Мужской бизнес-клуб успешных предпринимателей
Мужской бизнес-клуб предпринимателей
Вступить в клуб
Главная> Развитие бизнеса >Диверсификация бизнеса: задачи, правила, методы

Диверсификация бизнеса: задачи, правила, методы

07.04.2025
876
Время чтения: 10 минут
Сохранить статью:

О чем речь? Диверсификация бизнеса – распределение ресурсов с целью снижения рисков, масштабирования и увеличения устойчивости компании к внешним факторам. Диверсифицируют производство, активы, компанию в целом.

На что обратить внимание? Диверсификация бывает связанной и несвязанной. Первый тип соотносится с текущей деятельностью компании, а второй подразумевает выход на совершенно новые рынки. Соответственно, этапы распределения ресурсов будут различаться.

Понятие и задачи диверсификации бизнеса

Слово диверсификация пришло к нам из английского языка, на котором diversity означает разнообразие. С точки зрения предпринимательства, диверсификация бизнеса – это распределение имеющихся ресурсов. Наиболее часто такая перетасовка затрагивает инвестиции и активы финансового характера. Сам термин «диверсификация» первый раз был использован американским экономистом Гарри Марковицем в далеком 1952 году. Если применять это понятие по отношению к бизнесу, то данная стратегия подразумевает запуск компанией новых товаров, услуг или направлений, а также вложение средств в различные рынки и активы.


shutterstock.com

Диверсификация помогает организациям финансового профиля распределять риски благодаря использованию различных активов, кредитных и финансовых инструментов. К примеру, паевые инвестиционные фонды вкладывают средства в разные отрасли, чем уменьшают вероятность потерь.

Ниже перечислены главные цели и задачи диверсификации:

  • эффективное распоряжение имеющимися ресурсами для извлечения максимальной прибыли;
  • создание финансового резерва для планируемого масштабирования бизнеса или для покрытия убытков;
  • снижение рисков;
  • защита организации от незапланированных потерь в случае наступления рыночных колебаний;
  • проведение реорганизации компании или ее масштабирование;
  • обеспечение бизнесу новых точек роста в ситуации, когда основная деятельность станет неактуальной или убыточной.

Преимущества диверсификации заключаются в:

  • ярко выраженной сопротивляемости к последствиям кризиса и усилению конкуренции;
  • эффективном распределении имеющихся ресурсов;
  • наличии конкурентных преимуществ, которые выражаются в новых продуктах или направлениях деятельности;
  • гибкой долгосрочной стратегии, легко адаптирующейся к разнообразным трендам и изменениям;
  • поддержке одних направлений за счет успешного функционирования других;
  • растущей привлекательности бизнеса с точки зрения инвесторов и партнеров;
  • наличии доступных кредитов по выгодным процентным ставкам не только на российском рынке, но и на международном.

Если говорить о недостатках диверсификации, то следует отметить:

  • наличие проблем, связанных с распределением ресурсов между направлениями и активами;
  • вероятность наличия таких рисков по некоторым направлениям, которые могут поглотить в счет убытков весь доход от прибыльных направлений;
  • наличие сложностей в управлении из-за того, что структура компании слишком масштабна;
  • обязательные процессы оптимизации и унификации по некоторым разрозненным направлениям;
  • необходимость крупных вложений и наличие высоких рисков при запуске новых направлений или продуктов, а также выходе на новые рынки.


shutterstock.com

Виды и типы диверсификации бизнеса

Существует два основных вида диверсификации – связанная и несвязанная:

  • Под связанной диверсификацией понимается такая деятельность, которая направлена на основной профиль бизнеса. Примером такой диверсификации может стать пекарня, которая кроме выпуска хлебобулочных изделий освоила выпечку тортов.
  • Несвязанная диверсификация – это расширение бизнеса за счет деятельности, которая не похожа на профильную для компании. Например, собственник химчистки стал осуществлять продажу кофе в своем помещении. Данный вид диверсификации намного сложнее, поскольку сотрудников приходится обучать новым приемам и методам работы, закупать дополнительное оборудование, перенастраивать процессы логистики и так далее.

Если говорить о типах диверсификации, то они бывают следующими:

  1. Диверсификация производства. Расширение бизнеса собственник осуществляет за счет имеющихся у него ресурсов. Рассмотреть такую диверсификацию можно на примере той же пекарни, которая кроме хлеба освоила выпуск тортов и пирожных на заказ. В результате данного шага бизнес получил альтернативные источники извлечения прибыли и стал более устойчив к кризисам, поскольку в случае падения доходов у населения оно начнет покупать хлеб в супер- и гипермаркетах, а пекарня сможет рассчитывать на доход от кондитерского направления.
  2. Диверсификация бизнеса. Компания или бизнесмен, используя минимальные вложения, открывают новый бизнес в совсем другой сфере. Пример: предприниматель оказывал услуги химчистки, используя для этого арендованное помещение. Для диверсификации бизнеса он в этом же помещении установил купленную кофемашину, провел обучение сотрудников варке кофе и обновил вывеску при входе в химчистку.
    Итогом этих мероприятий стала организация двух разных направлений деятельности при использовании одних ресурсов. Это означает отсутствие необходимости искать помещение под кофейню, нанимать на работу бариста. Для клиентов выгода заключается в том, что, придя в химчистку, они смогут выпить чашечку ароматного кофе, а те, кто зайдут за кофе, узнают, что здесь оказывают услуги химчистки.
  3. Диверсификация инвестиционного портфеля. Организация или предприниматель определенную часть своего дохода вкладывают в различные, не связанные друг с другом, финансовые инструменты, например, покупку акций в разных странах и отраслях. Итогом такого шага будет высокий шанс извлечения прибыли от инвестиционной деятельности и уменьшение риска потери средств, поскольку сразу все ценные бумаги очень редко одновременно обесцениваются.

Любое направление диверсификации бизнеса при грамотном подходе может принести выгодные дивиденды.


shutterstock.com

Стратегии диверсификации бизнеса

Диверсификацию бизнеса можно осуществлять по-разному. Существуют определенные стратегии, позволяющие проводить расширение ассортимента и рынков сбыта:

  1. Горизонтальная диверсификация. Здесь имеет место добавление в ассортиментный ряд такой новой продукции или услуг, которые никак не связаны с существующими, но вместе с тем рассчитаны они на потребление той же целевой аудиторией. Такое расширение не сильно затрагивает существующую бизнес-модель. Например, ассортимент кондитерской можно расширить и вместо тортов и пирожных продавать еще и печенье, конфеты и пироги с разной сладкой начинкой. В результате такого подхода предприниматель получает прекрасное дополнение основного ассортимента при отсутствии необходимости приобретения нового оборудования или технологий.
  2. Вертикальная диверсификация. При вертикальной диверсификации организация стремится осуществлять контроль всех этапов своего производственного и сбытового процессов. Например, владелец небольшого кафе осуществляет закупки кофе у местного поставщика. Если начать производить самостоятельную обжарку кофейных зерен, то в этом случае кратно возрастает контроль качества готового продукта, а также появляется возможность предлагать своим клиентам уникальные сорта кофе.
  3. Концентрическая диверсификация. Данная стратегия диверсификации бизнеса предполагает расширение ассортиментного ряда за счет тех продуктов или услуг, которые никак не связаны с ключевым направлением работы организации, но могут базироваться на существующих технологиях, структуре и навыках. Иными словами, при концентрической диверсификации акценты смещаются в сторону использования имеющихся преимуществ бизнеса. К примеру, компания по производству смартфонов может начать освоение выпуска наушников и смарт-часов. Функционально эти устройства недалеко находятся от основного производства, и их можно производить на существующем оборудовании.
  4. Несмежная диверсификация. Результатом несмежной диверсификации является освоение абсолютно новых рынков и выпуск продуктов, никак не связанных с существующим направлением бизнеса. К примеру, собственник небольшой станции технического обслуживания автомобилей открывает пекарню, дополнительный доход от которой поможет компенсировать сезонные простои в ремонте транспортных средств.
  5. Географическая диверсификация. В соответствии с данной стратегией бизнес начинает расширять зону своего присутствия за счет рынков новых регионов. Например, популярная сеть бьюти-салонов открывает филиалы в соседних городах. Результатом такого шага является увеличение потока клиентов, снижение рисков зависимости от экономической ситуации в конкретном населенном пункте. Особенно это касается городов, которые возводились ради и вокруг крупнейших заводов и предприятий.

Процесс поглощения характеризуется тем, что одна компания для расширения своего ассортиментного ряда начинает покупать другие фирмы такой же или близкой сферы деятельности. Например, фирма, производящая офисную мебель, приобретает другую организацию, которая специализируется на выпуске офисных светильников.


shutterstock.com

Этапы диверсификации бизнеса

  1. Анализ деятельности. Без тщательного анализа успешность диверсификации определить будет очень сложно. Основное внимание необходимо обращать на:
    • состояние текущих показателей компании, ее преимущества и на то, как их можно использовать;
    • наличие ограничений или на все те моменты, которые потребуют дополнительных вложений;
    • прочность положения компании на рынке, то есть на ее стабильность;
    • факты наличия или отсутствия свободных ресурсов.

    После подробного анализа разрабатываются пути развития.

  2. Поиск направления. Сложность этого этапа заключается в необходимости проведения макроэкономического исследования, результаты которого продемонстрируют реальное положение тех отраслей, куда планируется заходить.
  3. В некоторых случаях руководство предпочитает осуществлять диверсификацию именно в сферах, с которыми оно хорошо знакомо. Так можно будет обойти все существующие подводные камни и добиться успеха.

  4. Оценка нового бизнеса. После проведения макроэкономического исследования остаются одно или два направления диверсификации. Важно провести всесторонний анализ нового курса, оценить все существующие риски, определить рынки сбыта и так далее.
  5. Ниже перечислены показатели, в соответствии с которыми проводится оценка будущего бизнеса:

    • уровень конкурентоспособности продукта на рынке;
    • наличие соперников;
    • рынок сбыта;
    • ценовая политика;
    • финансирование процесса;
    • вероятные альтернативы развития.
  6. Анализ портфеля. Заключительный этап характеризуется необходимостью тщательного обоснования будущего проекта. Важно определить, будет ли целесообразным его воплощение в жизнь, хватит ли бюджета на реализацию, потребуются ли дополнительные затраты или ресурсы.


shutterstock.com

Примеры диверсификации бизнеса

Ниже приведены примеры диверсификации бизнеса как в нашей стране, так и за рубежом:

  • Пример 1. В 2007 году гигант в мире развлечений, компания Walt Disney, поглотил относительно молодую мультипликационную компьютерную студию Pixar, что положительно сказалось на деятельности обеих сторон. До заключения сделки поглощения акции компаний уже были в обращении на бирже. По завершении слияния акционеры маленькой Pixar стали собственниками акций компании-гиганта, а акции Walt Disney существенно прибавили в цене.
  • История этой сделки берет начало в 80-х годах прошлого века, когда Джордж Лукас был вынужден продать Pixar молодому предпринимателю Стиву Джобсу всего лишь за 5 000 000 долларов. Продолжительное время финансирование компании Джобс осуществлял из своего кармана, что дало неплохой результат. Один за другим вышло несколько удачных мультфильмов, после чего компания Walt Disney поняла, что упустила важную долю рынка. Результат известен: «гигант» купил «малыша» за 7 400 000 миллиардов долларов.


    shutterstock.com

  • Пример 2. В последний год прошлого тысячелетия Cosmopolitan, крупный издательский дом, решился на диверсификацию бизнеса путем освоения продуктового рынка. Расширение планировалось за счет выпуска такой продукции, как йогурт. Компания ориентировалась на своих состоятельных читательниц, которые должны были, по ее мнению, питаться только здоровыми продуктами. Основной упор делался на имя бренда. Но такой прием на высококонкурентном рынке кисломолочной продукции не сработал, и производство йогурта в конце концов просто свернули.
  • Пример 3. «Сбер» и его экосистема. В настоящий момент данный банк является лидером не только финансового сектора, но и области телекоммуникационных компаний, страховой сферы, брокерских контор и так далее.
  • Пример 4. Всемирно известный концерн «Калашников» известен не только производством боевого оружия, но и своей относительно мирной продукцией, а именно охотничьим, спортивным и гражданским оружием. Также он выпускает медицинскую технику, беспилотные аппараты, компрессоры для авто и другое.

Часто задаваемые вопросы о диверсификации бизнеса

Какие риски могут встретиться при диверсификации?

Как правило, основные сложности заключаются в потребности управлять большим количеством активов, поскольку эффективность работы может снижаться из-за необходимости координировать деятельность различных подразделений.

Когда надо проводить диверсификацию?

Диверсификацию бизнеса проводят в следующих случаях:

  • при наличии зависимости от маленьких рынков сбыта и ограниченного ассортимента;
  • при увеличении финансовых потоков и необходимости вложить средства в развитие и масштабирование компании;
  • при угрозе банкротства;
  • при желании распределить риски между разными сферами деятельности.

Что нужно учесть до начала процесса диверсификации?

Важно понимать, с какими рисками можно столкнуться и как действовать, если они наступят. Все сотрудники должны осознавать, почему важно уметь управлять рисками, а также вносить предложения по улучшению процессов. Благодаря успешной диверсификации можно достигнуть стабильности в бизнесе и обеспечить его долгосрочный рост.

Понравилась статья? Поделитесь: