Мужской бизнес-клуб успешных предпринимателей
Мужской бизнес-клуб предпринимателей
Вступить в клуб
Главная> Развитие бизнеса >Горизонтальная интеграция: что это такое и какие преимущества сулит

Горизонтальная интеграция: что это такое и какие преимущества сулит

28.04.2023
1 842
Время чтения: 12 минут
Сохранить статью:

Что это такое? Горизонтальная интеграция – стратегия развития бизнеса. Она подразумевает расширение путем слияния с другой фирмой. Вторая компания, как правило, работает в той же отрасли и предоставляет аналогичные товары или услуги, но по масштабам гораздо меньше.

Зачем нужна? Данная стратегия преследует свои цели. К горизонтальному слиянию прибегают, чтобы масштабироваться, покорить новые рынки, дифференцировать товар или услугу. Однако, как и у всего, здесь тоже есть свои минусы.

Что значит «интеграция»

Термин «интеграция» относительно новый. Вначале он значил некое объединение лиц и социальных институтов (в первую очередь государств) в социальную и политическую общность.

Однако, начиная с 50-60 годов, это понятие вошло в широкое употребление, так как надо было описывать и осмыслять процессы объединения стран в блоки (социалистический, капиталистический лагерь) и другие межнациональные образования. Ещё позже слово “интеграция” добралось и до бизнеса и организаций (причина тому — тренд на глобальную экономическую интеграцию) и трактовалось как процесс объединения усилий нескольких компаний, чтобы стать более конкурентоспособными и эффективными, добиться стратегических целей, общей для всех участников.


На сегодняшний день существует несколько определений интеграции:

  • Содружество хозяйствующих субъектов, при котором их взаимодействие углубляется, а связи (технологические, производственные) расширяются и крепнут. Стороны используют свои ресурсы совместно, объединяют капиталы, ликвидируют все взаимные барьеры и создают друг другу максимально благоприятные условия для зарабатывания денег.
  • Слияние производственных процессов, сотрудничество в области науки, формирование прочных связей в экономике, научно-технической сфере, торговле.
  • Процесс формирования прочных и глубоких взаимосвязей, итогом которого является это слияние.
  • «Большой энциклопедический словарь» определяет интеграцию (от лат integеr— «целое») гораздо короче и лаконичнее: это всего лишь восстановление или восполнение, воссоздание. В целом, это состояние, когда отдельные элементы и их функции связаны в нечто целостное.

Что значит «интеграция»

И хотя эти определения на первый взгляд кажутся очень разными, во всех присутствуют слова “связь”, “объединение”, то есть интеграция всегда является некой взаимообусловленностью, слиянием, соединением, сращиванием, синтезом частей в целое. Чтобы дать определение горизонтальной интеграции, нужно сначала установить маркеры, ясно указывающие на этот процесс и позволяющие отличить его от любых других процессов объединения, существующих в экономике.

У интеграции есть ряд сущностных признаков:

  • Это процесс слияния (формирования нового, целостного субъекта из частей, компонентов) посредством создания связей различных типов, в ходе которого субъекты объединяют свои ресурсы.
  • Участниками интеграции (любого вида — хоть горизонтальной, хоть вертикальной) всегда являются двое или больше субъектов.
  • Эти экономические субъекты, решившие соединиться, раньше были независимыми и автономными, каждый из них шёл в собственном направлении.
  • Следовательно, они владели собственным имуществом, которое теперь объединяют по решению и взаимной договоренности.
  • Эта договорённость фиксируется документально. Чтобы достичь горизонтальной интеграции, организации устанавливают между собой особые гражданско-правовые отношения.
  • Поскольку финансовые активы объединяются на основе договорных отношений, то интеграция является добровольным решением всех сторон. Это слияние хозяйствующих субъектов ради того, чтобы реализовать цели каждого из них в ходе сотрудничества и эффективного взаимодействия, которое может быть только добровольным.

Суть горизонтальной и вертикальной интеграции

Вертикальная стратегия противоречит горизонтальной, в каком-то смысле конкурирует с ней. И ту, и другую предприятия используют, чтобы закрепиться на достигнутых позициях, расшириться, отстроиться от конкурентов. Выбор стратегии дальнейшего роста зависит от одного главного критерия: будет ли это горизонтальная интеграция, вертикальная интеграция или диверсификация.
Суть горизонтальной и вертикальной интеграции
Горизонтальное поглощение бизнесов подразумевает, что одна фирма приобретает другую, причём обе они работают в одной отрасли, и даже их уровни цепочки создания ценности совпадают. При вертикальной интеграции расширение происходит посредством приобретения предприятия, относящегося к другому уровню этой цепочки (как правило, более низкому).

Оба типа интеграции — это методы развития компаний, но они существенно отличаются друг от друга. При горизонтальной интеграции рост происходит вширь: бизнес скупает конкурентов и коллег по цеху. А при вертикальной — вверх или вниз: корпорация покупает другую фирму, работающую на более низких этажах производственной цепочки.

Из всего сказанного можно сделать несколько выводов:

  • Горизонтальной интеграцией считается только бизнес-стратегия, подразумевающая поглощение аналогичной компании, находящейся в той же нише и на том же уровне.
  • Вертикальная интеграция — это взаимодействие компаний (их слияние) в рамках единой производственной вертикали.
  • Посредством горизонтальной интеграции предприятия увеличиваются в масштабе, расширяют свои ассортиментные линейки, сокращают конкуренцию в нише, получают доступ к новым рынкам.
  • Вертикальная интеграция позволяет повысить прибыль и ускорить организации доступ к конечным потребителям её товаров и услуг.
  • В случаях, когда целью компании является укрепление своих рыночных позиций, расширение охвата рынков, повышение уровня производства, следует выбирать горизонтальную интеграцию.

Преимущества и недостатки горизонтальной интеграции

Успешно реализованная стратегия горизонтальной интеграции даёт бизнесу ряд важных преимуществ.

  1. Охват и масштаб. Этим эффектом охотно пользуются фирмы-участники горизонтальной интеграции и получают взаимную выгоду. Эффект охвата — это повышение экономической эффективности, когда вместо производства отдельных продуктов компания начинает производить два связанных продукта. Эффект масштаба — это наращивание объёмов выпускаемой продукции, при котором пропорционально сокращаются издержки.
  2. Доступ к новым рынкам. Две фирмы, обслуживающие разные непересекающиеся рынки, слившись, обретают возможность проникнуть на рынки друг друга. К примеру, если сеть точек общепита из США купит такую же сеть, но европейскую, то новая компания, образованная при горизонтальной интеграции, сможет сразу начать работу на новом рынке, и ей не нужно будет с нуля строить все бизнес-процессы, инфраструктуру, и т. д.
  3. Дифференциация ассортимента. Расширившись за счёт конкурента, компания сможет предложить своим клиентам намного более разнообразную продуктовую линейку, что означает возможность выбора для потребителей.
  4. Победа над конкурентами. Как минимум одного ближайшего конкурента компания устраняет, интегрируясь с ним и становясь ещё сильнее в своей нише.
  5. Синергия. Применительно к горизонтальной и вертикальной интеграции фирм синергетический эффект означает, что ценность новой общности выше ценности обоих участников, когда они были по отдельности. Горизонтальная интеграция даёт выгоды, поскольку затраты на производство, реализацию, логистику, рекламу оптимизируются.

Преимущества и недостатки горизонтальной интеграции

Есть у горизонтальной интеграции и свои характерные минусы, порождающие риски:

  1. Компании могут оказаться культурно несовместимыми, если их корпоративные нормы слишком различаются. Несочетаемые стили управления, противоположные подходы к организации рутинных процессов могут породить проблемы у вновь образованной организации, которая будет хрупкой, неустойчивой.
  2. Синергия не всегда бывает положительной. Иногда интеграция буквально наносит бизнесу удар по самым слабым местам. К примеру, образовавшаяся система может оказаться не готовой к масштабированию и не выдержит дополнительной нагрузки.
  3. Монополизация, олигополизация рынка. Горизонтальная интеграция неизбежно снижает накал конкуренции в нише. Если небольшое объединение фирм получает господствующее положение на рынке, то устанавливается олигополия, а если весь рынок достаётся одному субъекту — то монополия. Несомненно, что доминирующей корпорации это выгодно и удобно. А вот потребителям — уже не очень. Государственные органы расследуют подобные случаи, чтобы обеспечить соблюдение антимонопольных законов, и в России уже есть примеры горизонтальной интеграции с таким исходом.

Примеры горизонтальной интеграции

Наиболее яркими и показательными примерами горизонтальной интеграции производств являются слияние гостиничных сетей Starwood Hotels и Marriott (2016 год), SABMiller и Anheuser-Busch InBev (в том же году), а также всемирно известных 21st Century Fox и The Walt Disney Company (годом позже).

Слияние сети отелей Marriott и Starwood

Самая крупная гостиничная корпорация в мире образовалась в 2016 году, когда Starwood Hotels & Resorts Worldwide, Inc была куплена Marriott International, Inc. Слияние осуществлялось с целью диверсифицировать портфель недвижимости “Марриотта”, который был широко представлен в премиум-сегменте (конгресс-центры, дорогие курорты, отели из числа самых роскошных), однако уступал сети Starwood в плане международного охвата.

Когда предприятия объединились, постояльцы гостиниц получили гораздо более широкий выбор мест проживания, работники — новые карьерные возможности, а акционеры — добавленную стоимость. В результате горизонтальной интеграции двух предприятий сеть отелей теперь включает 1,1 млн номеров в разных точках земного шара и 5500 гостиниц.

Слияние Anheuser-Busch InBev и SABMiller

В октябре 2016 года завершился процесс слияния мировых пивоваренных гигантов SABMiller с Anheuser-Busch InBev. Стоимость образовавшегося бизнеса составила 100 млрд долларов, и он получил название Newbelco. Эта горизонтальная интеграция была местами болезненной для обоих предприятий: чтобы соблюсти антимонопольные законы, им пришлось продать некоторые раскрученные торговые марки пива, такие как чешский Pilsner Urquell, Grolsch, Peroni.

Примеры горизонтальной интеграции

Слияние производилось, чтобы позволить Anheuser-Busch InBev захватить более значительную долю пивного рынка развивающихся стран — Латинской Америки, Китая, Африки, доступом к которым уже активно пользовалась SABMiller.

Слияние кинокомпании Уолта Диснея с 21st Century Fox

21st Century Fox купила компанию Walt Disney. Процессы слияния закончились в марте 2019 года. Целей было несколько. У “Диснея” — расширить свои возможности в области развлечений и производства контента, чтобы полнее удовлетворять запросы аудитории; выйти на международный рынок; увеличить ассортимент продуктов, направленных на зрителя (например, Disney+, ESPN+); совместно с 21st Century Fox владеть долей в Hulu.

В процессе горизонтальной интеграции общими стали такие бизнесы и торговые марки, как FX Networks, Twentieth Century Fox Television, Fox Family и Fox Animation, Fox Networks Group International, Fox 2000 Pictures, Twentieth Century Fox, FX Productions и Fox21, Fox Searchlight Pictures, Star India, National Geographic Partners, а также интересы обеих компаний в Endemol Shine Group, Tata Sky, Hulu.

Если сравнивать различные типы интеграции, то вертикальная и горизонтальная интеграция фирм — это абсолютно противоположные процессы. Поэтому и результаты у них разные, и последствия для участников. Выбор способа интеграции делается исходя из стратегических целей бизнеса.

Понравилась статья? Поделитесь: