядно демонстрирует успешность реализации продукции:

  • Маржинальность растет → финансовое положение фирмы стабильное, все подразделения работают эффективно.
  • Маржинальность в рамках запланированной → бизнес-положение устойчивое, но возможны коррекции.
  • Маржинальность постоянно падает → необходимо пересмотреть стратегию развития, найти и исправить ошибки.

Какие выводы помогает сделать маржинальность бизнеса

Например, переменные издержки включают в себя:

  • цену комплектующих и материалов для производства;
  • премиальные выплаты менеджменту;
  • затраты на логистику.

Если маржинальность падает, то следует понять в чем причина:

  • есть вероятность повышения закупочной стоимости;
  • слишком высокие неоправданные бонусы или неэффективная система управления;
  • произошло увеличение стоимости перевозок, следует подумать о выборе другого провайдера.

Исчислять маржинальность бизнеса, особенно в России, необходимо еще на стадии проектирования бизнес-процесса. Узнать среднюю величину этого показателя по отрасли можно в интернете или при общении с менеджерами профильных фирм, потому что коэффициент может значительно изменяться, например, по географическому признаку.

Совершенно естественно, что маржинальность не единственный и не универсальный коэффициент, поэтому при старте лучше всего построить подробную финансовую стратегию, учитывающую влияние многих ключевых факторов.

Удобно использовать маржинальность для определения точки безубыточности (CVP). Можно получить представление о балансе доходов и издержек для обретения стабильности. Учет CVP-точки важен при планировании реализации. Чем ближе этот рубеж к первым числам отчетного периода, тем лучше.

Например, фирма верстает план реализации товара на март. При этом средняя рентабельность составляет 30 %, а все производственные издержки — 300 000 рублей.

Посчитаем доход за месяц, позволяющий компенсировать все затраты и начать извлекать прибыль:

ТБУ = Постоянные расходы ÷ Маржинальность × 100%

CVP-точка в этом случае составит: 300 000 ÷ 30 % × 100% = 1 000 000 руб.

То есть необходимо ежемесячно продавать товар на 1 млн только для того, чтобы окупить все расходы.

Маржинальность и ее динамика позволяют проводить качественный и количественный анализ деятельности компании. Причем гибкость этого инструмента позволяет вносить коррективы в отдельные элементы бизнес-процесса.

Понравилась статья? Поделитесь: