Мужской бизнес-клуб успешных предпринимателей
Мужской бизнес-клуб предпринимателей
Вступить в клуб
Главная> Развитие бизнеса >Доходы и расходы компании: как распределяются и учитываются

Доходы и расходы компании: как распределяются и учитываются

25.12.2024
867
Время чтения: 10 минут
Сохранить статью:

О чем речь? Доходы и расходы компании ведутся в бухгалтерском и налоговом учете. Это необходимо для правильного составления отчетности, отражения статей, подачи документов в надзорные органы.

Что делать? Учет доходов и расходов ведется кассовым способом и методом начисления. Отражение тех или иных статей в отчетной документации зависит от формы регистрации компании (ООО, ИП, АО) и типа системы налогообложения.

Понятие доходов и расходов компании

Нужно понимать, что определение затрат и поступлений в доходную или расходную часть бюджета компании зависит от типа учета и отрасли бизнеса. Стандартные принципы не подходят для специфического определения доходов и расходов в учреждениях страховой и кредитной сферы, а также банках.

В бухгалтерском учете анализ доходов и расходов компании подразумевает изменение величины экономических выгод, полученных в результате реализации активов, а также изменений в обязательствах, которые ведут к изменению объема капитала организации.


shutterstock.com

Под доходными и расходными долями бюджета предприятия понимают изменения в объеме капитала, которые образуются в процессе добавления или уменьшения долей по согласованию с участниками совета директоров.

Бухгалтерский учет все виды доходов и расходов классифицирует на полученные от основной деятельности компании и иные.

В зависимости от направления бизнеса доходы от основной деятельности могут включать:

  • выручку от реализации товаров, работ или услуг;
  • арендные платежи;
  • доходы от лицензионной деятельности, патентов и иных продуктов интеллектуальной собственности;
  • прибыль от вкладов в капитал других предприятий.

Если какие-либо из этих поступлений не относятся к основной деятельности, согласно уставу компании, они классифицируются в системе учета как прочие доходы.

К затратам для реализации основной деятельности предприятия относятся расходы, которые непосредственно обеспечивают деятельность, обозначенную в уставе как приоритетная. Среди подобных расходов можно выделить:

  • производственные затраты, направленные на реализацию продукции, закупку, оказание услуг;
  • расходы, связанные с арендой активов;
  • расходы на реализацию патентов, лицензий и прав на продукты интеллектуальной деятельности.

Если доходы и расходы компании не затрагивают основную деятельность, указанную в уставе, они будут рассматриваться как прочие расходы в учетной системе.

Этапы составления бюджета доходов и расходов компании

Бюджет доходов и расходов компании, учитывающий все притоки и оттоки средств за определенный промежуток времени (чаще всего за квартал или год), служит основой для оценки ее эффективности. Бюджет доходов и расходов (БДР) формируется заранее для установки целей и намерений, которые предприятие планирует достичь в отчетный период.

Проанализировав объем продаж и интегрировав его в общий план доходов и расходов компании, можно оценить, какую прибыль следует ожидать каждый месяц в рамках бюджетного цикла. Создание БДР состоит из нескольких ключевых этапов:

Этап 1. Осознание вашего бизнеса. Считается, что любое длительное путешествие начинается с первого шага. Начальным шагом на пути к достижению прибыли является понимание сути вашей деятельности. Вовлечение ключевых сотрудников, ответственных за выполнение стратегических задач, повышает вероятность успеха. Это также обеспечивает соответствие вашего бюджета поставленным целям и гарантирует, что он был разработан компетентными лицами.

Этап 2. Ведение документации. Важно зафиксировать процесс формирования годового бюджета для определения ориентиров и уверенности в правильности процедуры. Процедуры могут включать следующие действия:

  • проанализируйте ежемесячные отчеты о доходах и расходах компании за предыдущий период;
  • при необходимости измените данные за месяцы, такие как операции, затраты и объемы, с учетом изменений в новом плане;
  • выявите и точно зафиксируйте предположения, используемые в бюджетной перспективе;
  • составьте и подготовьте бюджет доходов и расходов, опираясь на шаблоны; в Сети доступно множество финансовых шаблонов, выберите наиболее подходящий для вас.

Этап 3. Контроль и управление бюджетом доходов и расходов. Составив бюджет доходов и расходов, важно отслеживать его выполнение, ориентируясь на фактические показатели.


shutterstock.com

Это даст вам представление об эффективности работы бизнеса и поможет определить, достигнет ли он поставленных целей в рамках стратегического плана расходов и доходов компании:

  • любое отклонение, будь то в положительную или отрицательную сторону, следует учитывать; также необходимо разрабатывать планы действий для разрешения возникающих проблем;
  • разнообразная информация может существенно помочь вам в корректировке вашего плана в ответственные моменты, позволяя добиться стратегических целей.

Этап 4. Определение себестоимости продаж. Получение показателя ваших доходов основано на вычитании общей стоимости продаж из общего дохода от реализации. Чтобы рассчитать себестоимость, необходимо выполнить следующее:

  • Выясните, сколько стоит производство вашего продукта, включая расходы на материалы и на оплату труда. Стоимость изготовления продукта составит стоимость одной единицы. Это полная сумма, которая уплачивается за создание или получение товара.
  • Определите подобные расходы на единицу продукции (например, платежи за коммунальные услуги), рассчитывая их как среднее значение месячных затрат, поделенное на предполагаемое количество реализуемых в месяц единиц. Теперь у вас есть усредненная стоимость одной единицы.
  • Затраты, распределенные по месяцам, позволят оценить полную стоимость ежемесячных продаж.
  • Исходя из бюджета продаж, вы получите прогнозируемое количество единиц в месяц и сможете извлечь стоимость продаж, разделив полные затраты на количество продаж. Это даст вам стоимость продаж на единицу.
  • Сложив цену единицы и ее стоимость продаж, вы получите полную стоимость продажи за единицу.

Этап 5. Расчет валовой прибыли. Валовая прибыль представляет собой денежную сумму, остающуюся после того, как из выручки вычтена себестоимость. Чтобы рассчитать эту прибыль, необходимо:

  • выяснить годовой объем продаж из составленного бюджета;
  • продажную стоимость также называют оборотом; определить себестоимость из предыдущего сектора;
  • вычесть себестоимость из оборота, чтобы получить показатель валовой прибыли.

Этап 6. Определение чистой прибыли. Валовая прибыль предприятия не является окончательной.


shutterstock.com

Чтобы рассчитать чистую прибыль, необходимо вычесть дополнительные затраты, сопутствующие продажам и производству, такие как:

  • оплата труда сотрудников, включающая государственные начисления, например, пенсионное страхование;
  • эксплуатационные затраты на обслуживание офиса и недвижимости;
  • расходы на маркетинговые компании, налаживание общественных связей, рекламные программы и выставочные мероприятия;
  • профессиональные затраты — юридические, бухгалтерские или консультационные услуги;
  • финансовые затраты, включающие банковские проценты и комиссии;
  • заработная плата персонала, которая включает государственные взносы, такие как пенсии и другие виды страхования.

Эти дополнительные траты также называют накладными или постоянными. Они имеют тенденцию изменяться со временем, поэтому ваши бюджетные прогнозы должны учитывать возможный рост этих затрат.

Этап 7. Определение денежного потока. Еще один аспект, на который часто не обращают внимание при составлении бюджета доходов и расходов, — это ваш денежный поток.

Денежный поток охватывает движение средств, поступающих в ваш бизнес и выходящих из него, начиная с исходного баланса до итогового состояния в конце учетного периода. Поток может быть как положительным, так и отрицательным.

Положительным денежный поток можно считать, если конечное сальдо выше начального, что говорит о росте активов компании. Заработок невозможен без соответствующих затрат. Компаниям, демонстрирующим хорошую прибыль по документам, но имеющим отрицательный денежный поток, грозят сложности в будущем. Показатели доходов и расходов компании должны находиться в тесной взаимосвязи.

Денежный поток представляет собой способность выдавать наличные деньги до того, как они будут возвращены. Поэтому при составлении бюджета критически важно учесть все денежные притоки и оттоки предприятия и спрогнозировать их сроки. Управление движением денежных средств в вашем бизнесе влияет на его способность в любой момент выплачивать долги.

Налоговый учет доходов и расходов компании

Налоговый учет финансовой состоятельности предприятия ставит своей целью определение объема прибыли, подлежащей налогообложению. Он регулируется 25 главой налогового кодекса РФ. Ведение бухгалтерского учета предполагает необходимость фиксации каждой хозяйственной операции компании. Налоговый учет, в свою очередь, опирается на список доходов и расходов, не подлежащих учету.


shutterstock.com

Доходы, согласно пункту 1 статьи 41 налогового кодекса РФ, представляют собой экономическую выгоду в денежной форме. Система налогообложения выделяет две категории доходов: поступления от реализации и внереализационные.

К расходам, подлежащим налогообложению, предъявляются специфические требования (п. 1 ст. 252 НК РФ):

  • Обязательно наличие правильно оформленных документов, подтверждающих эти расходы.
  • Необходимо предоставить обоснование их экономической целесообразности.

Эти расходы делятся на две категории: связанные с производственной и коммерческой деятельностью, а также внереализационные.

Для расчета налогооблагаемой прибыли требуется выполнить отдельный расчет, в котором необходимо отразить данные о доходах и расходах, учитываемых в налоговой базе, в специальных регистрах. Объектом налогообложения является прибыль, которая вычисляется путем вычитания расходов из доходов.

Часто задаваемые вопросы о доходах и расходах компании

Что не считается доходами и расходами предприятия?

Структура доходов и расходов компании составляется в соответствии с положениями ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 о поступлениях и выбытии по следующим видам операций и активов:

Какие методы учета доходов и расходов применяют в организациях?

Рассмотрим основные методы учета:

  • Кассовый. Он основан на фиксации информации в декларации и регистрах на кассовой основе. При надлежащем учете доходы фиксируются в момент поступления денежных средств или зачета долга. Расходы отражаются в момент их фактической оплаты. Этот метод чаще всего используется при упрощенной системе налогообложения.
  • Аккумуляционный метод — это способ учета доходов и затрат, который не учитывает движение денежных ресурсов. Фактически доходы и расходы фиксируются в том периоде, когда они получены, вне зависимости от того, когда произведены оплаты. Применим ко всем режимам налогообложения.
  • Метод начисления – учет доходов и расходов, который не связан с перемещением денежных средств. По факту их учитывают в том периоде, в котором они получены вне зависимости от совершения оплат. Подходит для всех систем налогообложения.

Принцип соответствия. Доходы компании должны быть соизмерены с расходами.

Какие существуют принципы бухучета доходов и расходов компании?

  • Принцип объективности. Все операции должны быть регистрированы на счетах в российских рублях с использованием сплошного метода учета. Это означает, что все финансовые данные должны быть записаны достоверно и в полном объеме.
  • Принцип двойной записи. Все движения активных и пассивных средств должны быть одновременно отражены в дебете одного счета и в кредите другого счета.
  • Принцип начисления. Операции должны быть учтены в отчетном периоде, когда они произошли, а не когда была произведена оплата или получение денежных средств.
  • Принцип соответствия. Доходы компании соответствуют расходам, то есть доходы, полученные от определенной операции или периода, должны быть отражены вместе с соответствующими затратами, которые использовались для их получения. Этот принцип позволяет дать объективную оценку финансового положения компании.

Бухгалтерский учет сосредоточен на общих финансовых результатах компании и составлении финансовой отчетности, в то время как учет по налогам и сборам ориентирован на своевременное выполнение обязательств по уплате налогов. На практике бухгалтерия сталкивается с потребностью в ведении двух видов отчетности. Грамотная организация учета доходов и расходов имеет особое значение в эффективности предприятий разных типов собственности и масштабов.

Финансовые органы проявляют большой интерес к тому, как налогоплательщики ведут учет своих доходов и расходов. Поскольку налоговый учет может требовать учета отдельных доходов и расходов, например, налоговых льгот или вычетов, бухгалтерам необходимо разрабатывать специальные документы, такие, как книги учета доходов и расходов, налоговые декларации и отчетности.

Понравилась статья? Поделитесь:
Читайте также